МОЖНО ЛИ В РОССИИ ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ И БЮРОКРАТИЗМ?
Пару лет назад в ходе визита в Россию канадского
премьер-министра Ж. Кретьена произошел примечательный эпизод. В подписанном
главами правительств двух стран протоколе о намерениях самые крупные инвестиции
- 168 миллионов долларов - канадские бизнесмены решили сделать в проект
волгоградского научно-производственного центра «ГРУС». Проект предусматривает
налаживание производства энергии из ...обычного песка. Пикантность ситуации в
том, что официальная российская наука давно объявила это открытие чистой воды
«шарлатанством», а попытки волгоградских ученых привлечь внимание к нему
государственных чиновников разного уровня, вплоть до правительственного,
«заглохли» в многолетней бюрократической переписке и волоките. Перспективные
технологии, применение которых может решить многочисленные проблемы и привнести
многомиллиардные прибыли, уходят в руки иностранцев. Россия же через несколько
лет получит от них втридорога то, что могла бы производить и продавать за рубеж
сама. Картина для нас достаточно типичная. Входящие в моду плазменные
телевизоры, мировой объем продаж которых превышает уже многие миллиарды
долларов, были изобретены в Рязани российскими специалистами. Но стену
чиновничьего равнодушия и бюрократизма пробить не удалось, а хваленым «новым
русским» возиться с внедрением новейших изобретений и технологий и вовсе не с
руки - куда быстрей и надежней они «зашибут бабки» на привычных махинациях и
перепродажах, благо климат для этого теми же чиновниками создан почти идеальный,
надо только найти к ним соответствующий подход, и понятно какой...
Воровство и коррупция - излюбленная тема наших
российских СМИ - действительно наносят стране огромный ущерб. Но это - капля в
море по сравнению с тем, что теряется от неумения, а то и нежелания
государственных чиновников заниматься внедрением и продвижением на российские и
зарубежные рынки отечественных изобретений и технологий, по уровню которых
Россия до сих пор существенно опережает многие страны. Отстаем, и чем дальше,
тем больше, по их практическому применению и внедрению, и если не сумеем
переломить ситуацию, окончательно скатимся до уровня даже не латиноамериканских
- африканских государств. Первостепенное значение здесь приобретает
компетентность и «дебюрократизированность» государственного аппарата, того
самого чиновничества, которое в зависимости от импульсов, задаваемых с самых
«верхов», может быть прогрессивным и «реакционным», ускорять или, наоборот,
тормозить развитие страны.
В России, похоже, преобладает второй вариант.
Отечественный бюрократизм давно уже напоминает ту самую сказочную гидру, у
которой на месте отрубленной головы сразу же вырастает несколько новых. И никто
с этим ничего поделать не может. Ни бывшие лидеры КПСС, ни их «демократические»
преемники, при которых бюрократизм, всевластие министерств и ведомств растут уже
не в арифметической, а геометрической прогрессии. Сегодня в России вдвое больше
государственных чиновников, чем в бывшем Советском Союзе, хотя, казалось бы,
пропорция должна быть развернута совсем в иную сторону. Да и бюрократических
препон в любом виде деятельности стало намного больше. Это признает и сам
президент В. Путин, излюбленной темой бесед которого с высокопоставленными
российскими чиновниками как раз и является «дебюрократизация» государственного
управления и экономики. Но чем больше разговоров и указаний «искоренить»
бюрократизм, тем сильней он разрастается на деле.
До сих пор, вопреки многочисленным президентским
поручениям, Россия удерживает мировой рекорд по количеству лицензируемых видов
предпринимательской деятельности - их у нас в десятки раз больше, чем, например,
в западноевропейских государствах. Резким усилением бюрократической
безответственности и неразберихи обернулось создание федеральных округов. В
результате учреждения сразу семи федеральных руководящих инстанций численность и
без того раздутого чиновничьего госаппарата возросла, на порядок увеличился
поток казенно-бумажной отчетности, которую приходится направлять «промежуточным»
федеральным начальникам. Нарушились и налаженные связи между центром и
регионами, что особенно пагубно сказалось на работе правоохранительных органов,
в первую очередь МВД, новое руководство которого поспешило услужливо дублировать
новую федеральную вертикаль.
А взять так называемую «административную реформу»,
автором которой считается близкий соратник российского президента Д. Козак.
Замысел вроде бы похвальный: провести четкую границу между нормативной,
оперативной и контрольной функциями госуправления. Федеральные министерства
издают нормативные акты, федеральные агентства их исполняют, а федеральные
службы обеспечивают контроль. Но гладко было, как говорится, на бумаге. Про
российские овраги знатоки зарубежного опыта напрочь позабыли. У нас не США и не
Великобритания, в России служат начальству, а не закону. В России президент
(царь), министр, губернатор и так далее еще с стародавних времен сами себе
устанавливают правила, сами их исполняют и сами себя контролируют, это вековая
традиция и национальная ментальность, одной чисто бюрократической реорганизацией
ее не исправишь. В нашей стране, как гениально точно и просто констатировал
Сталин, все решают кадры. Когда они не меняются, все перестройки и реорганизации
ведут только к ухудшению работы, а то и ее полному параличу. Начинать надо
именно с кадров, а у нас начинают совсем с другого конца, формируя
«прогрессивные» структуры под никуда негодные кадры. Результат административной
реформы очевиден. Федеральных руководящих инстанций стало намного больше (и
число возросло с 54 до 72), функции, естественно, смешались еще больше, а
количество чиновников после первых бодрых рапортов об его сокращении снова стало
быстро расти.
Итог путинской «прогрессивной» перестройки
очевиден: бюрократизма и чиновничьего маразма стало больше, а управляемости
социально-экономическими процессами в стране, и без того весьма условной, еще
меньше. Ну а полную беспомощность власти перед лицом лавинообразно нарастающего
терроризма показали события в Беслане. Такого хаоса, такого бардака, такой
вопиющей несогласованности и некомпетентности различных силовых структур не было
еще ни в одной стране мира. А ведь, казалось бы, на Северном Кавказе, в Южном
Федеральном округе власти должны были действовать хоть немного эффективней, чем
в других регионах - ведь от их действий здесь зависят судьбы тысяч и тысяч
людей. Увы... Поистине, не умеешь, не берись. Лучше никаких реформ, чем реформы,
осуществляемые некомпетентными и бездарными людьми. Тем более опасными для
государства, чем больше у них искреннего желания и стремления навести
«цивилизованный порядок».
Но реформистский зуд неизлечим, одержимые им люди,
видя и даже признавая растущие безобразия, объясняют их... недостаточной
радикальностью и решительностью проведения реформ. И вот Д. Козака, одного из
инициаторов бестолковых и бездарных перестроек, названных «административной
реформой», обернувшейся резким падением и без того крайне низкой эффективности
работы государственного аппарата, направили наводить порядок в Чечне...
Казалось бы, безысходная ситуация. Неужели
справиться с растущим всесилием чиновничьего бюрократизма в России и впрямь
невозможно?
Вопрос риторический только для тех, кто плохо знает
нашу историю. Бюрократизма и тесно связанной с ним коррупции много у нас только
потому, что с ними либо не умеют, либо не хотят по-настоящему бороться.
«Правильный путь такой: усвой, что сделали до тебя раньше, и иди дальше». Этот
афоризм Л. Толстого основательно подзабыт. А напрасно.
В царствование Александра I либеральные реформаторы
во главе с М. Сперанским сумели добиться того, что мздоимствующие чиновники из
страха перед неизбежной карой сами давали взятки тем, у кого их раньше брали -
разбор поступивших жалоб мог обойтись им куда дороже... А всего-то убрали
нескольких приближенных к царю сановников, бравших «на лапу» по-крупному.
Остальные быстро поняли что к чему... Все это, впрочем, продолжалось недолго.
«Властитель слабый и лукавый» вскоре утратил интерес к реформе государственного
устройства, Сперанский попал в опалу, бюрократизм вновь поднял голову, брать и
воровать в чиновничьем аппарате стали еще больше... Далекое прошлое по понятным
причинам для нынешней ситуации особого интереса не представляет, куда полезней
обратиться к недавним временам.
Как ни ругай и ни проклинай Сталина, при нем
отечественная экономика шла в гору, занимая по темпам производительности труда и
технического обновления ведущее место в мире. К началу 50-х годов Советский Союз
не только полностью восстановил, казалось бы, дотла разрушенное войной народное
хозяйство, но и вышел на лидирующие позиции в области науки и техники. Обладая
всего 30 процентами экономического потенциала США, наша страна сумела выйти на
ведущие позиции по наиболее важным направлениям научно-технического прогресса -
в авиации и космонавтике, энергетике, тяжелом машиностроении, приборостроении и
другим. Бесспорное же лидерство Советского Союза в фундаментальных научных
исследованиях открывало перспективу качественных прорывов в создании и внедрении
новейших технологий, недоступных, по сути, никакой другой стране, включая и
Соединенные Штаты. Неотъемлемой составной частью «советского чуда» была глубоко
продуманная, доказавшая свою эффективность система государственного управления
экономическим и научно-техническим развитием страны. Система, которая в
минимальной степени испытывала на себе тормозящее воздействие бюрократизма,
ведомственности, разного рода чиновничьих амбиций, не говоря уже о коррупции,
размер которой в те годы по сравнению с нынешними временами вообще представлял,
выражаясь математическим языком, ничтожно малую величину.
Автору статьи довелось обсуждать эту тему с видным
советским ученым академиком В.В. Струминским. В конце 40-х годов он по решению
ЦК партии был командирован в ряд ведущих западных стран, включая США,
Великобританию и Францию, с целью закупок современного оборудования для
научно-исследовательских институтов физического профиля.
«Незадолго до зарубежной командировки, -
рассказывал В. Струминский, - я занимался примерно тем же в нашей стране.
Была хорошая возможность сравнить работу чиновничьего аппарата за границей и в
тогдашнем Советском Союзе. Результат был совершенно неожиданным. Наши
«аппаратчики» на две головы оказались выше своих западных коллег. То, что в
Великобритании или Франции занимало две недели, требуя множества разных
согласований, у нас решалось за 3-4 часа. В Америке картина была примерно та же.
Советские управленцы были намного подготовленней: быстрей соображали, не боялись
брать на себя ответственности, работали четко, грамотно и профессионально.
Чиновники американских, французских и английских министерств, так же как и
представителя ряда частных корпораций, с которыми приходилось иметь дело,
казались мне людьми прошлого век: мало того, что они замедленно и с большим
трудом вникали в суть вопросов, но даже поняв, что от них требуется, обязательно
выясняли, как к этому отнесутся свыше, стараясь при этом «спихнуть»
ответственность на других».
Больше всего, отмечал В. Струминский, раздражало
то, что вокруг любой мелочи разводилась совершенно ненужная и бессмысленная
бумажная волокита, сильно тормозившая принятие окончательного решения. Контраст
между высоким уровнем материально-бытовой культуры, комфортности рабочих условий
и удручающе низкой эффективностью управленческого труда на Западе производил
удручающее впечатление.
Рассказывая о своем пребывании в Великобритании,
академик привел любопытный эпизод. Остановившись в лондонской гостинице, он,
уходя на переговоры, забыл закрыть дверь своего номера. Вернувшись вечером,
обнаружил, что в комнате побывал вор: исчезли продукты - колбаса, сыр, консервы
и икра, которые он, спеша в аэропорт, купил на ходу в Елисеевском гастрономе на
улице Горького. В отличие от Москвы в послевоенном Лондоне продукты выдавали по
карточкам, они представляли куда большую ценность, чем деньги. «Я ничуть
этому не удивился, - заметил по этому поводу В. Струминский.- Если бы
советские управленцы работали так же, как английские, мы бы еще долго не вылезли
из карточной системы».
В сегодняшней России во все это, конечно же,
верится с трудом. Да и многие десятилетия тотальной обработки общественного
мнения в «антикультовском» духе отнюдь не располагают к восприятию
вышесказанного... Но так действительно было и в этом может убедиться любой,
взявший на себя труд ознакомиться с реальными документами и фактами.
Конечно, нынешнее российское государство совсем
другое, но «бюрократизм, - гласит известное изречение - гигантская сила,
приводимая в движение пигмеями». Сказано точно. Измельчание руководителей
страны, начавшееся после смерти Сталина, сопровождалось лавинообразным
нарастанием бюрократизма. Этому во многом способствовало прогрессирующее
разрушение четко работавшей в прошлом системы выявления, роста и выдвижения
руководящих кадров. Дошли, точнее докатились, до появления на самых высоких
постах совершенно случайных людей, оказавшихся «наверху» не благодаря деловым
качествам и личным заслугам, а по личной преданности президенту и умению угодить
«своим» людям в высших эшелонах власти. А когда на первом месте личные, или, что
одно и то же, групповые интересы, реальная борьба с коррупцией и бюрократизмом
будет вестись только на словах. Верность «своему» клану, личная преданность
«самому» спасет от заслуженного наказания даже самого махрового и безнадежного
бюрократа, утопившего в бесчисленных заседаниях и потоке бумаг порученное ему
дело. Многочисленные примеры тому у всех перед глазами, точнее, сплошные примеры
- взять ли экономику, работу правоохранительных органов или ту же Чечню ... Но
так было не всегда, и присмотреться к опыту прошлого, к применявшимся тогда
методам борьбы с коррупцией и бюрократизмом отнюдь не мешает. Тем более, что, в
отличие от рецептов рыночных реформаторов, эти методы хорошо приживались на
российской земле и работали не на подрыв, а на усиление эффективности
государственного управления.
Мировой опыт свидетельствует однозначно: из
кризисов и спадов национальные экономики выводил не рынок, а государственное
регулирование, умение руководителей своих стран сосредоточивать все силы и
средства на решении ключевых задач. Так было в 30-е годы в США. Так происходило
в послевоенный период в Германии и Японии. Таким путем обеспечил себе прорыв в
XXI век и Китай. О нашей стране и говорить не приходится: она была первой на
этом пути. И первой решила проблему создания сильного, компетентного и в то же
время, как отмечалось выше, «дебюрократизированного» государственного аппарата,
успешно решавшего поставленные перед страной задачи. И одно из самых ценных и
важных составляющих этого опыта - активное, «сотрудническое» и заинтересованное
подключение госаппарата к достижению поставленных политическим руководством
страны целей.
Сталин и его соратники, в отличие, например, от
Троцкого, первым заговорившим об опасности «номенклатурно-бюрократического
перерождения» аппарата и выступавшим за самые радикальные меры по его
«дебюрократизации» (что, впрочем, не помешало ему одновременно создать вокруг
себя так называемую аппаратную «номенклатуру»), рассматривали партийных и
государственных функционеров как проводников своей политики, как соратников и
единомышленников в достижении общих задач. Впрочем, последующий мировой опыт
также показал, что осуществить по-настоящему крупные преобразования в
экономической и социальной сферах можно лишь, привлекая на свою сторону
государственный аппарат, по крайней мере, его значительную часть, в противном
случае «тихий» чиновничий саботаж сведет на нет выдвинутые лозунги и программы.
Все успешные реформаторы недавнего прошлого - от
американского президента Ф. Рузвельта, западногерманского руководителя Л.
Эрхарда до китайского лидера Дэн Сяопина - могли говорить со своим чиновничьим
аппаратом на «вы», умели заинтересовать его в успехе проводимых реформ, что,
впрочем, не исключало, а, напротив, предполагало усиление требовательности и
персонального спроса за порученное дело. И, напротив, тот, кто афишировал свою
враждебность «бюрократическому» аппарату, постоянно реорганизовывал, ломал,
сокращал и унижал его, в конечном счете проваливал и «забалтывал» реформы,
втягивая страну в острейшие кризисы и спады. Феномен того же Троцкого, может
быть, и подзабыт. Красноречивые примеры М. Горбачева и Б. Ельцина у всех еще
перед глазами. Да и нынешний российской президент идет по этому внешне
эффектному, но по сути своей разрушительному для налаживания эффективного
государственного управления пути. Постоянные аппаратные перестройки и
сокращения, крикливые «разносы» «забюрократизированного» чиновничьего корпуса с
высоких трибун вызывают лишь мимолетный популистский эффект. На практике же
подобная «борьба с бюрократизмом» ведет лишь к обратным результатам, запугивая и
без того парализованных бесконечными реорганизациями и сменами руководства
чиновников, отбивая у них охоту не только к самостоятельной и активной работе,
но и ко всякой работе вообще. Не говоря уже о том, что из аппарата уходят
толковые работники и ценные специалисты, которые растут годами и которых очень
часто просто некем заменить. Да что говорить - с 1991 года структуры бывшего КГБ
реформировались восемь раз, при этом пять раз менялось название российской
службы безопасности. Дореформировались до того, что лишились самых ценных кадров
и агентурной сети, восстанавливать которую придется уже не годы - десятилетия.
Результат всем очевиден - террористы делают, что хотят, Россия вместе с Ираком
стала полигоном мирового террора, где ежемесячно гибнут даже не десятки - сотни
человек, и конца этому не видно. А в США после 11 сентября 2001 года ни одного
крупного террористического акта, хотя, казалось бы, именно американцы должны
стать основной мишенью смертников и боевиков - они ведь, а не Россия, грабят,
унижают и оскорбляют слабых и обездоленных всего мира, они - главная причина
растущей и, честно говоря, вполне закономерной справедливой ненависти исламистов
к так называемым «цивилизованным» странам. Пресмыкательство перед США привело к
тому, что нашу страну стали вполне справедливо рассматривать как их пособника и
подручного. А отсюда и нарастающая волна терроризма, тем более масштабного, что,
в отличие от Соединенных Штатов, российские силовые структуры демонстрируют
вопиющую некомпетентность и беспомощность. Как и весь полупарализованный
госаппарат.
В.Н. ДОБРОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200448/?48_1_2