БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ!
В газете «Дуэль», №7(407) опубликована статья
«Офицерская честь» [1], подтверждающая вывод [2]: «…без чести не может быть
офицера».
Но без чести не может быть и гражданина! Без
чести не может быть личности! Без чести не может быть человека!
Действие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
[3] в большой мере посвящено раскрытию этой темы.
Попытаемся оценить с количественной точки зрения
поступки главных действующих лиц романа: Петра Андреевича Гринёва и Емельяна
Ивановича Пугачёва.
«Честь» как понятие
Слово «честь» в произведениях Пушкина - одно из
самых употребляемых. В словаре языка Пушкина [5] оно употребляется 340 раз.
Оно менялось в зависимости от времени,
обстоятельств, общественного строя, страны, сословия.
Ф. Энгельс писал, что «Каждая общественная
группа имеет свой собственный кодекс чести».
В словарях [5,7,8,9] можно подсчитать число слов и
выражений, связанных с этим понятием в различных языках:
- в русском - 27;
- в английском - 14;
- португальском - 31;
- японском - 64.
Вот как трактовал понятие «честь» Стендаль [6]:
«Если учесть, что каждый из … тиранов лично знал ненавидевших его
республиканцев, то легко будет объяснить чувство глубокой ненависти и постоянное
недоверие, которые отточили ум, развили храбрость у итальянцев XVI века.
Эти глубокие страсти препятствовали
возникновению весьма смешного предрассудка, который <…> назывался честью;
он заключался в том, что люди жертвовали своей жизнью, чтобы угодить королю,
подданными которого они являлись, и завоевать благосклонность дам».
В соответствии с [11] честь (honour) - большое
уважение или общественное внимание и соответствующие этому привилегии,
подтверждённые соответствующим документом (чеком).
«Честь» и Артур Шопенгауэр
Этот немецкий философ родился за 11 лет до Пушкина
и умер через 23 года после него.
Он с иронией отмечал [12]: «Восклицать с
энтузиазмом: «честь выше жизни», значит, в сущности, утверждать: «наша жизнь и
довольство - ничто; суть в том, что думают о нас другие». Шопенгауэр утверждал:
«Честь - мнение людей о нас…»:
«Это предрассудок - чрезвычайно удобное орудие
для того, кто призван повелевать или управлять людьми; поэтому во всех отраслях
дрессировки людей первое место отведено наставлению о необходимости
поддерживать и развивать в себе чувство чести». Шопенгауэр считал, что из
различных отношений, в которых человек может находиться с другими, вытекает
несколько видов чести:
- гражданская,
- служебная,
- половая.
Не будем останавливаться на последнем виде чести,
т.к. он далёк от темы настоящей статьи. Рассмотрим два других.
«Гражданская честь» предполагает, что мы,
безусловно, уважаем права каждого и поэтому никогда не воспользуемся к своей
выгоде несправедливыми или законом запрещёнными средствами.
Термин «Burgeliche Ehre» - «гражданская честь» -
распространяется на все сословия, не исключая и высшие.
Чести можно повредить извне путём клеветы;
единственная защита от клеветы - это её опровержение с надлежащей гласностью.
«Служебная честь» есть всеобщее мнение о том, что
человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает всеми
необходимыми для этого данными и всегда точно исполняет свои обязанности.
«Сюда же относится и понятие «воинская честь».
Она состоит в том, что каждый, принявший на себя обязанность защищать отечество,
должен до последней капли крови защищать родину и ни в коем случае не покидать
знамени, которому он присягал».
Имеется «ещё один вид чести, о котором не имели
понятия ни греки, ни римляне, а китайцы, индусы магометане не слышали и по
настоящее время. Этот род чести возник в средние века, привился лишь в
христианской Европе» [11]. Это рыцарская честь.
Береги честь смолоду!
Благословляя Петрушу, его отец говорит эти слова.
Что понимает Андрей Петрович под словом «честь»?
Таблица 1.
Отцовские наставления
Высказывания и поступки Петра Гринёва
Балл
«Служи верно, кому присягнёшь»
Гринёв - Пугачёву: «…Могу ли я
признать в тебе государя?… - Я природный дворянин; Я присягал
государыне императрице: тебе служить не могу».
1
«Долг чести требовал моего
присутствия в войсках императрицы»
1
Поручение Пугачёва: «Ступай в
Оренбург и объяви от меня губернатору и всем генералам, чтоб
«ожидали меня через неделю», - Пётр Гринёв выполнил
0
Воевал Петруша на лошади, подаренной
«самозванцем», и в его тулупе
0
«Слушайся начальства»
Пытался обмануть генерала Р. при
первой же встрече
0
Не послушался капитана Миронова и
участвовал в запрещённой им дуэли
0
Без разрешения генерала Р. выехал со
слугой из осаждённого Оренбурга
0
Не возвратился в осаждённый Оренбург
0
Послушался Зурина и остался в его
отряде, отправив Машу к родителям
1
На безумный призыв коменданта:
«Вперед, на вылазку, за мною!» - последовал за ним
1
«За лаской не гоняйся»
Посещал генерала Р. при всяком
удобном для себя случае
0
У коменданта Белогорской крепости:
дневал, обедал, приударял за его дочерью
0
«На службу не напрашивайся»
«В Белогорской крепости служба меня
не отягощала»
1
В осаждённом Оренбурге умирал со
скуки
1
«От службы не отговаривайся»
Генерал Р. направил его в глушь, в
Белогорскую крепость. Петруша повиновался
1
Сумма баллов
7
Его представления о воинской чести процитированы во
2-м столбце таблицы 1.
Итак, сберёг ли «честь» Пётр Гринёв в соответствии
с представлениями его отца? (см. таблицу 1)
За каждый поступок, которым Пётр Гринёв «сберёг
честь» в соответствии с представлениями Андрея Петровича, ему присуждается один
балл. Если Пётр Гринёв вёл себя не в соответствии с заветами отца, он получает 0
баллов.
В таблице - 15 пунктов для оценки поведения Петра.
Дисциплинированный, с точки зрения Андрея Петровича, офицер должен был бы
набрать 15 баллов. Пётр Гринёв набрал всего 7. Это 47%. Меньше половины!
Вывод: у Андрея Петровича Гринёва были серьезные
основания быть недовольным военной службой сына.
«Золотые правила чести»
Вронский в «Анне Карениной», Онегин в «Евгении
Онегине», Пушкин и, конечно, Пётр Гринёв следуют «золотым правилам чести»,
принятым в свете в XIX веке. Правила эти [10] изложены в таблице 2.
Таблица 2.
Представления о «чести»
Поступки Петра Гринёва
Балл
Заплатить шулеру
Рассчитался с И.И. Зуриным
1
Портному платить не нужно
Расплачивался Савельич
1
Лгать не надо мужчинам
Лгал по мелочам генералу
0
Лгал коменданту
0
Лгал на следствии
0
Женщинам лгать можно
Не лгал невесте
0
Обманывать нельзя никого
Обманывал генерала, коменданта,
Пугачёва, следователей
0
Мужа обманывать можно
У Марии Ивановны мужа не было
-
Нельзя прощать оскорблений
Не простил Швабрину
1
Можно оскорблять
Оскорбил Швабрина
1
Сумма баллов
4
«Все эти правила могли быть неразумны, нехороши,
но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и
может высоко носить голову» [10].
Пушкин, а это значит и Пётр Гринёв, - тоже.
Из таблицы следует, что практически все поступки
Петра Гринёва укладываются в эти представления.
По представлениям о «золотых правилах чести»
прапорщик Гринёв набирает четыре балла из семи возможных.
Следовал ли Пётр Гринёв понятиям о «чести» в
соответствии с «золотыми правилами»? (см. таблицу 2). Примечание: п. 6 остается
без оценки.
Гринёв набирает 4 балла из 7 - 57%.
Материал, изложенный в следующем разделе, основан
на книге Лебединцева А.З. и Мухина Ю.И. [2].
Без чего нет офицера
Первая «Большая Советская Энциклопедия»
неофициально называлась бухаринской. На слово «честь» в те годы началось гонение
- его убирали из всех словарей, и оно даже не попало в энциклопедию. А нет слова
- нет и понятия.
В ходе войны, однако, выяснилось, что честь - это
вещь весьма необходимая. И при Сталине это слово вновь было включено во все
словари, однако после Сталина полезность чести начала вновь пересматриваться, и
с началом перестройки это слово вновь убирается из словарей полностью, а в
«Большом энциклопедическом словаре» 1997 года оно упоминается только в качестве
повода для возмещения убытков по суду.
В.И. Даль в «Словаре» поясняет, что такое честь.
Это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность,
благородство души и чистая совесть».
«…Человек с честью дворянином мог и не быть, но
дворянина без чести быть не могло. А поскольку дворяне в России до Петра ІІІ
обязательно были военными или гражданскими офицерами, а первый офицерский чин
давал дворянство и простому солдату, то само собой следует, что без чести не
может быть офицера. В широком смысле слова - без чести нельзя служить в армии.
Требование чести у офицерства взялось не на ровном месте, чести от офицеров
требовала война. Ведь очевидно, что бесчестный офицер будет в мирное время
обжирать царя, а во время войны сбежит или сдастся в плен. Тогда на кой чёрт
этот подлец нужен и в армии, и в дворянстве?»
Даль в статье «Честь» снова возвращается к этому
понятию и подробно объясняет, кто такой честный человек. Это тот, «в ком есть
честь, достоинство, благородство и правда». Честный человек «прямой,
правдивый, неуклонный по совести своей и долгу: надёжный в слове, кому во всём
можно доверять».
Сведём данные анализа по этим критериям в таблицу
3.
Таблица 3.
Представления об офицерской чести
Поступки П.А. Гринёва
Балл
Доблесть
Гринёв проявил доблесть при обороне
Белогорской крепости, при «наездничестве» у Оренбурга, в бою у
Бердской слободы
1
Честность
По мелочам обманывал генерала,
коменданта и следствие, а также Пугачёва
0
Благородство души
Проявил благородство по отношению к
невесте (несколько раз)
1
Чистая совесть
Выполнял поручения Пугачёва, воевал
на подаренной им «башкирской» лошади и в «шубе с плеча Пугачёва»
0
Неуклонность
по долгу
Разве самовольная отлучка из
осаждённого Оренбурга - не нарушение долга?
0
Следовал ли офицер Гринёв понятиям офицерской чести
по Далю-Мухину [2]?
(см. таблицу 3)
Из пяти возможных баллов Гринёв набрал только два
(40%). Таким образом, его поступки не соответствуют представлениям об офицерской
чести Даля-Мухина.
Но, может быть, поступки прапорщика Гринёва
соответствовали представлениям о «воинской чести» по Шопенгауэру?
Анализ таблицы 3 показывает, что поступки молодого
офицера не вписывались в эти понятия.
Рассмотрим поступки Петра Гринёва с точки зрения
общих понятий о чести по Шопенгауэру (см. таблицу 4).
Из шести возможных Пётр Гринёв набирает всего один
балл.
И по этим критериям «чести» он далёк от
совершенства.
Общий вывод: нами выполнены оценки поведения
прапорщика Петра Андреевича Гринёва с позиций представлений о «чести» его отца
(отставного премьер-майора), в соответствии с «золотыми правилами чести»,
понятиями об «офицерской чести» Даля-Мухина, представлениями о «воинской чести»
и общими понятиями о чести Шопенгауэра.
Наиболее соответствуют его поступки представлениям
о «золотых правилах чести». Во всех остальных случаях его поведение не
удовлетворяет соответствующим представлениям.
Следовал ли прапорщик Гринёв понятиям о «воинской
чести» по Шопенгауэру [11]? (см. таблицу 4)
Таблица 4.
Окончание следует, используйте кнопку 'назад' для перехода
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200519/?19_7_1