ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г. ЛУКАШЕНКО

Dec 07, 2004 12:57


ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г. ЛУКАШЕНКО

Уважаемый Александр Григорьевич!

Спасение школ от наркомании и других антисоциальных деяний - в физической культуре и спорте. Истина эта банальна и естественна, так что расшифровывать ее нет смысла. Хотя возможно и дополнение: только тогда подросток не потянется к наркотикам (а в России, к примеру, уже каждый 5-й подросток знает, что такое наркотики, хотя еще и не наркоман - как обстоят дела в Беларуси, я, правда, не знаю), когда через уроки физкультуры он приобщён к спорту, когда он умеет, пусть и на примитивном уровне, играть в баскетбол, прыгать, правильно бегать, ходить на лыжах, когда он участвует во внутришкольных, так сказать нечемпионских, соревнованиях. Одним словом тогда, когда это дело его увлекает и убивает в нем скуку, эту основу основ антисоциальности.

О том, что состояние физической культуры и спорта в школах бывшего СССР, мягко говоря, было неудовлетворительно и намного отставало от постановки дела других школьных предметов - общеизвестно. И надо сказать, что вина тут не в самих школах, а, я считаю, в пассивности родителей и в сложившейся системе подготовки педагогических кадров. Да и вообще в порочном принципе отношения к учителю, как к фигуре совершенно второстепенной в социальной жизни. Но эту негативную тенденцию можно снять: ведь миллионы родителей ныне существуют под дамокловым мечом того, что их сын или дочь станут наркоманами. И вы наверняка знаете об этом.

Александр Григорьевич! Те меры, которые я хочу предложить, не потребуют от правительства Беларуси буквально никаких расходов (ниже Вы узнаете почему). И я обращаюсь к Вам только по одной причине: поскольку демократические (децентрализованные) принципы управления срабатывают, как известно, только тогда, когда наличествует гражданская сознательность, то, соответственно, если этой сознательности мало или даже вообще нет - будет позарез необходима Ваша поддержка. Да, увы, но и руководство школ, и жилищно-коммунальные структуры (дворовой спорт -вторая по важности составляющая данного дела) в подавляющем большинстве своем относятся к физической культуре и спорту отрицательно, и только Ваше веское слово способно будет изменить ситуацию.

В связи с вышесказанным вот перечень мер, которые я предлагаю:

1. Организация при школах родительских активов, которым, в соответствии с программой «Спорт-антинаркотик» (фактически эта программа изложена в данном письме), оказывали бы всемерную поддержку администрации школ и руководство жилищно-коммунальных структур. В случае же отсутствия поддержки, или, так сказать, «вставления палок в колеса» (а это, наверняка, будет) к виновным применялись бы строгие меры взыскания и наказания.

2. Организация при школах родительских финансовых фондов, направленных исключительно на реализацию программы «Спорт-антинаркотик». Эти средства предназначены: а) на закупку недостающего спортинвентаря и оплату внештатных работников; б) на поощрение тех учителей физкультуры, кто горячо и умело возьмется за дело; в) на поощрение энтузиастов среди родительского актива.

3. Поскольку главное и основное звено программы «Спорт-антинаркотик» заключается в проблеме приобретения школьниками в раннеподростковом возрасте элементарно-примитивных навыков спортивной техники (напоминаю: только те школьники, кто обучен такой технике, могут увлечься спортом, а значит, и игнорировать наркотики) и, поскольку существующие методики обучения такой технике неэффективны (единственное слабое звено в нашей спортивной науке - науке в остальных аспектах, как известно, самой передовой в мире), возникает необходимость внедрения таких методик в школах. То, о чем я сейчас сказал, - самое главное и основное звено программы «Спорт-антинаркотик». И потому Ваша помощь, Александр Григорьевич, тут будет особенно необходима. Ибо как раз в этой части программы я наверняка столкнусь с сильнейшим сопротивлением. Помощь же Ваша здесь могла бы заключаться в следующем: а) необходимо обязать руководство Отделов народного образования, а через них и директоров школ, предельно серьезно отнестись к этому делу. Тормозов, то есть вышеупомянутых «палок в колеса», тут не должно быть никаких. И сколько бы ни нуждались школы в арендной плате за спортзал, вне выделения дополнительного времени в этих залах вся программа повисает; б) поскольку практика советского школьного дела, в частности, система методических кабинетов при РОНО, в отношении физической культуры и спорта подрастающим поколениям ничего не дала (как в 1-й класс приходили и приходят дети, не умея ни бегать, ни прыгать, ни играть в баскетбол, ни скользить на лыжах, так и уходят из школ, не умея это делать; во что это выливается уже десятки лет, известно: процент негодных к службе в армии катастрофичен), то от этих «научных» инстанций следует ожидать особо яростного сопротивления. И потому Ваше слово будет тут особенно необходимо; в) в связи с внедрением эффективных методик группового обучения нужна будет переподготовка учительских кадров. По крайней мере тех из них, кто хотя бы по соображениям доплаты захочет и сможет овладеть этими методиками.

4. В программе «Спорт-антинаркотик» особую роль должен сыграть баскетбол. Ведь именно элементарно-примитивной технике игры в баскетбол по упрощенным правилам можно будет обучить 10-12-летних школьников за 4-5 уроков так, что это их увлечет. И, следовательно, отвлечет от наркотиков. В связи с этим необходимо будет обязать жилищно-коммунальные структуры привести в более или менее «божеский» вид баскетбольные площадки, расположенные на их территориях. Сделать это можно практически без финансовых затрат. Ибо речь идет о ремонте или установке баскетбольных щитов из подручных (не новых) стройматериалов и из подручных же материалов (пусть это будут хоть обручи от бочек) изготовлении баскетбольных колец. Дел тут даже не на дни, а на часы.

5. Программа «Спорт-антинаркотик» невозможна без широкой пропаганды по ТВ того позитивного опыта, который у нее будет. Говорю я это, понятно, к тому, что никому, кроме Вас, Александр Григорьевич, обреченным пока на наркоманию школьникам и их безмерно несчастным родителям помочь не может. И это, само собой, вовсе не стремление к Вам подольститься, а просто объективная констатация дела.

6. Естественно, программа «Спорт-антинаркотик» имеет в виду не только баскетбол, но и другие виды спорта, примитивно-элементарной технике которых можно быстро обучить школьников. В первую очередь это лыжи, кроссовый бег, прыжки в высоту. В связи с этим необходима Ваша помощь в следующем: приведение в порядок легкоатлетических ядер школьных стадиончиков (где они имеются) силами школ и жилищно-коммунальных структур (само собой, родительские активы где-то будут активно помогать, а где-то возглавят дело; конечно, в идеале всё можно было бы сделать силами учащихся, но запущенность спорта в школах ныне такова, что на это рассчитывать пока не приходится); необходимо станет регулярное проведение в парках соревнований школьников по кроссам и широкое освещение этого дела по местным кабельным ТВ. То же и соревнования по лыжам и организация проведения Дней прыгуна в высоту.

7. Программа «Спорт-антинаркотик», как видите, носит профилактический характер. Она рассчитана на вовлечение в массовый школьный спорт учащихся 10-12 лет, т.е. в том возрасте, когда пластичность центральной нервной системы позволяет весьма быстро овладеть элементарно-примитивной спортивной техникой. Кроме того, это тот возраст, в котором, так сказать, до приобщения к наркотикам в основном остается еще от двух до пяти лет.

А как быть с теми, кто пристрастился уже у смертоносному дурману, то бишь 14-16-летними? Это проблема, увы, гораздо сложнее. Ибо профилактика тут бессмысленна. Тем не менее и этой категории школьников физическая культура и спорт могут помочь. Тем, конечно, кто хочет сам избавиться от легких наркотиков, но собственных достаточно сильных волевых импульсов для этого нет. Несмотря на то, что это уже проблема вроде бы чисто медицинская, я всё-таки выскажусь на эту тему. Известно, наркотики, говоря упрощённо, портят кровь тем, кто их употребляет. В буквальном смысле слова. И решающий момент для очищения крови - усиление обмена веществ, а также перестройка психологических установок. Процессы эти, естественно, взаимосвязаны, но говорить об их механизмах тут неуместно. Здесь важно одно: физическая культура и спорт (в особенности бег трусцой на природе) способна сотворить буквально чудеса с начинающими наркоманами. Особенно если начать организовывать среди подобных «начинающих» соревнования. После определенной подготовки, конечно. Само собой, без теснейшего контакта с врачами-наркологами об этом напрвлении борьбы с наркоманией не может быть и речи. Только вот практика, увы, показывает, что медики прямо-таки на дух не переносят «каких-то там физкультурников», лезущих в их дела.

8. Поскольку рассчитывать на существующие кадры учителей в школах было бы наивностью (люди, привыкшие работать кое-как и для «галочки», увы, не поддаются перевоспитанию) для реализации программы «Спорт-антинаркотик» следует предусматреть поиск и краткосрочное обучение нужного количества таких специалистов, которые дело, как говорится, потянут. Ну, а после необходимо будет организовать двух-трехразовую в неделю работу каждого из них в тех школах, где станут нуждаться в этом. Такое мероприятие, наверняка, воспримут в большинстве школ отрицательно. Ибо оно станет «ронять» так называемую «честь мундира». Но иного выхода нет. Альтернативным способом невозможно быстро претворить в жизнь программу. Для того чтобы осуществить это важнейшее для программы дело, необходимо будет заранее организовать упомянутые выше школьные финансовые фонды. Ибо осуществляющим работу нужно будет, разумеется, платить. Потому и станут необходимыми выступления перед родителями школ. Причем, одно из первых таких выступлений следует показать по ТВ.

9. Тем нескольким десяткам школьников, которые за полторы-две недели будут обучены элементарно-примитивной технике баскетбола (повторюсь, начать надо именно с баскетбола), нужно будет предоставить сразу же после начального этапа обучения возможность двух-трехразовых занятий в неделю в спортзале под руководством уже учителя данной школы, которому тоже будет полагаться доплата из родительского фонда. Если сразу этого не сделать, все потраченные усилия пойдут насмарку. Это - естественно, одной тренировочной игрой на занятиях ограничиваться нельзя. Периодически необходимо будет организовывать соревнования между классами. И родительские активы должны будут принимать в этих делах самое горячее участие.

10. Особо следует остановиться на тех учителях физкультуры, что могут и хотят работать по-новому. Их, увы, немного. И они в атмосфере активного неуважения к ним, как говорится, чахнут. Поэтому программа предусматривает особую опеку их, защиту от массового, мягко говоря, неуважения со стороны администрации школ. И здесь снова, Александр Григорьевич, без Вашей поддержки ну никак не обойтись.

Оппонентов у этого письма будет наверняка предостаточно. Вам скажут, что я дилетант, грубо отходящий от научно-академических догм. Вам скажут, что я игнорирую основы основ физического развития в школах, в том числе снарядовую гимнастику. Да мало ли что еще Вам могут сказать или написать. На такое вполне возможное развитие событий я могу ответить только так: катастрофическое распространение наркомании в школах произошло в первую очередь по причине отсутствия там хотя бы более или менее эффективной постановки дела физической культуры и спорта. Относительно же снарядовой гимнастики - тут есть существенная доля правды. Ибо ничто так не укрепляет физическое и психологическое здоровье молодых людей, как именно гимнастика. Но для действенного внедрения ее в школах необходима материальная база по крайней мере раз в 5 богаче, чтобы на уроке было человек 5 классных специалистов по этой самой снарядовой гимнастике. И чтобы она начиналась чуть ли не с 1-го класса. Сами понимаете, насколько ныне это все нереально.

Благими намерениями, как известно, вымощены дороги в ад. И это письмо может быть воспринято как утопия. Так и кажется, всё вдребезги разобьется о косность, равнодушие и леность. Разумеется, немало начинаний под давлением обстоятельств действительно рухнуло, но… Но сидеть, сложа руки, нельзя! Категорически нельзя! Ведь надежда умирает, как известно, последней… И если она действительно умрет - тогда… Тогда в ближайшие годы школы можно будет смело переименовывать в… наркошколы для подрастающих поколений.

Александр Григорьевич! Вы лидер, который, так сказать, осуществил мечту всех учителей-энтузиастов. Вы ввели в школах 3-й урок физкультуры на неделе. Один из основных пунктов Ваших установок - забота о подрастающем поколении. И именно потому, что на постсоветском пространстве Вы такой единственный, я и предлагаю свои услуги… Пусть это прозвучит несколько нескромно, но в советское время я был, пожалуй, самым известным в СССР специалистом-практиком. Так что успех в деле гарантирую.

Уважающий Вас,

С.А. ШАПОВАЛОВ,
автор известной
научно-популярной книги
«Записки учителя физкультуры»

P.S. Доказать все вышесказанное с помощью научного эксперимента невозможно. Ибо нельзя выявить в так называемых контрольных группах (группах, не охваченных экспериментом) число приобщившихся к наркотикам по той простой причине, что, как известно, многие из наркоманов не состоят на учете. (В России находится на учете только 10%.) А принудить начавших потреблять зелье к анализу крови невозможно.

Но если даже предлагаемое - химера и бред, все равно до 50% учебного класса (7-8 девочек и 7-8 мальчиков в том же баскетболе), занимающихся спортом для здоровья, - это колоссальная подвижка в деле физического развития подрастающего поколения. И оспаривать сие может только дебил.

Аргументированными же доказательствами успеха дела в любой школе будет один-единственный критерий: регулярное посещение школьниками как тренировочных занятий, так и соревнований между классами, т.е. до позднего вечера заполненный   спортзал, а также, пожалуй, как грибы «разросшиеся» во дворах, окружающих школу, примитивные баскетбольные площадки…

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200449/?49_1_3

С.А. ШАПОВАЛОВ, 200449, ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Previous post Next post
Up