ПРИРОДА СВЕТА И "ПРОБЛЕМА СЛОНА"
Технология постановки задачи
и ее решения
Для
лучшего понимания проблемы природы света, естественной природы вообще и природы
общественных явлений следует вспомнить древнюю индийскую притчу. Однажды трем
слепым предложили описать, что такое слон. Первый ухватил слона за хобот, второй
- за ногу, а третий - за хвост. Соответственно каждый из них по-разному описал
слона. Поскольку в науке всякий эксперимент дает ограниченную информацию об
объекте, то на этом примере можно рассмотреть процесс любого исследования. При
этом возможны три подхода к «теории слона»:
1) Подход
Каравдина. Он сводится к тому, что прав один из слепых, так как у него больше,
чем у других, борода и чалма, а сам он более голосист и вообще обладает самым
широким спектром достоинств. Это неверный подход, поскольку он исходит из
субъективных качеств исследователя и пренебрегает достоверными данными других
исследователей. «Теория слона» в этом случае может развиваться, но всегда по
тупиковому варианту. От исходных гипотез, предполагающих, что слон это канат,
колонна или толстый шланг, можно придти к теории, согласно которой слон это
лошадь с облысевшим хвостом или носорог с разросшимся рогом. Далее исследование
переходит в политическую интригу, отражающую борьбу между сторонниками гипотезы
носорога и гипотезы лошади.
2)
Научно-методологический подход. Он сводится к тому, что правы все слепые,
исходных данных достаточно, а вся задача сводится к подбору математического
аппарата, описывающего результаты всех исследователей-экспериментаторов в
различных предельных приближениях теории. Такой подход встречается в науке
весьма часто, а в условиях ограниченного финансирования он является
господствующим. При этом критерием достоверности вновь построенной «теории
слона» является ее совпадение с новыми экспериментальными данными по
обследованию объекта. Методологически в этом случае допускается раздельное
развитие теории и эксперимента, хотя это и считается нежелательным. В
результате получается либо медленное приближение теории к полному описанию
объекта, либо уход в тупиковый вариант. В последнем случае слон трактуется как
малая летающая тарелка, посланная к нам большой тарелкой для установления
контакта между цивилизациями.
3)
Фундаментальный подход. Он сводится к тому, что, несмотря на то, что
экспериментальные данные всех слепых достоверны, их недостаточно для построения
«теории слона». Задача рассматривается как фундаментальное противоречие между
теорией и экспериментом, или как запрещенная зона между ними. Решение этой
задачи возможно лишь в непрерывном взаимодействии теоретика и экспериментатора,
лучше всего в форме легкой перебранки. При этом обязательно возникает
необходимость нанять еще десяток слепых, с тем чтобы они ощупали слона в других
местах. Далее теоретик включает слона в определенный круг родственных объектов
и строит персональную математическую «теорию слона». Достоверность этой теории
также проверяется экспериментально в опытах, результаты которых не вошли как
исходные при построении теории.
Последний
подход является самым сложным и хлопотным. Для его реализации необходимы не
только высокие эвристические способности исполнителей, но и существенные
организаторские, поскольку наем дополнительных слепых просто так не дается.
Кроме того, представители первых двух подходов, искренне веря в свою правоту,
часто встречают фундаментальный подход в штыки. При этом утверждается, что слон,
как уже твердо установлено, представляет собой большую инопланетную лошадь с
хоботом, а потому дальнейшие исследования нерентабельны и надо лишь действовать
для получения скорейшей прибыли от слона.
Исследователи по-разному воспринимают встретившуюся им фундаментальную задачу.
Часть из них полагает, что это наказание за грехи предков и грехи всего
человечества. Другие же воспринимают эту задачу как подарок судьбы, пренебрегать
которым нельзя. Правильны обе точки зрения, ибо мир - это единство и борьба
противоположностей...
Динамика развития
научной проблемы
Однако
пора переходить к морали. Читатель вправе знать, чем закончилась «проблема
слона». Это неверная постановка вопроса, поскольку процесс познания вообще и
познания «проблемы слона» бесконечен. Иное дело, что темпы поступления новых
научных данных могут снижаться по мере приближения к достижению относительной
истины. Правильная постановка вопроса: как развивалась «проблема слона», и на
каком этапе ее решения мы находимся сегодня.
Пока был
жив наш умный раджа, господствующим направлением в развитии «проблемы слона»
было фундаментальное, но и остальные поддерживались на плаву. Вот почему
финансирование на десять новых слепых не было выделено, а ограничились
финансированием лишь пятерых дополнительных слепых. Тем не менее, удалось
обмерить слона достаточно подробно. При этом была построена достаточно
адекватная «теория слона». Попутно была развита технология изготовления новых
лестниц и построена дополнительная теория «Топография нелинейных поверхностей».
Первое попутное достижение использовалось в строительстве и фортификации, а
второе - в архитектуре и строительстве. В качестве основного прикладного
назначения слона предполагалось использование его для переноса больших грузов и
в качестве транспортного средства в условиях бездорожья и в окружении
агрессивных животных.
После
смерти умного раджи нами стал руководить глупый раджа. «Проблему слона» он
закрыл полностью, а все научные силы попытался сосредоточить на «проблеме
кукурузы». Он совершенно не хотел слушать о том, что «проблему слона» и
«проблему кукурузы» противопоставлять не следует, потому что слоны едят
кукурузу. В результате его правления научно-технический прогресс замедлился, а
страна вышла на грань голода.
Затем
нами стал руководить спокойный раджа. Он соглашался со всеми, но ничего нового
не делал. В результате «проблема слона» так и не дошла до практического
применения. В целом в этот период шли теоретические дискуссии о применении
слонов в народном хозяйстве и интенсификации этого процесса.
После
нескольких перестановок нами стал руководить раджа-предатель. То ли он сошел с
ума, то ли он чего-то нанюхался, но основным направлением его деятельности стало
уничтожение государства и всего нашего народа. Для этого он последовательно
урезал финансирование «проблемы слона» да и всей науки. В результате его
правления значительная часть исследователей второго подразделения и часть
исследователей третьего подразделения перебежали к соседнему радже.
После
того, как предателя тихо, без кастрации, скинули, на его место сел
раджа-алкоголик. Он круглосуточно жрал водку и наукой не интересовался.
Средства на науку не выделялись. Все шло на водку для раджи. В результате все
оставшиеся исследователи второй группы и половина исследователей третьей группы
убежали к соседнему радже. Дискуссия по «проблеме слона» практически не велась.
Наконец
во главе нашей страны был поставлен внешне нормальный человек. Однако и у него
был сдвиг. Он мечтал вступить в ВТО. Вот тут-то «проблема слона» ожила, а
основные позиции в ней заняли члены первого подразделения. Они заключили между
собой перемирие и предложили радже поставлять на внешний рынок лошадей с
облысевшими хвостами и носорогов с гипертрофированными рогами. Предполагалось
таким образом занять достойное место в международном разделении труда.
Оставшиеся представители третьего подразделения совсем обнищали и сели под
пальму просить милостыню. Долгое время их не трогали, но потом решили, что и
они должны приносить пользу на пути движения в ВТО. Для этого был принят «Закон
о приватизации пальмы». Теперь и они должны платить арендную плату за место под
пальмой.
Однако и
на этом дело не закончилось. Соседний раджа, к которому перебежали наши
исследователи, немного соображал в науке, а потому гипотезу о летающих тарелках
прикрыл начисто, сосредоточив усилия ученых на военном применении слонов. В
результате он завоевал нашу страну. При этом наш раджа был передан в
международный трибунал в Гааге. За нарушение законных прав слонов и голубей ему
светит пожизненное заключение. Как к проблеме пришьют голубей, неизвестно, но
трибунал разберется и в этом, так как первые свидетели уже появились.
Тех под
пальмой решили временно не трогать, но «Закон о приватизации пальмы»
распространили на все пальмы. Остальных мужчин нашей страны через рынок ВТО
распределили между мировыми компаниями-производителями галер. Нескольких женщин
оставили радже-завоевателю для пополнения гарема, а остальных вместе с детьми
также по каналам ВТО распределили между борделями города Хайфы.
Так что
неправы были те, которые считали, будто «проблема слона» - это лишь бред
заучившихся ученых...
А. СВОБОДИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200535/?35_4_3