ПО СТАРЫМ РЕЦЕПТАМ
В
министерстве обороны США продолжаются попытки реанимировать
программы, допускающие возможность использования дезинформации для обработки
зарубежной аудитории, причем не только во враждебно относящихся к Америке, но и
в нейтральных и даже в союзных ей странах. Сообщая об этом со ссылкой на
высокопоставленных официальных лиц в гражданском и военном руководстве
Пентагона, газета «Нью-Йорк таймс» указывает, что администрацию США «все
более тревожат» поражения в информационно-пропагандистских баталиях,
например, с арабским телеканалом «Аль-Джазира». В Вашингтоне недоумевают, почему
Америке, успешно торгующей даже с недоброжелателями своими машинами и
кока-колой, не удается «продать» за рубежом «свои демократические
идеалы». Согласно публикации, основанием для споров служит секретная
директива под названием «Дорожная карта информационных операций», подписанная
министром обороны США Дональдом Рамсфелдом в конце 2003 года. В ней он поставил
задачу превращения «информационных операций в один из коренных компонентов
военной компетенции» и потребовал разобраться, как обычная работа по
поддержанию связей с общественностью и прессой может и должна сочетаться с
тайными психологическими операциями и информационными кампаниями. Судя по
сообщению «Нью-Йорк таймс», ясного ответа на последний вопрос у подчиненных
Рамсфелда по-прежнему нет. Идут «ожесточенные дебаты», например, вокруг еще
одной секретной директивы - «3600.1: Информационные операции». Прежде она,
согласно статье, допускала проведение «агрессивных информационных кампаний» в
отношении враждебных лидеров, но не союзников и не нейтральных стран. Теперь же
предлагается «расширить целевую аудиторию для подобных миссий». Впервые о планах
Пентагона по использованию дезинформации для поддержки политических целей США
стало известно почти три года назад. Вспыхнул скандал, и так называемый Отдел
стратегического влияния, выступивший с этой инициативой, спешно прикрыли.
Однако, как теперь подтверждается, идея продолжала жить, а возможно, и
развиваться. Старый отдел был создан в аппарате замминистра по политическим
вопросам Дугласа Файта, он же продолжает курировать это направление и теперь. По
словам «Нью-Йорк таймс», его собственный заместитель Райан Хенри отвечает сейчас
за весь ведомственный агитпроп, официально именуемый «поддержкой публичной
дипломатии». К Файту же стекаются и итоги исследований по подготовке упомянутой
«дорожной карты»: например, в октябре 2004 года группа специалистов из
Национального оборонного университета США предложила создать в стране по
аналогии с ЦРУ пост «директора центрального информационного управления» и
сосредоточить в его руках руководство всеми информационными программами - и
публичными, и тайными. Прошлым летом командующий коалиционными силами в Ираке
генерал Джордж Кейси по сути сделал именно это в пределах своей зоны
ответственности. Он объединил свою пресс-службу и командование специальных
психологических операций в едином «офисе стратегических коммуникаций».
Председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Ричард Майерс
предупредил его об опасности подобного симбиоза, однако, как пишет со ссылкой на
офицеров в Ираке «Нью-Йорк таймс», предостережение было проигнорировано. Теперь
некие «высокопоставленные военные официальные лица в Вашингтоне» заявили
газете, что в зоне боевых действий местное командование вправе распространять
заявления для прессы, которые «содержат долю правды, но при этом явно
нацелены прежде всего на то, чтобы спровоцировать некую реакцию противника».
Со стороны бесконечные споры и реорганизации в американском агитпропе - как
военном, так и гражданском, - живо напоминают сюжет известной басни «Квартет».
Возможно, правда, что в отличие от героев Крылова «публичным дипломатам» США
мешает не столько собственная тугоухость, сколько негодные политические ноты. Но
признавать это они наотрез отказываются.
Андрей ШИТОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200452/?52_7_1