ПЯТАЯ КОЛОННА В США

Feb 15, 2005 12:41


ПЯТАЯ КОЛОННА В США

Когда Германия напала на Советский Союз, многочисленные профашистские организации не скрывали своей радости и восторга. Так, орган националистического комитета «Америка прежде всего» - газета «Геральд», что в переводе означает «Глашатай», - с восторгом писала аршинными буквами: «Народы Европы в борьбе с русскими коммунистами. Семнадцать государств присоединились к Германской империи для крестового похода против СССР».

Возможно, что такое хамское поведение профашистских организаций могло остаться «незамеченным» для американского правосудия, хотя в то время США оказывали мощную поддержку своему союзнику Великобритании в войне с Германией, а германские подводные лодки топили десятками торговые суда США, везущие оружие и военную технику через Атлантический океан. Наглость фашистов дошла до того, что они стали совершать диверсионные акты на территории США. Вот только несколько примеров того.

Весной 1942 г. из Филадельфии в Архангельск вышел крупный американский транспорт «Колмар» с грузом тяжелых орудий, боеприпасов, взрывчатых веществ, военной техники для Красной Армии. Через несколько суток корабль попал в полосу шторма. И тогда началось невообразимое. Тяжелые орудия сорвались с места и стали кататься по верхней палубе, круша все на своем пути, убивая и калеча матросов. Матросы стали требовать от капитана вернуться в порт, так как корабль потерял много груза и приобрел сильные повреждения. Но «Колмар» так и не дошел до порта приписки: всего в 15 милях от берега корабль был торпедирован германской подлодкой и пошел ко дну. Спасти удалось только часть команды.

Подобная история произошла с другим кораблем, «Дамбойн». На этот раз перевозились орудия, танки, боеприпасы. Через пару суток кораблю не повезло - он попал в шторм, и все грузы, находившиеся на верхней палубе, сорвались со своих мест и стали крушить палубные надстройки и калечить членов экипажа. В результате большая часть танков ушла на дно, а сам корабль с большим трудом возвратился в порт отправления.

На данные факты обратили внимание органы военной контрразведки ФБР, которые внимательно изучили причины аварий и катастроф, происходящих с транспортными судами, перевозящими военные грузы в Европу. Всего за два месяца было сильно повреждено или потоплено 8 крупнотоннажных судов, включая упомянутые выше и другие: «Индепенденс-Холл», «Уэст-Джафферен», «Эффингем», «Сити оф Флинт», «Хуан де Лорранто», «Тинтигл».

Удалось установить, что погрузку военных грузов на эти корабли производила одна и та же фирма. Ее владельцем является этнический немец, который еще в годы Первой мировой войны был уличен в преступных связях с германской разведкой. Естественно, что расправа карательных органов США с диверсантами, которые умышленно плохо закрепляли груз на транспортных кораблях, была скорой и жесткой - одних повесить, других на электрический стул…

Но оказалось, что ФБР с его разветвленной сетью осведомителей не может полностью выявить действия диверсантов на военных заводах, арсеналах и базах, так как скрытые дефекты в оружии, боеприпасах и военной технике вскрывались уже в ходе их боевого применения, на поле боя. И отказ оружия, несрабатывание взрывателей и тому подобные происшествия часто не могли быть своевременно изучены и правильно классифицированы. Приходившие из боевых частей сообщения о случаях разрушения орудий, выходе из строя танковых двигателей, несрабатывании взрывателей снарядов не позволяли определить, где, кто и когда конкретно совершил диверсию там, далеко от Москвы, за океаном. И ФБР было бессильно сделать что-то для раскрытия авторов диверсий. А помощь неожиданно пришла к ним… из Баку.

В середине мая 1942 г. на советско-германском фронте сложилась очень тяжелая обстановка. Собрав огромные резервные силы, введя в заблуждение советское военное командование о направлении главного удара, германские войска окружили крупную группировку Красной Армии под Харьковом, в районе так называемого Барвенковского выступа, и прорвали фронт на ширину 200 км. В этот прорыв в глубь страны хлынули танковые дивизии рейха. Их движение проходило в трех расходящихся направлениях.

Первое - ударом через Воронеж, восточнее Москвы, с тем, чтобы совместно с действиями группы армий «Центр» замкнуть кольцо окружения вокруг Москвы. Второе направление - через Сальские степи прямой дорогой на Сталинград с целью перерезать главную артерию СССР, по которой происходила доставка кавказской нефти на нефтеперегонные заводы России. Третье направление - кавказское: через Ростов на Кавказские Минеральные Воды, далее - к главным перевалам Кавказского хребта, захват нефтепромыслов Майкопа, Грозного и Баку. А там - рукой подать до нефтяных полей Месопотамии - Мосула и Киркука.

На первом направлении германские войска смогли только достичь центра Воронежа, далее пути им уже не было - бойцы Красной Армии стояли там насмерть. На главном направлении войска рейха вышли к Волге, ведя ожесточенные бои в северных индустриальных районах Сталинграда и в центре города. Но перерезать нефтепоток по Волге на баржах частям 6-й армии генерал-полковника Паулюса не удалось. Сталинград стал неприступной твердыней. Не все получилось у Германии на кавказском направлении - отборные батальоны горных егерей дивизии «Эдельвейс» так и не смогли захватить перевалы Главного Кавказского хребта, а линейным частям вермахта не суждено было завладеть нефтью Грозного, хотя они были всего в 60 км от нее.

В бессильной злобе за упорное сопротивление Красной Армии на фронте Гитлер отдал рейхсмаршалу люфтваффе Герману Герингу приказ непрерывно бомбить нефтепромыслы и нефтеперегонные заводы Баку и Грозного, для чего была использована фронтовая и дальняя авиация, базирующаяся на аэродромах Крыма и Таманского полуострова. При этом главный удар наносился по Баку - его железнодорожным узлам, порту, промыслам и заводам.

Сталин не оставил без внимания наглость Гитлера и приказал создать специальную Закавказскую зону противовоздушной обороны. Нужно отметить, что в ту пору в СССР существовала только одна зона ПВО - Московская, надежно прикрывавшая Москву и Московский промышленный центр. Новая зона простиралась от низовий Дона до границы с Турцией и Ираном - с севера на юг и от берегов Черного моря до берегов Каспийского моря - с запада на восток. Защиту такого огромного региона осуществляли лучшие полки войсковой ПВО и истребители. В ходе отражения массированных налетов германской авиации советские зенитчики и летчики ежедневно сбивали по несколько десятков бомбардировщиков «Юнкерс-88» и «Хенкель-111».

На вооружении зенитных частей стояли самые современные для того времени полуавтоматические отечественные 85-миллиметровые орудия и американские автоматические 37-миллиметровые пушки. Все шло хорошо и удачно до тех пор, пока с американскими автоматами не стало твориться непонятное. Оказалось, что все чаще и чаще германским бомбардировщикам удавалось безнаказанно уходить из-под обстрела малокалиберных зениток, хотя личный состав огневых батарей и дивизионов не допускал ошибок в прицеливании и наведении оружия. Выяснилось, что зенитные снаряды американского производства не взрывались на установленной высоте, чаще всего взрыв происходил лишь при падении на землю. Появились жертвы от таких бракованных снарядов. Москва была обеспокоена происходящим, тем более что причина отказов не могла быть определена на месте.

Для выяснения всех обстоятельств в Баку был срочно откомандирован исключительно знающий и опытный специалист по взрывателям, сотрудник Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, военинженер 3 ранга Георгий Салазко. В ту пору сама академия с конца октября 1941 г. находилась в эвакуации и продолжала работу в Самарканде, а в Москве осталось несколько специалистов высокой квалификации, сформировавших специальную группу по изучению всех видов стрелкового артиллерийского оружия противника, а также его боеприпасов. Эта группа называлась сокращенно НИГ - Научно-исследовательская группа. О ее существовании и результатах работы стало известно лишь сорок лет спустя, после выхода в свет книги Ильи Симанчука «НИГ разгадывает тайны» в 1986 г.

По прибытии в Баку Георгий Николаевич сразу же явился в морской порт, который был главной целью для германской авиации, и оказался в расположении огневого дивизиона ПВО, вооруженного американскими 37-миллиметровыми пушками. Первым делом Салазко ознакомился с упаковками выстрелов к этим пушкам, переписал их выходные данные: год изготовления, номер партии снарядов, номер завода-изготовителя, уточнив детали по специальным клеймам, выбитым на донцах гильз. Теперь оставалось дождаться налета германских самолетов. Ждать пришлось недолго.

Первым появился дальний разведчик «Хенкель-111» - предвестник скорого нападения основной ударной группы. Зенитчики открыли ураганный огонь, и было хорошо видно, как вокруг самолета появились белые облачка разрывов снарядов. Но было видно невооруженным глазом, что не все долетевшие снаряды взрывались там, где им положено, либо они вовсе не взрывались, падая на землю.

Вскоре удалось найти два неразорвавшихся снаряда. Вывинтив взрыватели, Георгий Николаевич обнаружил замаскированный брак в резьбе втулки взрывателя. Именно по этой причине снаряды не взрывались на заданной высоте, а могли взорваться при ударе о землю. И это чудо, что оба найденных снаряда не взорвались при падении. Было явно видно, что брак - дело рук опытного диверсанта. А далее все пошло гладко. С помощью бойцов огневой батареи военинженер 3 ранга Салазко разобрался со снарядами, оставшимися в тех упаковках, откуда были взяты бракованные снаряды. Ревизия подтвердила опасения военного инженера - все снаряды данной партии были с дефектами взрывателей.

В тот же вечер в Москву, в Народный комиссариат обороны СССР, из Баку ушла шифрованная телеграмма с подробным описанием причин несрабатывания зенитных снарядов с указанием завода-изготовителя, арсенала и форта, где проводилась комплектация выстрелов. В свою очередь, эта информация через Народный комиссариат по иностранным делам была срочно передана в посольство США в Москве, откуда после перевода также в шифрованном виде ушла в Вашингтон, директору ФБР Эдгару Гуверу. А вскоре большая группа разоблаченных агентов и диверсантов имперской службы безопасности Третьего рейха была повязана с поличным оперативными работниками ФБР и военной контрразведки и предстала перед судом.

Ну а что же господин Фриц Видеман, бывший сослуживец ефрейтора Шикль-грубера по 17-му Баварскому пехотному полку? Ему еще раньше в спешном порядке пришлось уносить ноги из Америки. В июне 1941 г. за неблаговидные дела американские власти выслали его из страны. От ареста «мрачного Фрица» спас только дипломатический паспорт. Забегая вперед, скажем, что свою карьеру он закончил в 1945 г. в Китае, где был арестован американцами. Свершилось то, что власти США не смогли сделать на американской территории в силу тогдашней дипломатической неприкосновенности Видемана. После окончания войны он отсидел срок по приговору Нюрнбергского военного трибунала. А в 1964 г. герр Видеман разразился мемуарами о Гитлере под названием «Человек, который хотел командовать». При написании этой книги пошли в ход дневники экс-гауптмана времен Первой мировой войны и впечатления от бурной деятельности в Америке под прикрытием ведомства Риббентропа.

Так закончилась длительная история ликвидации хорошо законспирированной группы диверсантов, засланных на территорию США из Германии, так много навредившей как самой Америке, так и ее союзникам и друзьям. И главную роль в этом деле сыграла шифровка, полученная Вашингтоном из Баку в далеком 1942 г.

После того случая зенитные части ПВО Закавказского округа ПВО, или, как тогда говорили, Бакинской зоны ПВО, стали получать из США только доброкачественные снаряды. Это помогло защитить столицу Азербайджана от разрушений, которых не удалось избежать Лондону, Шеффилду и Ковентри.

И теперь, когда гости древнего города восхищаются его белоснежными зданиями, набережной и зелеными бульварами, пусть вспомнят командиров и бойцов Красной Армии, которые в тяжелейшее военное время сделали все возможное и невозможное для общей победы над врагом. Среди них и военинженера Георгия Салазко.

"Независимое военное обозрение", 23.07.2004

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200506/?06_6_3

ИСТОРИЯ, Независимое военное обозрение 23.07.2004, 20056

Previous post Next post
Up