ТАНКИСТЫ
Пробежать из ремонтного цеха в колёсный - дело
пустяковое. Но бежать после смены, чтобы отработать там вторую, для
одиннадцатилетнего Миши Хотимского, сына недавно умершего машиниста Брестских
железнодорожных мастерских, ой как нелегко. Но что будешь делать, если матери
идти в ночную смену, надо её подменить. С ребятишками одному оставаться до утра
немного боязно. Ребятишек было семеро, Миша - старший.
С началом Первой мировой войны из западных
белорусских областей потянулись беженцы на восток. В 1914 г. перебралась в
Москву и семья Хотимских. Миша к тому времени, несмотря на свой возраст, стал
умелым слесарем, переняв многое от отца-железнодорожника. Поэтому сразу был
принят на работу в Александровские мастерские. Знали бы хозяева, что года через
три он станет здесь вожаком молодёжи, наверняка не приняли бы.
Вожак… Это значит - и призыв, и пример. Направляли
людей в части особого назначения, в неустрашимые ЧОНы, и он первый записался -
обстановка требует, какие могут быть сомнения.
Койка в казарме на Ходынке. Винтовка - друг
неразлучный и не очень надёжный, если стреляешь плохо. Отучился на Ходынке - и в
путь. Сперва на Тамбовщине гонялись за атаманом Сапожковым. Потом в Забайкалье
доколачивали банды семёновцев. Ещё позднее на Северном Кавказе вылавливали
белогвардейских «демократических» головорезов…
В Москву возвратился, но военную форму снять не
привелось. Послали в Кремлёвскую школу. Усердно изучал военное дело, стоял на
посту у кабинета В.И. Ленина. Здесь Хотимский учился до 1924 года. Усердие
проявил большое, и потому в знак поощрения был направлен в воинскую часть в
Москве. А в 1930 г. стал танкистом. Всё решилось быстро. В часть поступил
запрос: кто из командиров водит автомашину? «У вас, Хотимский, кажется, есть
шофёрские права?» - «Да, есть». Ушёл в штаб список, пришёл обратно приказ. «Три
танкиста, три весёлых друга, экипаж машины боевой…» Эту песню перед войной пела
вся страна, а Хотимский со своими товарищами в кожанках - с особым
воодушевлением.
В июне 1941 г. Хотимский распрощался с Москвой, с
Академией бронетанковых войск, в которой командовал учебным батальоном, с
семьёй, где все три сына были один другого меньше. Началось фронтовое житьё.
Письма жене, мальчишкам своим слал, сперва отступая, потом идя на запад.
В Польше Хотимский, командир 37-й механизированной
бригады, провёл без сна, как и в предыдущие годы войны, не одну беспокойную
ночь. Особенно трудной была та, когда форсировали Вислу. Броды глубокие, мостов
нет. Решили пустить танки по дну. Хотимский наставлял подчинённых, сам
осматривал танки (все ли щели зашпаклёваны), требовал твёрдо усвоить: течение
Вислы сильное, дно - илистое, застопорится машина - застрянет. Ни одна не
увязла, танки бригады ушли на запад - к германской границе.
У Одера Хотимский беспокоился не меньше, чем на
Висле, хотя предстояло проскочить по льду. Но что это был за лёд - слабый,
ломкий. К тому же немецкие самолёты крошили его нещадно: сбрасывали бомбы, а
советские танкисты набрасывали на лёд брёвна, доски. Так и укрепили его, танки
опять прошли. Вот за те бои с форсированием Одера Хотимскому и было присвоено
звание Героя Советского Союза.
В канун форсирования Одера вспомнился разговор в
штабе части. Танкисты прочитали «Красную звезду» с цифрой-справкой: от Вислы до
Одера - 570 км. Поверили, но и проверили. Карта дала ту же цифру. И Хотимский,
как ни был занят, нашёл время вместе с комроты Поповым снять показания со
спидометра одного танка, на выборку. Сняли и ахнули от удивления: в два с лишним
раза больше. Вот что значит воюющий танк - маневр, отходы и обходы.
На своём военном веку танкисты всякое видели, но
такого ещё не встречали: убитые фашистские артиллеристы были цепями прикованы к
орудиям. Цепи на боевой позиции как средство её удержания. До Берлина оставалось
совсем мало километров. От атаки к атаке шла в составе 2-й танковой армии и
бригада полковника Хотимского.
Берлин прикрывался Зееловскими высотами. Что ни
холм, то амбразура. Что ни отрезок дороги, то завал. Мины в земле и над головой.
Высоты и болота… В болоте на ничейной полосе застрял танк из 37 бригады.
Командир экипажа, наводчик орудия думали осмотреться на местности и погибли у
своей машины - противник открыл сильнейший огонь. Но танк жил, потому что жив
был механик-водитель Иван Горшков, ветеран бригады. Возможности вытащить танк
никакой - совсем рядом немцы. Когда фашисты подогнали к советской
«тридцатьчетвёрке» свой танк Т-IV, Горшков и в мыслях не имел того, что вскоре
сделает. А мысль была одна: люк не открывать, сами откроют - гранату бросить.
Надрывно гудел танк Т-IV, дёргался тугой трос, и Т-IV вытянул «тридцатьчетвёрку»
из болота. И тут старшина запустил двигатель. Советский танк перетянул немецкий
Т-IV. Его и привёл к своим сормовский парень, старшина Иван Горшков, целеньким.
Затихли бои, в Берлине не слышно даже одиночных
выстрелов. Наша походная кухня на разбитой улице, аппетитный дымок над котлом,
однополчане. Чуть поодаль стоят немцы, робкие и настороженные, по большей части
женщины и дети. Вооружённый черпаком повар Ванюша извинительно выкрикивает: «Эй,
братцы, подождать придётся немного. Сперва накормлю ребят голодных». И накормил.
Щедро и добродушно. Не на базаре, небось.
Справка. Хотимский Михаил Васильевич родился
в 1903 г. в г. Пружаны Гродненской области, русский, член ВКП(б) с 1924 г. С
1914 г. жил в Москве. В 1920 г. по комсомольской путёвке направлен в РККА. В
1924 г.окончил школу имени ВЦИК. Служил в войсках, в военной академии. С 1942 г.
непрерывно на фронте. Награждён 12-ю боевыми наградами, в том числе Золотой
звездой Героя Советского Союза от 6 апреля 1945 г. В 1953 г. полковник М.В.
Хотимский по болезни уволен из рядов Советской Армии.
А. ЖУРАВСКИЙ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200519/?19_6_2