ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ:
Я БЫ НИКОГДА НЕ СКАЗАЛ ТАК О ЕВРЕЯХ, КАК ОНИ О РУССКИХ
Письмо А.Г. Ковнеру от 14 февраля 1877 года.
Ф.М. Достоевский пишет (Полное собрание
сочинений, том 30): «Теперь же Вам скажу, что я вовсе не враг евреев и
никогда им не был. Но уже 40-вековое, как Вы говорите, их существование
доказывает, что это племя имеет чрезвычайно сильную жизненную силу, которая не
могла, в продолжение всей истории, не формироваться в разные status in statu
(государство в государстве). Сильнейший status in statu бесспорен и у наших
русских евреев. А если так, то как же они могут не стать, хоть отчасти, в разлад
с корнем нации, с племенем русским? Вы указываете на интеллигенцию еврейскую, но
ведь Вы тоже интеллигенция, а посмотрите, как Вы ненавидите русских именно
потому только, что Вы еврей, хотя бы и интеллигентный. В Вашем втором письме
есть несколько строк о нравственном и религиозном сознании 60 миллионов русского
народа. Это слова ужасной ненависти, именно ненависти, потому что Вы, как умный
человек, должны сами понимать, что в этом смысле (то есть в вопросе, в какой
доле и силе русский простолюдин есть христианин) - Вы в высшей степени
некомпетентны судить. Я бы никогда не сказал так о евреях, как Вы о русских. Я
все мои 50 лет жизни видел, что евреи, добрые и злые, даже и за стол сесть не
захотят с русскими, а русский не побрезгует сесть с ними. Кто же кого ненавидит?
Кто к кому нетерпим? И что за идея, что евреи - нация униженная и оскорбленная.
Напротив, это русские унижены перед евреями во всем, ибо евреи, пользуясь почти
полною равноправностью (выходят даже в офицеры, а в России это всё), кроме того,
имеют и свое право, свой закон и свое status quo (положение вещей), которое
русские же законы и охраняют».
Письмо к Ю.Ф. Абаза от 15 июня 1880 года из Старой
Руссы.
Комментируя основную идею присланной на «суд»
Ф.М. Достоевскому повести Юлии Федоровны, Достоевский пишет: «Мысль эта, что
породы людей, получивших первоначальную идею от своих основателей и подчиняясь
ей исключительно в продолжение нескольких поколений, впоследствии должны
необходимо выродиться в нечто особливое от человечества, как от целого, и даже,
при лучших условиях, в нечто враждебное человечеству, как целому, - мысль эта
верна и глубока. Таковы, например, евреи, начиная с Авраама и до наших дней,
когда они обратились в жидов. Христос (кроме его остального значения) был
поправкою этой идеи, расширив ее во всечеловечности. Но евреи не захотели
поправки, остались во всей своей прежней узости и прямолинейности, а потому
вместо всечеловечности обратились во врагов человечества, отрицая всех, кроме
себя, и действительно теперь остаются носителями антихриста и, уж конечно,
восторжествуют на некоторое время. Это так очевидно, что спорить нельзя: они
ломятся, они идут, они же заполонили всю Европу; все эгоистическое, все
враждебное человечеству, все дурные страсти человечества за них, как им не
восторжествовать на погибель миру!»
Из переписки с учителем приходской школы Н.Е.
Грищенко из Черниговской губернии.
16 февраля 1878 года Н.Е. Грищенко пишет Ф.М.
Достоевскому: «...что такое жиды, например, для Черниговской губернии? Они
для нас ужаснее, чем турки для болгар: болгары, несмотря на весь турецкий гнет,
богаче наших крестьян; для спасения болгар ведется война. Русские же крестьяне
вконец порабощены жидами, ограблены ими, и за жидов заступается русская же
пресса! Такие отвратительные факты просто в отчаяние приводят».
Вот что отвечает Ф.М. Достоевский на это 28
февраля 1878 года: «Вы вот жалуетесь на жидов в Черниговской губернии, а у
нас здесь в литературе уже множество изданий, газет и журналов издаются на
жидовские деньги жидами (которых пребывает в литературу все больше и больше), и
только редакторы, нанятые жидами, подписывают газету или журнал русскими именами
- вот и все в них русского. Я думаю, что это только еще начало, но что жиды
захватят гораздо больший круг действий в литературе; а уже до жизни, до явлений
текущей действительности я не касаюсь; жид распространяется с ужасающей
быстротою. А ведь жид и его кагал - это все равно, что заговор против русских!
Есть много старых, уже седых либералов, никогда не
любивших Россию, даже ненавидевших ее за ее «варварство» и убежденных в душе,
что они любят и Россию, и народ. Все это люди отвлеченные, из тех, у которых все
образование и европейничанье состоит в том, чтобы «ужасно любить человечество»,
но лишь вообще. Если же человечество воплотить в человека, в лицо, то они даже
не могут стерпеть это лицо, стоять подле него не могут из отвращения к нему.
Отчасти, так же у них и с нациями: человечество любят, но если оно заявляет себя
в потребностях, в нуждах и мольбах нации, то считают это предрассудком,
отсталостью, шовинизмом. Это все люди отвлеченные, им не больно, и проживают
они, в сущности, в невозмутимом спокойствии, как бы ни горячились они в своих
писаниях...
Заступаются они за жидов, во-первых, потому, что
когда-то (в XVIII столетии) это было и ново, и либерально, и потребно. Какое им
дело, что теперь жид торжествует и гнетет русского? Для них все еще русский
гнетет жида. А главное тут вера: это из ненависти к христианству они так
полюбили жида; и заметьте: жид тут у них не нация, защищают они его потому
только, что в других к жиду подозревают национальное отвращение и ненависть.
Следовательно, карают других, как нацию».
Все цитаты приведены по А.Н. Чекалин, «Темнее
всего перед рассветом». Москва, 1999 г.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200512/?12_5_2