ВОЙНА В МОЕЙ ЖИЗНИ

Aug 30, 2005 12:43


ВОЙНА В МОЕЙ ЖИЗНИ

Первые воспоминания детства. 1940 год. Мой отец, Засолов Алексей Васильевич - начальник особого отдела авиационной части в г. Люберцы. В одной из квартир нашего дома живёт сын И.В. Сталина Василий, с которым я «дружу», и он часто меня катает на своей маленькой легковой машине. Вспоминаю оживлённую дискуссию лётчиков, собравшихся у нас дома, о магнитных минах, сбрасываемых с самолётов. Почему-то это особенно врезалось в мою память. Несколько слабее запомнилась немецкая военная делегация, посетившая наш военный гарнизон, и группа мальчишек, бегавших вокруг неё и кричавших (и я в том числе): «Фашисты! Фашисты!» Пахло дипломатическим скандалом, и срочно был вызван мой отец, забравший нас домой.

1941 год. Я заболеваю, и отец отвозит меня в один из лучших детских санаториев Крыма, «Чайку» в Евпатории. Я лежу в гипсовой кроватке на веранде, на самом берегу моря. Меня навещает мой дядя Михаил Александрович Головин, бывший в то время военным комиссаром Рижского военного округа, раненый в первые дни войны и погибший в разбомблённом немецкой авиацией санитарном эшелоне. Один раз приезжает ко мне отец, почему-то в будённовке и очень длинной шинели.

Помню начало войны и большое количество пароходных дымов на горизонте. Когда немецкие войска ворвались в Крым, больных детей нашего санатория погрузили в трюм небольшого грузового парохода и вывезли на Кавказ. Моряки носили нас, закованных в гипс, по шатающемуся трапу и укладывали на деревянный настил в трюме. Можно предположить, что сейчас, в наше смутное время, скорее будут вывозить вина из Крымских подвалов или барахло с правительственных дач, чем спасать больных детей. Впрочем, уже нет ни великого Советского Союза, да и Крым принадлежит не России. Даже по официальным данным сейчас в стране насчитывается около трёх миллионов беспризорных детей, больше, чем после Октябрьской революции и многолетней, кровавой гражданской войны, а население России уменьшается за год на миллион человек.

Вероятно, доплыли мы на Северный Кавказ чудом. Здесь нас положили в грузовые автомашины, накрыли брезентом и привезли в Теберду, где разместили в двухэтажном санатории. Из моей палаты видны были Эльбрус и участок шоссейной дороги. Я начинаю учиться в первом классе, но по-прежнему лежу в гипсовой кроватке. В один ясный осенний день 1942 года куда-то исчезает наша учительница, а на следующий день приходят немецкие войска. Первым делом они сносят памятник В.И. Ленину и располагаются у санатория в своих машинах. Нас перестают кормить. Ходячие больные и оставшаяся часть медицинского персонала выменивают у окрестных жителей на одежду и бельё немного кукурузной муки и выдают нам по кусочку мамалыги в день. Начался голод, а у меня - обострение туберкулёзного процесса. Пару раз нас осматривают немецкие врачи, выбирая наиболее экзотических больных. После бомбёжки санатория, разрушившей одно крыло здания, мы лежим на полу коридора на первом этаже. Количество больных детей уменьшается. Говорят, немцы их куда-то увозят.

К счастью, зимой 1943 года советские войска освобождают санаторий от немецких войск, нас кормят солдатской рисовой кашей с мясом, а военные хирурги делают мне операцию на тазобедренном суставе.

30 августа 1942 года при возвращении на свою базу в Монино с прифронтового аэродрома, откуда наша авиационная дивизия дальнего действия вылетала бомбить города Германии и её союзников, погибает всё командование дивизии, включая моего отца. Транспортный «Дуглас» с 39-ю военнослужащими упал в районе г. Старица Калининской области и врезался в противотанковый ров. Называют ряд причин этой трагедии: перегрузка в условиях плохой погоды, диверсия и действия вражеской авиации.

Моя мать, Засолова Вера Александровна, от которой отец скрыл, что их сын оказался в оккупации, в разгар войны отправляется меня искать, находит, но узнаёт лишь по родинке на ноге. Она в течение месяца подкармливает меня, продав все ценности, затем возвращается домой, добивается выделения себе в помощь солдата и вывозит меня домой. В условиях войны, нерегулярного железнодорожного сообщения, с пересадками вывезти с Кавказа десятилетнего, лежащего в гипсе ребёнка представляло настоящий человеческий и материнский подвиг. Но меня надо лечить, на руках матери ещё младший сын, и она работает. С большим трудом мама устраивает меня в детский санаторий под Москвой и регулярно навещает.

Победу в этой Великой и действительно всенародной войне я встретил в санатории «Красная Роза» в Балашихе.

Известно, что в этой войне Советский Союз потерял более 20 миллионов своих граждан - примерно 10% своего населения. Многие не знают, что большая часть этих потерь составляет гражданское население (приблизительно 7 миллионов) и военнопленные (приблизительно 6 миллионов), уничтоженные в лагерях фашистской Германии. Только моя семья потеряла трёх самых лучших и смелых представителей (погиб и мой двоюродный брат Евгений Головин - курсант военно-морского училища).

Ну а дальше, отлежав в больницах девять лет, я закончил школу, институт и был принят на работу в филиал ЦАГИ, где и работаю в настоящее время.

Светлая память о всех погибших, отдавших свои жизни за нашу свободу и жизнь, должна сохраниться в наших сердцах.

Р.А. ЗАСОЛОВ,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник ЦАГИ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200535/?35_6_2

ИСТОРИЯ, Р.А. ЗАСОЛОВ, 200535

Previous post Next post
Up