ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ: Я БЫ НИКОГДА НЕ СКАЗАЛ ТАК О ЕВРЕЯХ, КАК ОНИ О РУССКИХ

Mar 29, 2005 12:46


ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ:
Я БЫ НИКОГДА НЕ СКАЗАЛ ТАК О ЕВРЕЯХ, КАК ОНИ О РУССКИХ

Письмо А.Г. Ковнеру от 14 февраля 1877 года.

Ф.М. Достоевский пишет (Полное собрание сочинений, том 30): «Теперь же Вам скажу, что я вовсе не враг евреев и никогда им не был. Но уже 40-вековое, как Вы говорите, их существование доказывает, что это племя имеет чрезвычайно сильную жизненную силу, которая не могла, в продолжение всей истории, не формироваться в разные status in statu (государство в государстве). Сильнейший status in statu бесспорен и у наших русских евреев. А если так, то как же они могут не стать, хоть отчасти, в разлад с корнем нации, с племенем русским? Вы указываете на интеллигенцию еврейскую, но ведь  Вы тоже интеллигенция, а посмотрите, как Вы ненавидите русских именно потому только, что Вы еврей, хотя бы и интеллигентный. В Вашем втором письме есть несколько строк о нравственном и религиозном сознании 60 миллионов русского народа. Это слова ужасной ненависти, именно ненависти, потому что Вы, как умный человек, должны сами понимать, что в этом смысле (то есть в вопросе, в какой доле и силе русский простолюдин есть христианин) - Вы в высшей степени некомпетентны судить. Я бы никогда не сказал так о евреях, как Вы о русских. Я все мои 50 лет жизни видел, что евреи, добрые и злые, даже и за стол сесть не захотят с русскими, а русский не побрезгует сесть с ними. Кто же кого ненавидит? Кто к кому нетерпим? И что за идея, что евреи - нация униженная и оскорбленная. Напротив, это русские унижены перед евреями во всем, ибо евреи, пользуясь почти полною равноправностью (выходят даже в офицеры, а в России это всё), кроме того, имеют и свое право, свой закон и свое status quo (положение вещей), которое русские же законы и охраняют».

Письмо к Ю.Ф. Абаза от 15 июня 1880 года из Старой Руссы.

Комментируя основную идею присланной на «суд» Ф.М. Достоевскому повести Юлии Федоровны, Достоевский пишет: «Мысль эта, что породы людей, получивших первоначальную идею от своих основателей и подчиняясь ей исключительно в продолжение нескольких поколений, впоследствии должны необходимо выродиться в нечто особливое от человечества, как от целого, и даже, при лучших условиях, в нечто враждебное человечеству, как целому, - мысль эта верна и глубока. Таковы, например, евреи, начиная с Авраама и до наших дней, когда они обратились в жидов. Христос (кроме его остального значения) был поправкою этой идеи, расширив ее во всечеловечности. Но евреи не захотели поправки, остались во всей своей прежней узости и прямолинейности, а потому вместо всечеловечности обратились во врагов человечества, отрицая всех, кроме себя, и действительно теперь остаются носителями антихриста и, уж конечно, восторжествуют на некоторое время. Это так очевидно, что спорить нельзя: они ломятся, они идут, они же заполонили всю Европу; все эгоистическое, все враждебное человечеству, все дурные страсти человечества за них, как им не восторжествовать на погибель миру!»

Из переписки с учителем приходской школы Н.Е. Грищенко из Черниговской губернии.

16 февраля 1878 года Н.Е. Грищенко пишет Ф.М. Достоевскому: «...что такое жиды, например, для Черниговской губернии? Они для нас ужаснее, чем турки для болгар: болгары, несмотря на весь турецкий гнет, богаче наших крестьян; для спасения болгар ведется война. Русские же крестьяне вконец порабощены жидами, ограблены ими, и за жидов заступается русская же пресса! Такие отвратительные факты просто в отчаяние приводят».

Вот что отвечает Ф.М. Достоевский на это 28 февраля 1878 года: «Вы вот жалуетесь на жидов в Черниговской губернии, а у нас здесь в литературе уже множество изданий, газет и журналов издаются на жидовские деньги жидами (которых пребывает в литературу все больше и больше), и только редакторы, нанятые жидами, подписывают газету или журнал русскими именами - вот и все в них русского. Я думаю, что это только еще начало, но что жиды захватят гораздо больший круг действий в литературе; а уже до жизни, до явлений текущей действительности я не касаюсь; жид распространяется с ужасающей быстротою. А ведь жид и его кагал - это все равно, что заговор против русских!

Есть много старых, уже седых либералов, никогда не любивших Россию, даже ненавидевших ее за ее «варварство» и убежденных в душе, что они любят и Россию, и народ. Все это люди отвлеченные, из тех, у которых все образование и европейничанье состоит в том, чтобы «ужасно любить человечество», но лишь вообще. Если же человечество воплотить в человека, в лицо, то они даже не могут стерпеть это лицо, стоять подле него не могут из отвращения к нему. Отчасти, так же у них и с нациями: человечество любят, но если оно заявляет себя в потребностях, в нуждах и мольбах нации, то считают это предрассудком, отсталостью, шовинизмом. Это все люди отвлеченные, им не больно, и проживают они, в сущности, в невозмутимом спокойствии, как бы ни горячились они в своих писаниях...

Заступаются они за жидов, во-первых, потому, что когда-то (в XVIII столетии) это было и ново, и либерально, и потребно. Какое им дело, что теперь жид торжествует и гнетет русского? Для них все еще русский гнетет жида. А главное тут вера: это из ненависти к христианству они так полюбили жида; и заметьте: жид тут у них не нация, защищают они его потому только, что в других к жиду подозревают национальное отвращение и ненависть. Следовательно, карают других, как нацию».

Все цитаты приведены по А.Н. Чекалин, «Темнее всего перед рассветом». Москва, 1999 г.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200512/?12_5_2

200512, ПОЕДИНОК

Previous post Next post
Up