ПРИРОДА СВЕТА И "ПРОБЛЕМА СЛОНА"

Aug 30, 2005 12:47


ПРИРОДА СВЕТА И "ПРОБЛЕМА СЛОНА"

Технология постановки задачи
и ее решения

Для лучшего понимания проблемы природы света, естественной приро­ды вообще и природы общественных явлений следует вспомнить древнюю ин­дийскую притчу. Однажды трем слепым предложили описать, что такое слон. Первый ухватил слона за хобот, второй - за ногу, а третий - за хвост. Соответственно каждый из них по-разному описал слона. Поскольку в науке всякий эксперимент дает ограниченную информацию об объекте, то на этом примере можно рассмотреть процесс любого исследования. При этом возможны три подхода к «теории слона»:

1) Подход Каравдина. Он сводится к тому, что прав один из слепых, так как у него больше, чем у других, борода и чалма, а сам он более го­лосист и вообще обладает самым широким спектром достоинств. Это невер­ный подход, поскольку он исходит из субъективных качеств исследователя и пренебрегает достоверными данными других исследователей. «Теория слона» в этом случае может развиваться, но всегда по тупиковому вари­анту. От исходных гипотез, предполагающих, что слон это канат, колонна или толстый шланг, можно придти к теории, согласно которой слон это лошадь с облысевшим хвостом или носорог с разросшимся рогом. Далее исследование переходит в политическую интригу, отражающую борьбу между сторонниками гипотезы носорога и гипотезы лошади.

2) Научно-методологический подход. Он сводится к тому, что правы все слепые, исходных данных достаточно, а вся задача сводится к подбо­ру математического аппарата, описывающего результаты всех исследовате­лей-экспериментаторов в различных предельных приближениях теории. Та­кой подход встречается в науке весьма часто, а в условиях ограниченно­го финансирования он является господствующим. При этом критерием дос­товерности вновь построенной «теории слона» является ее совпадение с новыми экспериментальными данными по обследованию объекта. Методологи­чески в этом случае допускается раздельное развитие теории и экспери­мента, хотя это и считается нежелательным. В результате получается ли­бо медленное приближение теории к полному описанию объекта, либо уход в тупиковый вариант. В последнем случае слон трактуется как малая ле­тающая тарелка, посланная к нам большой тарелкой для установления кон­такта между цивилизациями.

3) Фундаментальный подход.  Он сводится к тому,  что, несмотря на то, что экспериментальные данные всех слепых достоверны, их недоста­точно для построения «теории слона». Задача рассматривается как фунда­ментальное противоречие между теорией и экспериментом, или как запре­щенная зона между ними. Решение этой задачи возможно лишь в непрерыв­ном взаимодействии теоретика и экспериментатора, лучше всего в форме легкой перебранки. При этом обязательно возникает необходимость нанять еще десяток слепых, с тем чтобы они ощупали слона в других местах. Да­лее теоретик включает слона в определенный круг родственных объектов и строит персональную математическую «теорию слона». Достоверность этой теории также проверяется экспериментально в опытах, результаты которых не вошли как исходные при построении теории.

Последний подход является самым сложным и хлопотным. Для его реа­лизации необходимы не только высокие эвристические способности испол­нителей, но и существенные организаторские, поскольку наем дополнительных слепых просто так не дается. Кроме того, представители первых двух подходов, искренне веря в свою правоту, часто встречают фундаментальный подход в штыки. При этом утверждается, что слон, как уже твердо установлено, представляет собой большую инопланетную лошадь с хоботом, а потому дальнейшие исследования нерентабельны и надо лишь действовать для получения скорейшей прибыли от слона.

Исследователи по-разному воспринимают встретившуюся им фундамен­тальную задачу. Часть из них полагает, что это наказание за грехи предков и грехи всего человечества. Другие же воспринимают эту задачу как подарок судьбы, пренебрегать которым нельзя. Правильны обе точки зрения, ибо мир - это единство и борьба противоположностей...

Динамика развития
научной проблемы

Однако пора переходить к морали. Читатель вправе знать, чем за­кончилась «проблема слона». Это неверная постановка вопроса, поскольку процесс познания вообще и познания «проблемы слона» бесконечен. Иное дело, что темпы поступления новых научных данных могут снижаться по мере приближения к достижению относительной истины. Правильная поста­новка вопроса: как развивалась «проблема слона», и на каком эта­пе ее решения мы находимся сегодня.

Пока был жив наш умный раджа, господствующим направлением в раз­витии «проблемы слона» было фундаментальное, но и остальные поддержи­вались на плаву. Вот почему финансирование на десять новых слепых не было выделено, а ограничились финансированием лишь пятерых дополни­тельных слепых. Тем не менее, удалось обмерить слона достаточно под­робно. При этом была построена достаточно адекватная «теория слона». Попутно была развита технология изготовления новых лестниц и построена дополнительная теория «Топография нелинейных поверхностей». Первое по­путное достижение использовалось в строительстве и фортификации, а второе - в архитектуре и строительстве. В качестве основного приклад­ного назначения слона предполагалось использование его для переноса больших грузов и в качестве транспортного средства в условиях бездо­рожья и в окружении агрессивных животных.

После смерти умного раджи нами стал руководить глупый раджа. «Проблему слона» он закрыл полностью, а все научные силы попытался сосредоточить на «проблеме кукурузы». Он совершенно не хотел слушать о том, что «проблему слона» и «проблему кукурузы» противопоставлять не следует, потому что слоны едят кукурузу. В результате его правления научно-технический прогресс замедлился, а страна вышла на грань голода.

Затем нами стал руководить спокойный раджа. Он соглашался со все­ми, но ничего нового не делал.  В результате «проблема слона» так и не дошла до практического применения.  В целом в этот период шли теорети­ческие дискуссии о применении слонов в народном хозяйстве и интенсифи­кации этого процесса.

После нескольких перестановок нами стал руководить раджа-преда­тель. То ли он сошел с ума, то ли он чего-то нанюхался, но основным направлением его деятельности стало уничтожение государства и всего нашего народа. Для этого он последовательно урезал финансирование «проблемы слона» да и всей науки. В результате его правления значи­тельная часть исследователей второго подразделения и часть исследова­телей третьего подразделения перебежали к соседнему радже.

После того, как предателя тихо, без кастрации, скинули, на его мес­то сел раджа-алкоголик.  Он круглосуточно жрал водку и наукой не инте­ресовался.  Средства на науку не выделялись. Все шло на водку для раджи. В результате все оставшиеся исследователи второй группы и половина исследователей третьей группы убежали к соседнему радже.  Дискуссия по «проблеме слона» практически не велась.

Наконец во главе нашей страны был поставлен внешне нормальный че­ловек. Однако и у него был сдвиг. Он мечтал вступить в ВТО. Вот тут-то «проблема слона» ожила, а основные позиции в ней заняли члены первого подразделения. Они заключили между собой перемирие и предложили радже поставлять на внешний рынок лошадей с облысевшими хвостами и носорогов с гипертрофированными рогами. Предполагалось таким образом занять дос­тойное место в международном разделении труда.

Оставшиеся представители третьего подразделения совсем обнищали и сели под пальму просить милостыню. Долгое время их не трогали, но по­том решили, что и они должны приносить пользу на пути движения в ВТО. Для этого был принят «Закон о приватизации пальмы». Теперь и они долж­ны платить арендную плату за место под пальмой.

Однако и на этом дело не закончилось. Соседний раджа, к которому перебежали наши исследователи, немного соображал в науке, а потому ги­потезу о летающих тарелках прикрыл начисто, сосредоточив усилия ученых на военном применении слонов. В результате он завоевал нашу страну. При этом наш раджа был передан в международный трибунал в Гааге. За нарушение законных прав слонов и голубей ему светит пожизненное заклю­чение. Как к проблеме пришьют голубей, неизвестно, но трибунал разбе­рется и в этом, так как первые свидетели уже появились.

Тех под пальмой решили временно не трогать, но «Закон о привати­зации пальмы» распространили на все пальмы. Остальных мужчин нашей страны через рынок ВТО распределили между мировыми компаниями-произво­дителями галер. Нескольких женщин оставили радже-завоевателю для по­полнения гарема, а остальных вместе с детьми также по каналам ВТО распределили между борделями города Хайфы.

Так что неправы были те, которые считали, будто «проблема слона» - это лишь бред заучившихся ученых...

А. СВОБОДИН

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200535/?35_4_3

А. СВОБОДИН, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ, 200535

Previous post Next post
Up