ПОЛЬША ЕСТЬ ПОЛЬША...

Oct 04, 2005 12:38


ПОЛЬША ЕСТЬ ПОЛЬША...

ПАРИЖ. В газете «Фигаро» под заголовком «Москва - Варшава: странная холодная война» опубликована статья Ариэль Тедрель, в которой, в частности, говорится:

Вот уже несколько месяцев Москва и Варшава находятся в состоянии странной холодной войны, похожей на борьбу за влияние, ареной которой стала новая восточная граница Европейского Союза.

«Военные» действия начались еще прошлой зимой на Украине, когда польское руководство взяло на себя посредническую роль в конфликте между Леонидом Кучмой и демократической оппозицией под руководством Виктора Ющенко. Соглашение, «вырванное» у Киева, позволило тогда избежать катастрофического сценария развития событий. Получившая одобрение Запада победа польской дипломатии вызвала недовольство Москвы, которая обвинила Варшаву во вмешательстве.

Москва, вполне очевидно, не смогла снести оскорбления. К тому же она не смогла снести высказывания польских высокопоставленных лиц, квалифицировавших «устранение» в марте чеченского непризнанного президента Масхадова как «ошибку». Или, например, высказывания премьер-министра Марека Бельки, который в прошлом году заявил, что он «шокирован» и «возмущен» методами силовых структур, освобождавших заложников в бесланской школе, в то время как многие европейские руководители предпочли отмолчаться.

На мероприятиях, связанных с празднованием в Москве 9 мая 60-летия победы в Великой Отечественной войне Кремль отказался признать роль поляков в победе над нацистами, и даже пошел дальше - наградил высокой наградой генерала Ярузельского, бывшего союзника Советов и борца с «Солидарностью».

Противостояние продолжается и сегодня, но уже на территории Белоруссии, где авторитарный режим президента Александра Лукашенко остается в полном подчинении Кремля. После своего успеха на Украине Польша мечтает о развитии событий в стране, которую американский президент Джордж Буш назвал «последней диктатурой в Европе», по такому же сюжету, что и на Украине. Глава польского дипломатического ведомства Адам Ротфельд высказался вполне определенно в пользу поддержки белорусского гражданского общества, призвав, в частности, «как можно быстрее начать вещание независимого белорусского радио». Различные польские неправительственные организации уже работают в этом направлении. Варшава оказывает определенное давление на своих европейских партнеров, убеждая их больше уделять внимания этому региону, долгое время считавшемуся «серой зоной», вышедшей из-под российского влияния.

Однако украинский сценарий развития событий кажется маловероятным в Белоруссии. Александр Лукашенко крепко-накрепко «закрыл» свою страну, оппозиция слабо организована, а гражданское общество находится в зачаточном состоянии. С приближением президентских выборов, назначенных на следующий год, нынешний президент опасается неприятных сюрпризов, потому что вот уже несколько месяцев его украинский и молдавский соседи откровенно говорят о своем намерении примкнуть к западному лагерю. Значительное польское меньшинство в Белоруссии /400 тысяч человек, то есть 4% населения/ стало для него «черной лошадкой». Оно служит в то же самое время и эдаким пугалом. Лукашенко обвиняет их в намерении провести в Белоруссии новую «оранжевую революцию», управляемую из США, и, в лучших традициях советских времен, обвинил польское посольство в том, что оно стало «диверсионным и шпионским гнездом».

С весны «антипольская истерия» набрала свои обороты. Минск начал с того, что отказался признать новое руководство «Союза поляков в Белоруссии». В июле несколько человек из него были арестованы. Их заменили люди, настроенные к президенту Лукашенко более лояльно. Затем начался процесс эскалации настроений. Варшава отозвала своего посла, а в середине августа несколько поляков были избиты неизвестными хулиганами в Москве. Польша, являющаяся с 1997 года членом НАТО и уже более года членом ЕС, имеет прочную поддержку американской администрации и в настоящее время располагает возможностью оказывать сопротивление своему давнему врагу. Ведь она надеется на признание ее региональной державой, но опасается возникшей за ее спиной «оси Париж-Берлин-Москва».

Ее активная позиция на этом нестабильном постсоветском пространстве объясняется прежде всего ее географическим положением - общая с Россией, Белоруссией и Украиной граница протяженностью 1200 километров - а также болезненным историческим опытом; многие десятилетия прошли под игом России, а затем СССР. Безусловно, после распада СССР он уже не страшен Польше. Но, как убеждены лидеры польской оппозиции, поляки единодушны в убеждении, что если «падение империи длится несколько недель, то имперские настроения умирают лишь через несколько поколений».

От редакции. К заголовку следует добавить: а «Фигаро» есть «Фигаро». Как бы она обошлась без трёпа, например, о том, что «режим Лукашенко полностью подчинен Кремлю» и т.п. без умолчания о том, что сначала русские подростки были избиты в Варшаве, у же затем - взрослые поляки в Москве.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200540/?40_7_5

ИТАР-ТАСС, 200540

Previous post Next post
Up