ОБЪЕКТ 825 ГТС
Корреспондент «Известий науки» посетила самый
крупный из рассекреченных военных объектов на планете - подземный комплекс для
субмарин. Из-за него древний крымский городок Балаклава около Севастополя на
долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов
СССР.
«Объект 825 ГТС» - так назывался в документах этот
комплекс, задуманный еще Сталиным как сооружение противоатомной защиты первой
категории. Вождь был потрясен результатами бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и
решил таким образом защитить от нападения подводный флот, чтобы гарантировать
нанесение ответного удара. Строительство подземного завода для ремонта и
снаряжения субмарин началось уже после его смерти, в 1957 году, а завершилось в
1961-м.
Прелесть и своеобразие Балаклавы состоит в
уникальной длинной и глубокой бухте, по одну сторону которой на горе высятся
живописные развалины средневековой генуэзской крепости Чембало, а по другую -
поднимается горка Таврос, что в переводе с тюркского значит «пустая». В ней-то и
был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и
покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров.
В случае угрозы прямого ядерного удара - а объект
мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн - толстенные
герметичные двери закрывались, и завод способен был самодостаточно существовать
3 года, вместив при этом 3000 человек - все тогдашнее население Балаклавы.
Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные
магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать
объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты,
хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов,
госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и даже
комнаты отдыха.
С военной точки зрения «Объект 825 ГТС» представлял
собой комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта,
складами для хранения торпедного и иного вооружения. Здесь было два выхода по
обе стороны горы. Со стороны бухты был вход в штольню. В случае необходимости он
перекрывался плавучим ботопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для
выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который
также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты
маскировочными приспособлениями и сетями.
Чтобы можно было представить себе циклопичность
этого сооружения, назову несколько цифр. Общая длина тоннеля под горой
составляла полкилометра, длина потерны, где находились основные цеха, - 300
метров. Свет фонариков не давал нам возможности оценить названную экскурсоводом
длину канала - 360 метров, но его видимая 12-метровая ширина и 18-метровая
высота железобетонной арки впечатляла. Услышав, что глубина канала - не меньше 7
метров, никто из экскурсантов не рискнул подходить к его краю.
Неудивительно, что в штольнях могло свободно
разместиться 7 подлодок основных советских проектов, а при необходимости - до 14
субмарин разных классов. Утверждают, что расчетный срок полного ремонта субмарин
не превышал трех недель, и за весь 30-летний период эксплуатации объекта не было
ни одного случая срыва графика ремонта судов.
Однако всех чудес гигантского военизированного
города-завода экскурсантам теперь не увидеть - о былом могуществе можно говорить
только в прошедшем времени.
При разделе Черноморского флота уникальный объект
был безнаказанно разграблен. В 1991 году отсюда был выведен основной состав
подводных лодок, снято и вывезено уникальное оборудование, уничтожены следы
секретных технологий и секретного оборудования. Остальное - трубопроводы,
кабели, емкости, весь металл, даже ограждения, металлические поручни, лестницы
были безжалостно вырублены, вырваны «с мясом». Кем? Неизвестно.
Теперь в лучах своих фонариков поеживающиеся от
сырости и холода экскурсанты могут лишь увидеть покрытые плесенью бетонные стены
с какими-то торчащими вывернутыми железяками, кое-где сохранившиеся облезлые
инструкции по обращению с торпедами, рельсы с чудом сохранившейся тележкой для
перевозки оружия да многотонные герметичные двери, снять которые никаким
грабителям, наверное, не под силу. И еще уходящий в темноту канал с неподвижной
мертвой водой, напоминающий реку забвения. Но именно эта неприкрашенная
реальность гигантского сооружения, на которое некогда была потрачена уйма
времени, человеческих сил, нервов, интеллекта и денег, производит потрясающее
впечатление.
- Да, не зря мы боялись Советского Союза, - сказал,
выйдя из штольни, Джон Хинкли из Коннектикута, который был с нами в одной
группе. Вообще это удивительно - экскурсии начали проводить совсем недавно, у
кассы для продажи билетов нет еще даже помещения, а в штольне уже успело
побывать немало любопытствующих туристов из Польши, Канады, США, Израиля,
Голландии, Франции, Германии. Говорят, у них эта экскурсия становится популярной
под названием «Балаклавский экстрим».
Валентина ГАТАШ, Балаклава,
«Известия науки», inauka.ru
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200447/?47_3_2