БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ!

May 17, 2005 12:43


БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ!

В газете «Дуэль», №7(407) опубликована статья «Офицерская честь» [1], подтверждающая вывод [2]: «…без чести не может быть офицера».

Но без чести не может быть и гражданина! Без чести не может быть личности! Без чести не может быть человека!

Действие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» [3] в большой мере посвящено раскрытию этой темы.

Попытаемся оценить с количественной точки  зрения поступки главных действующих лиц романа: Петра Андреевича Гринёва и Емельяна Ивановича Пугачёва.

«Честь» как понятие

Слово «честь» в произведениях Пушкина - одно из самых употребляемых. В словаре языка Пушкина [5] оно употребляется 340 раз.

Оно менялось в зависимости от времени, обстоятельств, общественного строя, страны, сословия.

Ф. Энгельс писал, что «Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести».

В словарях [5,7,8,9] можно подсчитать число слов и выражений, связанных с этим понятием в различных языках:

- в русском - 27;

- в английском - 14;

- португальском - 31;

- японском - 64.

Вот как трактовал понятие «честь» Стендаль [6]: «Если учесть, что каждый из … тиранов лично знал ненавидевших его республиканцев, то легко будет объяснить чувство глубокой ненависти и постоянное недоверие, которые отточили ум, развили храбрость у итальянцев XVI века.

Эти глубокие страсти препятствовали возникновению весьма смешного предрассудка, который <…> назывался честью; он заключался в том, что люди жертвовали своей жизнью, чтобы угодить королю, подданными которого они являлись, и завоевать благосклонность дам».

В соответствии с [11] честь (honour) - большое уважение или общественное внимание и соответствующие этому привилегии, подтверждённые соответствующим документом (чеком).

«Честь» и Артур Шопенгауэр

Этот немецкий философ родился за 11 лет до Пушкина и умер через 23 года после него.

Он с иронией отмечал [12]: «Восклицать с энтузиазмом: «честь выше жизни», значит, в сущности, утверждать: «наша жизнь и довольство - ничто; суть в том, что думают о нас  другие». Шопенгауэр утверждал: «Честь - мнение людей о нас…»:

«Это предрассудок - чрезвычайно удобное орудие для того, кто призван повелевать или управлять людьми; поэтому во всех отраслях дрессировки людей первое место отведено наставлению о необходимости поддерживать и развивать в себе чувство чести». Шопенгауэр считал, что из различных отношений, в которых человек может находиться с другими, вытекает несколько видов чести:

- гражданская,

- служебная,

- половая.

Не будем останавливаться на последнем виде чести, т.к. он далёк от темы настоящей статьи. Рассмотрим два других.

«Гражданская честь» предполагает, что мы, безусловно, уважаем права каждого и поэтому никогда не воспользуемся к своей выгоде несправедливыми или законом запрещёнными средствами.

Термин «Burgeliche Ehre» - «гражданская честь» - распространяется на все сословия, не исключая и высшие.

Чести можно повредить извне путём клеветы; единственная защита от клеветы - это её опровержение с надлежащей гласностью.

«Служебная честь» есть всеобщее мнение о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает всеми необходимыми для этого данными и всегда точно исполняет свои обязанности.

«Сюда же относится и понятие «воинская честь». Она состоит в том, что каждый, принявший на себя обязанность защищать отечество, должен до последней капли крови защищать родину и ни в коем случае не покидать знамени, которому он присягал».

Имеется «ещё один вид чести, о котором не имели понятия ни греки, ни римляне, а китайцы, индусы магометане не слышали и по настоящее время. Этот род чести возник в средние века, привился лишь в христианской Европе» [11]. Это рыцарская честь.

Береги честь смолоду!

Благословляя Петрушу, его отец говорит эти слова.

Что понимает Андрей Петрович под словом «честь»?

Таблица 1.

Отцовские наставления

Высказывания и поступки Петра Гринёва

Балл

«Служи верно, кому присягнёшь»

Гринёв - Пугачёву: «…Могу ли я признать в тебе государя?… - Я природный дворянин; Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

1

«Долг чести требовал моего присутствия в войсках императрицы»

1

Поручение Пугачёва: «Ступай в Оренбург и объяви от меня губернатору и всем генералам, чтоб «ожидали меня через неделю», - Пётр Гринёв выполнил

0

Воевал Петруша на лошади, подаренной «самозванцем», и в его тулупе

0

«Слушайся начальства»

Пытался обмануть генерала Р. при первой же встрече

0

Не послушался капитана Миронова и участвовал в запрещённой им дуэли

0

Без разрешения генерала Р. выехал со слугой из осаждённого Оренбурга

0

Не возвратился в осаждённый Оренбург

0

Послушался Зурина и остался в его отряде, отправив Машу к родителям

1

На безумный призыв коменданта: «Вперед, на вылазку, за мною!» - последовал за ним

1

«За лаской не гоняйся»

Посещал генерала Р. при всяком удобном для себя случае

0

У коменданта Белогорской крепости: дневал, обедал, приударял за его дочерью

0

«На службу не напрашивайся»

«В Белогорской крепости служба меня не отягощала»

1

В осаждённом Оренбурге умирал со скуки

1

«От службы не отговаривайся»

Генерал Р. направил его в глушь, в Белогорскую крепость. Петруша повиновался

1

Сумма баллов

7

Его представления о воинской чести процитированы во 2-м столбце таблицы 1.

Итак, сберёг ли «честь» Пётр Гринёв в соответствии с представлениями его отца? (см. таблицу 1)

За каждый поступок, которым Пётр Гринёв «сберёг честь» в соответствии с представлениями Андрея Петровича, ему присуждается один балл. Если Пётр Гринёв вёл себя не в соответствии с заветами отца, он получает 0 баллов.

В таблице - 15 пунктов для оценки поведения Петра. Дисциплинированный, с точки зрения Андрея Петровича, офицер должен был бы набрать 15 баллов. Пётр Гринёв набрал всего 7. Это 47%. Меньше половины!

Вывод: у Андрея Петровича Гринёва были серьезные основания быть недовольным военной службой сына.

«Золотые правила чести»

Вронский в «Анне Карениной», Онегин в «Евгении Онегине», Пушкин и, конечно, Пётр Гринёв следуют  «золотым правилам чести», принятым в свете в XIX веке. Правила эти [10] изложены в таблице 2.

Таблица 2.

Представления о «чести»
Поступки Петра Гринёва

Балл

Заплатить шулеру

Рассчитался с И.И. Зуриным

1

Портному платить не нужно

Расплачивался Савельич

1

Лгать не надо мужчинам

Лгал по мелочам генералу

0

Лгал коменданту

0

Лгал на следствии

0

Женщинам лгать можно

Не лгал невесте

0

Обманывать нельзя никого

Обманывал генерала, коменданта, Пугачёва, следователей

0

Мужа обманывать можно

У Марии Ивановны мужа не было

-

Нельзя прощать оскорблений

Не простил Швабрину

1

Можно оскорблять

Оскорбил Швабрина

1

Сумма баллов

4

«Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову» [10].

Пушкин, а это значит и Пётр Гринёв, - тоже.

Из таблицы следует, что практически все поступки Петра Гринёва укладываются в эти представления.

По представлениям о «золотых правилах чести» прапорщик Гринёв набирает четыре балла из семи возможных.

Следовал ли Пётр Гринёв понятиям о «чести»  в соответствии с «золотыми правилами»? (см. таблицу 2). Примечание: п. 6 остается без оценки.

Гринёв набирает 4 балла из 7  - 57%.

Материал, изложенный в следующем разделе, основан на книге Лебединцева А.З. и Мухина Ю.И. [2].

Без чего нет офицера

Первая «Большая Советская Энциклопедия» неофициально называлась бухаринской. На слово «честь» в те годы началось гонение - его убирали из всех словарей, и оно даже не попало в энциклопедию. А нет слова - нет и понятия.

В ходе войны, однако, выяснилось, что честь - это вещь весьма необходимая. И при Сталине это слово вновь было включено во все словари, однако после Сталина полезность чести начала вновь пересматриваться, и с началом перестройки это слово вновь убирается из словарей полностью, а в «Большом энциклопедическом словаре» 1997 года оно упоминается только в качестве повода для возмещения убытков по суду.

В.И. Даль в «Словаре» поясняет, что такое честь. Это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность,  благородство души и чистая совесть».

«…Человек с честью дворянином мог и не быть, но дворянина без чести быть не могло. А поскольку дворяне в России до Петра ІІІ обязательно были военными или гражданскими офицерами, а первый офицерский чин давал дворянство и простому солдату, то само собой следует, что без чести не может быть офицера. В широком смысле слова - без чести нельзя служить в армии. Требование чести у офицерства взялось не на ровном месте, чести от офицеров требовала война. Ведь очевидно, что бесчестный офицер будет в мирное время обжирать царя, а во время войны сбежит или сдастся в плен. Тогда на кой чёрт этот подлец нужен и в армии, и в дворянстве?»

Даль в статье «Честь» снова возвращается к этому понятию и подробно объясняет, кто такой честный человек. Это тот, «в ком есть честь, достоинство, благородство и правда». Честный человек «прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу: надёжный в слове, кому во всём можно доверять».

Сведём данные анализа по этим критериям в таблицу 3.

Таблица 3.

Представления об офицерской чести

Поступки П.А. Гринёва

Балл

Доблесть

Гринёв проявил доблесть при обороне Белогорской крепости, при «наездничестве» у Оренбурга, в бою у Бердской слободы

1

Честность

По мелочам обманывал генерала, коменданта и следствие, а также Пугачёва

0

Благородство души

Проявил благородство по отношению к невесте (несколько раз)

1

Чистая совесть

Выполнял поручения Пугачёва, воевал на подаренной им «башкирской» лошади и в «шубе с плеча Пугачёва»

0

Неуклонность

по долгу

Разве самовольная отлучка из осаждённого Оренбурга - не нарушение долга?

0

Следовал ли офицер Гринёв понятиям офицерской чести по Далю-Мухину [2]? (см. таблицу 3)

Из пяти возможных баллов Гринёв набрал только два (40%). Таким образом, его поступки не соответствуют представлениям об офицерской чести Даля-Мухина.

Но, может быть, поступки прапорщика Гринёва соответствовали представлениям о «воинской чести» по Шопенгауэру?

Анализ таблицы 3 показывает, что поступки молодого офицера не вписывались в эти понятия.

Рассмотрим поступки Петра Гринёва с точки зрения общих понятий о чести по Шопенгауэру (см. таблицу 4).

Из шести возможных Пётр Гринёв набирает всего один балл.

И по этим критериям «чести» он далёк от совершенства.

Общий вывод: нами выполнены оценки поведения прапорщика Петра Андреевича Гринёва с позиций представлений о «чести» его отца (отставного премьер-майора), в соответствии с «золотыми правилами чести», понятиями об «офицерской чести» Даля-Мухина, представлениями о «воинской чести» и общими понятиями о чести Шопенгауэра.

Наиболее соответствуют его поступки представлениям о «золотых правилах чести». Во всех остальных случаях его поведение не удовлетворяет соответствующим представлениям.

Следовал ли прапорщик Гринёв понятиям о «воинской чести» по Шопенгауэру [11]? (см. таблицу 4)

Таблица 4.

Окончание следует, используйте кнопку 'назад' для перехода
В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200519/?19_7_1

200519, Анатолий КОРОЛЕВ, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО

Previous post Next post
Up