ЛИЦЕДЕИ

Jun 14, 2005 12:41


ЛИЦЕДЕИ

Это было 10 лет тому назад в канун празднования 50-летия Победы. Антинародный режим уже давно был раздражён тем, что всякий раз 9 мая от Белорусского вокзала по улице Горького движется на свой многотысячный митинг краснознамённая лава советских людей, а он, режим, не в состоянии ничего противопоставить этому могучему единению, которое открыто выражало свой гневный протест против подлого предательства страны. И тогда банда Ельцина решила спешно организовать альтернативные празднования в виде парада ветеранов войны на Красной площади и официальных сборищ на Поклонной горе. Расчет был на то, что даже среди ветеранов Великой Отечественной войны должны найтись люди, готовые, как Иуда, за «тридцать сребреников» оплевать память павших в той войне и простить палачам народа их чудовищные преступления. Кроме того, инициаторы этой провокации, конечно же, знали, что и среди участников войны были враги советской власти, были и мерзавцы, стрелявшие в спину нашим солдатам.

Московская организация РКРП решила тогда выпустить ряд обращений - от видных военачальников, учёных, деятелей искусства, политиков - с призывам к ветеранам не позорить себя участием в праздновании под власовским флагом, а идти в день Победы, как всегда, вместе с советскими людьми под советским флагом - флагом, с которым победили фашизм. Мне поручили составить обращение к ветеранам войны от ряда видных деятелей искусства и попросить их подписать это обращение. 

Тщательно обсудив возможные кандидатуры, я выбрал пятерых, на мой взгляд, наиболее подходящих. Почему именно их? Во-первых, в одном из докладов Г. Зюганова все они упоминались как настоящие патриоты, люди бесспорно советские и готовые помогать нашей борьбе. Во-вторых, все они были народными артистами СССР и лауреатами Ленинской премии. В-третьих, с каждым из них я в той или иной степени уже был знаком, и это, на мой взгляд, должно было способствовать успеху. Были у меня ещё две кандидатуры. Но от них я решил для начала воздержаться. Речь идет о
Т. Дорониной и Е. Образцовой. Что касается первой, то мне ранее уже пришлось убедиться в том, что она настолько же неискренна, насколько умеет производить впечатление потрясающей искренности. Обращение к Образцовой я отложил потому, что эта величайшая певица была для меня эталоном не только артистического таланта, но и высочайших человеческих качеств, и в случае её отказа я получил бы слишком тяжёлую травму.

Итак, я составил текст Обращения и начинаю телефонные переговоры с народными артистами.

Первым был Тихон Хренников, выдающийся композитор, на протяжении нескольких десятилетий бессменный секретарь Союза композиторов СССР. Вспоминая его пламенные коммунистические выступления, звоню, здороваюсь, объясняю ситуацию, читаю текст Обращения. И вдруг слышу что-то вроде глухих всхлипываний:

- Ах, какой текст! Как жаль! Боже, как жаль!

- Не понял вас, Тихон Николаевич…

- Дорогой Борис Михайлович! Поверьте мне! Я Вас понимаю и полностью поддерживаю, но в данный момент, к сожалению, никак не могу подписать это Обращение. Ну, никак!

Есть такие обстоятельства…

- Видимо готовится к постановке какая-то Ваша работа?

- Да! Да! Совершенно верно! Поймите, если бы дело касалось только меня лично, я подписал бы безо всяких колебаний. Но ведь тут целый коллектив. Триста человек. У всех семьи! Ах, как жаль!

Ну, что же делать! Еле-еле успокоил старика и звоню Василию Лановому. Уверен в успехе. Ведь Лановой так проникновенно читал дикторский текст к выпущенному в своё время многосерийному фильму о Великой Отечественной войне. Ведь он создал образ Павки Корчагина в советской киноверсии романа «Как закалялось сталь». А главное - какое кристально честное лицо! Звоню, читаю текст. В ответ слышу:

- Позвоните мне завтра. Я должен подумать.

- Так давайте мы сейчас подвезём Вам текст.

- Нет, не надо. Я всё запомнил.

- ?!

- Да, запомнил. Обыкновенная профессиональная память. Позвоните завтра.

Звоню завтра и слышу:

- Нет, не могу подписать.  Дело в том, что вы призываете к социализму. Зачем же звать людей назад?

- Простите, но, во-первых, это не назад, а вперёд. От нынешней полуколонии к великой Державе. Во-вторых, ведь это постыдно: победителям идти под власовским флагом.

- Знаете ли, а мне бы не хотелось, чтобы нас опять стали вешать, пусть даже под советским флагом.

Подумать только! Ведь не Шаляпин, не Смоктуновский даже - ничем, по сути, особо замечательным кроме «кристально честного лица» не отмечен. Советская власть дала ему всё, до самых высших высот дала подняться, а он боится, что его опять вешать будут. Вот такой народный артист!

Ну-с, после этого звоню Юрию Каюрову. Это вам не красавец Лановой. Как актёр Каюров талантлив и глубок необычайно. В фильмах «Почтовый роман» и «Шестое июля» он создал образ В.И. Ленина, в сравнении с которым все достижения других наших актёров выглядят, мягко говоря, простовато. Каюров показывает Ленина одновременно и простым человеком, и глубоким мыслителем, глубоким настолько, что невольно возникает убеждённость в том, что и сам Каюров тоже является необычайно глубоким мыслителем. Эта убеждённость однажды уже здорово подвела меня. Где-то в 1990-1992 годах в Музее
В.И. Ленина был творческий вечер Ю. Каюрова, и я, конечно же, помчался туда, чтобы увидеть живьём этого редкостного артиста. На вечере в числе прочего можно было увидеть и каюровского Ленина во фрагменте фильма «Почтовый роман». Я снова был потрясён игрой Каюрова и снова отождествил изображение ума Ленина с действительным умом артиста. Это привело меня к «мысли», что Каюров-то и есть тот самый человек, который должен возглавить нашу революцию. После окончания концерта я оттащил Каюрова в какой-то угол и предложил ему ни больше, ни меньше как стать Лениным в реальной жизни. Вы, конечно, догадываетесь, что меня ждало разочарование. Но какое! Тот, кто в образе Ленина представлялся глубочайшим мыслителем, в реальной жизни оказался самым заурядным, абсолютно неинтересным обывателем. Ну, к примеру, вроде тех мужиков, что не находят более важного занятия, чем часами простаивать с удочкой у Москвы-реки.

И всё-таки первоначальное обаяние было настолько сильным, что в преддверии 9 мая 1995 года я всё же включил Каюрова в число потенциальных подписантов.

Звоню, представляюсь, излагаю суть дела. Позиция Каюрова была во многом схожа с позицией Хренникова:

- Ах, как прекрасно написано. Кто же это такой молодец? Вы? Замечательно! Поздравляю! Но видите ли… Ах, если бы Вы знали, как мне жалко, как досадно, что я не могу это подписать!

- Ну, почему же не можете?

- Как почему? Ведь я же артист императорских театров. Я же зарплату получаю от президента. Что скажут артисты, если я…

- Позвольте, это при царе Малый театр был императорским. Но и тогда он нёс в общество революционные идеи. Вспомним, например, Ермолову…

- Да, да, конечно! Однако сейчас другое время. И на актёрах Малого театра лежит как бы определённое бремя. Но всё-таки я свой долг выполняю. Я, знаете ли, какие монологи говорю!

Тут я испугался, что он начнёт произносить какой-нибудь монолог, что было совершенно ни к чему, и по-возможности вежливо распрощался.

Следующей была прославленная солистка Большого театра Ирина Архипова. Я набирал её номер, будучи полон надежд, ибо в памяти пылала столь гордо звучащая в её исполнении фраза: «Кармен свободна! Свободной и умрёт!» Звезда мирового вокала выслушала меня и сразу же перешла в атаку:

- Зачем вы разъединяете людей? Кто-то не хочет под красным, кто-то не хочет под другим. И что же? Никто не пойдёт? Какая вам разница, какой флаг?

- Но это же власовский флаг. Флаг изменника Родины генерала Власова.

- Какого такого Власова? Я об этом первый раз слышу. И зачем Вы об этом говорите певице? Ведь это политика.

- Нельзя быть вне политики. Страна вымирает!

- Надо спасать духовно. Я это делаю. Я пою.

- Ирина Константиновна! Честь и хвала тем, кто пел на фронтах Великой Отечественной.

Но ведь и сейчас идёт война, а на войне одним пением не победишь. Нужны поступки.

- Не надо никого побеждать. Надо спасать духовность.

- Но разве Вы не видите, какова духовность при капитализме? Надо победить капитализм.

Да, в том числе и духовностью. Но главная духовность должна быть в поступках.

- Что Вы в конце-то концов портите мне настроение? Вот поговорила с Вами и теперь два дня успокаиваться надо. А мне сегодня петь!

Вот и вся беседа. Конечно же, лукавила певица. Может быть, и в самом деле ничего об изменнике Власове не слышала. Может быть и о Матросове, и о Зое Космодемьянской не слышала. Говорят, глухарь, когда поёт, ничего не слышит. Но о том, что к власти пришли бандиты, конечно же, знала. И награды из их рук брала! А совершить элементарно честный поступок не могла. И, стало быть, врала, когда горделиво пела, что свободной родилась, свободной и умрёт. Не про неё это. Никогда не была она свободной от жажды личного благополучия!..

И вот, наконец, последний претендент на гражданский подвиг - солист Большого театра бас Александр Ведерников. Волнуюсь, ибо тревожит ассоциация с Архиповой. Та горделиво пела: «Свободной и умру!» - и врала. А этот могучий бас так мужественно пел в арии Сусанина: «Смерть близка! Мне не страшна она!». Но что он запоёт, когда я попрошу совершить поступок?

Звоню, излагаю просьбу и слышу в ответ:

- Ну, что это все просят меня: подпиши то, подпиши это? Надо же понимать, что подписываешь. А что я в политике понимаю? Поди разберись, кто там прав, кто виноват? Откуда я знаю. Ведь я певец. Я, понимаешь, пою. Меня приглашают, и я пою. Хорошие песни пою. Ну, например, такую: «Вот солдаты иду-у-т по степи опалённой». Или: «Солнце скрылось за горою, затуманились речные перекаты».

Для большей убедительности Александр Филиппович прекрасно пропел песню А. Новикова «Дороги». Потом спел «В лесу прифронтовом». На третьей песне - «Заветный камень» Б, Мокроусова - я стал робко ему подпевать, а на четвёртой нагло запел во весь голос. Могучий бас растрогался:

- Ну, видишь, как хорошо! Чего ж тут ещё подписывать! Давай лучше ещё споём!

…На этом и закончилась история попытки привлечь на борьбу с режимом народных артистов СССР и лауреатов Ленинских премий. Образцовой я звонить не стал. Побоялся, что сердце не выдержит.

Обидно, конечно. Но зато многое ещё раз стало совершенно ясным. Когда-то над всей планетой прозвучал вопрос Максима Горького: «С кем вы, мастера культуры?». «Работа интеллигенции, - писал Горький, - всегда сводилась…к делу украшения бытия буржуазии, к делу утешения богатых в пошлых горестях их жизни». Эти слова Горький относил к буржуазной интеллигенции. И, к сожалению, сегодня они полностью относятся к подавляющему большинству бывшей советской интеллигенции и, в особенности, к её «элите». На вопрос - с кем эти мгновенно обуржуазившиеся мастера культуры? - очевиден однозначныё ответ: с теми, кто больше заплатит! Да, это вам не пролетарии, которым нечего терять, кроме своих цепей.

Конечно, у многих людей возникает вопрос: как же эти люди, например, артисты, создавшие столь волнующие образы замечательных советских людей, могли так шустро приспособиться к обслуживанию интересов буржуазии? Ну, скажем, тот же Михаил Ульянов, замечательно сыгравший и Председателя колхоза, и Маршала Жукова, и Ленина! Но, увы, в этом нет ничего удивительного, ибо сыграть хорошего человека не значит быть хорошим человеком. Более того, сама суть профессии актёра в том и состоит, чтобы уметь представить себя не таким, каков ты есть на самом деле. Недаром же в старину актёров называли лицедеями, т.е. делающими лицо, притворщиками.

Надо сказать, наши демократы во всю используют тот авторитет, который имеют в народе полюбившиеся ему лицедеи. Их целыми батальонами и полками развозят по стране во время предвыборных кампаний. Они беспрерывно витийствуют на телевидении. Они лгут в Госдуме, во всяческих советах и комитетах. Миллионы и миллионы людей оказались обманутыми этими лицедеями. А много ли вы знаете известных артистов, способных выступить против власти буржуазии, за социализм? Увы, таких единицы среди огромной армии лицедеев. Поэтому будьте бдительны, товарищи. Судите о людях не по ролям, которые они исполняют на сцене и в жизни, не по речам на трибунах, а только по их поступкам!

Б.М. ГУНЬКО

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200523/?23_7_2

Б.М. ГУНЬКО, КУЛЬТПАСКУДСТВО, 200523

Previous post Next post
Up