ЛИЦЕДЕЙ-ЛИЦЕМЕР

Nov 08, 2005 12:39


ЛИЦЕДЕЙ-ЛИЦЕМЕР

Чтобы выжить среди волков,
надо самому стать волком.
Или шакалом.
Или червем под их лапами.
Или остаться Человеком…

Последние мудякане. Именно таким довольно оригинальным образом охарактеризовал себя и Георгия Жженова писатель Виктор Астафьев в маленьком документальном телесериале «Георгий Жженов. «Русский крест»». Наверное, обидно и неточно, но, по крайней мере, самокритично.

Эта своеобразная трилогия разными людьми может быть истолкована по-разному, хотя, наверное, видели ее немногие - телеканал «Россия» по непонятным (а, может, наоборот, по вполне понятным) причинам «задвинул» демонстрацию фильма далеко за полночь. Тем не менее в нем есть что посмотреть, есть что послушать, и есть с чем поспорить - равнодушных, думаю, не было.

Что это - еще один плевок в наше - пусть смутное, мутное, порой - грязное, а порой - кровавое, но - наше прошлое? Что же, все-таки происходило со страной и народом в те великие и страшные годы? Попытка второй раз войти в поток, воды которого давно уже канули в небытие, обусловленная желанием отдать дань памяти «сотням тысяч жертв произвола, беззакония и большевистских репрессий»?

Зачем это нужно идеологам нынешней власти - понятно. Главному герою фильма, своеобразному «Вергилию» - проводнику по кругам ГУЛАГовского Ада Георгию Жженову - тоже в общем-то ясно: разве еще представится такая удачная, да еще и дармовая возможность проехать по местам своей не слишком светлой и радостной молодости? Но если это не так, то зачем тогда Георгию Степановичу Жженову, народному артисту СССР, лауреату многих государственных премий и наград Советского Союза, кумиру миллионов зрителей на протяжении почти полувека, все ЭТО? В его-то возрасте, когда старость почитается синонимом мудрости?! Или ненависть к власти и обида за растоптанные зоной и ссылкой годы в нем оказались настолько сильны, что заглушили голос рассудка и здравого смысла? Ведь любви и уважения зрителей - а что без них любой артист? - лишиться так легко! Достаточно одной фразы, хотя бы этой: «За все это большевиков надо было бы четвертовать!» Кого? Каких большевиков? Он что, искренне считает, что тех, кто творил с людьми такое, можно считать коммунистами? А если на плаху, под топор палача, отправлять всех, кто носил на груди партбилет, - не ради карьеры, а по убеждениям - получается, и тех, кто строил ДнепроГЭС и Магнитку, кто первым шел в атаку на фронте, кто, не жалея ни сил, ни здоровья, восстанавливал страну из руин после Великой Отечественной, кто защищал ее «на земле, в небесах и на море» в мирное время, кто сделал Советский Союз ядерной и космической державой? Поаккуратней бы, все-таки, с эпитетами, Георгий Степанович!

Конечно, бывает, что человек - незаметно для себя - переходит тот возрастной порог, когда каждый прожитый год прибавляет не ума, а маразма. Но после просмотра сериала лично у меня относительно нашего «Вергилия» такого мнения не сложилось. Получается - вполне ведает, что говорит?

И выходит, если ботать по фене, был он на киче мутным фраером, на воле вроде как ссучился, гнал всему многомиллионному расейскому кодляку пургу - про то, «делать жизнь с кого», засаживал из телеящика братве фуфло, что был остриженным терпилой, а выходит - канал-то по делу, не за зря на шконке столько лет парился, только вот чалился-то АВАНСОМ!

Прав, получается, был вайнеровский Глеб Жеглов - не бывает наказания без преступления! Вот и у Георгия Степановича та же история, только попарадоксальней - с отсрочкой! Правда, не наказания, а преступления - кто же станет после демонстрации фильма отрицать, что Г.С. Жженов - ярый антисоветчик, да еще, как оказалось, антисоветчик потомственный! Ну, статьи обвинения, конечно, надо бы переквалифицировать - 58 (ч. 3) вкупе с 58-ой (ч. 6) УК РСФСР от 1926 г. (какой же он шпион?! Разве что диверсант - да и то идеологический!) на ст. 58 (ч. 10) и, может быть, 58 (ч. 14) (контрреволюционная агитация). «Невосторженный образ мыслей» (даже в то суровое время) не наказывался - за практической невозможность реального выявления оного. Разве что с помощью допроса третьей степени…

Вместе с тем я выражаю свое искреннее уважение Г.С. Жженову за то, что он не стал вступать в КПСС (в отличие от приснопамятных М. Ульянова и Марка Захарова, так же, как и он, обласканных и прошлой, и нынешней властями) - видимо, побрезговал. И, может быть, не только из-за ненависти, но и потому, что достаточно хорошо видел ее так нназываемый «богемный сектор», который, в трогательном слиянии со все увеличивающейся массой опартбилеченных ренегатов, карьеристов и прочих выродков разных мастей, в конце концов утопил и партию, и страну в своем дерьме.

Впрочем, от ролей генералов, доблестных советских разведчиков, простых честных коммунистов и порядочных советских людей Георгий Степанович не отказывался, весьма преуспел в этом благородном и нужном государству деле, за что - вполне заслуженно - получил от этого самого государства ордена, медали, премии различного ранга и достоинства, а также звание Народного артиста СССР. Только вот, оказывается, не знало ни государство, ни его народ, любивший жженовских героев и невольно переносивший ореол этой любви на самого актера, что все это, как теперь выяснилось, туфта, лажа и сплошная лапша на уши. А сам Георгий Степанович совсем другой.

И куда же теперь девать весь этот «иконостас»? Что делать со всеми этими вещественными доказательствами признания государством заслуг артиста, полученными вроде бы по закону, но, как оказалось, вовсе не по правде и справедливости?

Хотя - если есть желание - носить награды угробленного демократами государства никто не запрещает - они стали теперь неким подобием памятных значков (кстати - что любопытно - орден Ленина «потерял» свой статус и теперь носится после ордена «За заслуги перед Отечеством» (4 ст.) и перед орденом Трудового Красного Знамени - конечно, если прав эксперт-фалерист, размещавший награды СССР и РФ на парадном пиджаке артиста). А вот с «народной любовью» дело не так просто. Ведь наиболее активные и многочисленные зрители и почитатели (теперь, наверное, бывшие) Жженова - люди советские, а не соловецкие. Скажут хором: «А на… нам такой кумир?» И все! Амба! Был артист Народный, стал Антинародный! Дальше - больше: нет уважения и доверия к артисту - нет образа - нет и фильма! Вот и выходит, что вместе с Тульевым-Зароковым блекнет и «Резидентский» цикл, без генералов Тимерина и Бессонова - заметно «тает» «Горячий снег» и «почти не виден» «Сатурн». С летчиком Тимченко «сгорает» «экипаж», а вместе с «малыми» героями остальных кинолент, где снимался Жженов, перестанут трогать зрителя и фильмы.

Говорят - не суди, да не судим будешь. Это утверждение, на мой взгляд, не совсем правильно. Можно ли судить слова, поступки, саму жизнь человека? Почему нет? Другой разговор - всякий ли и всякого ли вправе осудить за эти самые слова, поступки и прожитую - так, как смог или так, как сложилась, - жизнь? Да, обида, да, потерянная в лагерях и ссылке молодость и, наверное, здоровье (хотя дожить - после всего этого - до 90 лет, согласитесь, не каждому дано).

Осудить (если бы посчитали это правильным) Г.С. Жженова могли бы, возможно, только те, кто «колымил», как и он, и остались после всего пережитого Людьми, а не волками, шакалами или скотами. Кто знает, что таили в голове и в сердце те же генерал А.В. Горбатов и Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, но воевали они честно, «на всю катушку», помои на Советскую власть перед всей страной не лили…

В «Русском кресте» Георгий Степанович - намеренно или подсознательно - представляется этаким «паханом на покое» (вспомните хотя бы сцену посещения «Крестов»). Ну, а кем и каким он там был тогда на самом деле - кто знает? Свидетелей нет, а собственные мемуары, по понятным причинам, к делу не подошьешь - разве что только как вещдок…

Каждый сам выбирал свой путь - иногда добровольно, иногда под давлением обстоятельств. Но выбор был всегда. Кто-то, обладая неимоверными ресурсами жизненной энергии, воли и человеческого достоинства, ни при каких условиях не позволял лагерю ни согнуть, ни сломать, ни растоптать себя. Кто-то пристраивался в лагерные «придурки» (хлеборезы, санитары, библиотекари, «артисты» всех мастей, художники и т.д.), стукачи и прочие «теплые места». Можно было стать скурвленным гумозником, шестерить у кичевых блатных паханов и лагерной отрицаловки. Можно было шакалить и крысятничать у таких же зэков. Был также и путь по принципу - «умри ты сегодня, а я - завтра» - стать «мутным фраером», подозрительным, не имеющим ясной масти зэком и потому опасным и непредсказуемым для блатарей и их шнурков.

И был путь последний - «день прошел - все ближе к смерти и свободе» (будь что будет), который обычно приводил вставшего на него на «шлакоотвалы» - лагерное кладбище.

Выбор был всегда…

ГУЛАГ… Дикий, жестокий, страшный способ поднять экономику страны. Была ли тогда ему альтернатива? Кто знает?.. Но ведь - хоть и безумно дорогой ценой - сработал! Нет Ягоды, нет Ежова, нет Берии, нет Сталина, ГУЛАГа, НКВД, КПСС, СССР, нет «безвинных рабов социализма». Ну, и где - под «мудрым» управлением демократов - наши экономика, народ и государство? Правильно! В ж…! Так и не нашли наши яйцеголовые умники (после того, как, уподобившись столь ненавидимым ими большевикам, развалили все «до основанья») рационального и «гуманного» варианта подъема хозяйства России - хотя бы до уровня 1991 года! Да и как? Нахватали долгов, все бюджетообразующие отрасли отдали в лапы чёрт знает кому, средств для вложения в промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку, здравоохранение, образование, оборону у них нет - всё уплывает за рубеж в счет уплаты государственного долга и в Стабилизационный фонд. Даже элементарно управлять государством не желают - всех извилин в башке, видать, только и хватает сообразить, что кишка тонка, - тяжела государственная «шапка Мономаха» для их хилых шейных позвонков! Потому, наверное, и решили свалить все на «хозяина-собственника»: он умней, изворотливей, а потому и найдет, мол, непременно способ и волка насытить, и телятю на расплод сохранить, и мошну набить, и промышленность в усмерть не угробить. А может, мечтают, видя перед собой пример Александра II, чтобы русский Дальний Восток и Сибирь повторили судьбу бывшей «Русской Америки» - Аляски? И лишняя обуза с плеч долой, и деньжат перепадёт уйма! Что ж, наши новоявленные «Бунши» только рады будут: на х…, мол, нам эта «Кемская волость» - пусть забирают, земли у нас немеряно - хоть бери да вместо масла на краюху намазывай, не жалко!..

Что им с того, что все, спускаемое ими на распыл за гроши с молотка, заработано и завоевано многими поколениями в течение столетий, что заплачено за это было миллионами жизней, реками пота и крови? Большевики, на которых все кому не лень вешают все мыслимые и немыслимые грехи, по сравнению с ними - просто сопляки. Ну в чём их упрекают? Продавали на Запад произведения искусства в 20-30-е годы? Так ведь не в свой же карман - для державы. Ну, а если и подворовывали, так нынешнему олигархическому жулью это только на сигареты бы хватило. Масштабы нонче куда солидней - триллионами долларов пахнет! Продавали за бесценок? Так ведь сколько давали, за столько и продавали - только и выбор был: бери, что дают, или вали на все четыре стороны! А без денег как страну поднимать? В Ленинграде в блокаду какая-нибудь «Мадонна» Рафаэля вполне могла быть обменена не на миллион долларов, а на несколько буханок блокадного эрзац-хлеба или пару-другую банок консервов. Или эквивалентную им человеческую жизнь - как посмотреть… Так обстоятельства меняют шкалу ценностей…

Но если у большевиков - при всей видимой бездарности этих сделок - были в какой-то мере извиняющие их форсмажорные обстоятельства, то чем «отбрешутся» господа демократы «в день Страшного Суда»? Что скажут в своё оправдание, когда наступит пора отвечать за дикую приватизацию и прочие «реформы»? Не имея ни умения, ни желания этим умением овладеть, они, взявшись управлять махиной государства, с каким-то безумным азартом просаживали целые эшелоны народных денег, фактически бездарно спустив их в унитаз…

Много чего натворили в фильме и сам Жженов, и сотоварищ его идейный писатель Виктор Астафьев, почему-то тогда не посаженный - может, потому, что на фронт сбежал, которого, видно, боялся меньше, чем НКВД, - в отличие от А. Солженицына, «спрятавшегося» от фронта в лагере, и И. Смоктуновского, скрывавшегося от «Смерша» в Норильске… Ну, это уж у кого какая натура и какие «персональные» страхи…

А, может, зря мы на них так? Ведь не поносим же мы немцев за то, что их «Дойчланд» для них - «юбер алес»? И американцев с их «американской мечтой», которые искренне молятся «Боже, храни Америку», которая для них - «всегда права»? Нося в кармане пиджака «краснокожую паспортину» практически всю сознательную жизнь, наши «герои», выходит, никогда и не были советскими людьми, а были гражданами какого-то другого, находящегося в некоем параллельном измерении государства, где совершенно иная, отличная от нашей, шкала ценностей, где нет ничего, что они люто ненавидят, и присутствует то, что они любят и чем дорожат.

Но ведь и тот, кто в душе остался советским человеком, сейчас в подобном же положении: формально являясь гражданином РФ, в душе он по-прежнему гражданин Советского Союза - Утопии - «государства, которого нет». Мы все, чья Родина - СССР, как бы поменялись местами с людьми, подобными Жженову и Астафьеву.

Да, всем этим в какой-то мере можно объяснить логику их речей и поступков, но вряд ли это поможет вернуть им любовь и уважение былых поклонников их творчества - русский человек не любит, когда ему харкают в душу!..

Вы говорите - талант? Наверное, даже наверняка - почти полвека водить за нос весь советский народ, скрывая в душе такую «геенну огненную» - для этого надо быть великим лицедеем и лицемером! Но, согласитесь, подлинная мораль человеческая и лицемерие (даже выдающееся) - вещи несопоставимые и к симбиозу непригодные.

Некогда кто-то из великих мудрецов Востока (а может - Запада) сказал: «Талант - это лужа, в которую плюнул Бог!»

Вот только худо, совсем худо, если лужа оказывается грязной…

В. ЧУПРИЯНОВ

Приложение

Кича - тюрьма, лагерь, карцер и т.д.

Фраер - не вор: человек, не имеющий прямого отношения к криминальной среде.

Мутный - подозрительный.

Ссучиться - изменить (воровскому) закону; начать сотрудничать с правоохранительными органами и т.п.

Кодляк - сплоченная преступная группа.

Гнать пургу - врать, обманывать, притворяться.

Засаживать фуфло - обманывать.

Остриженный терпило - ограбленный; жертва; невинно пострадавший.

Канать по делу - привлекаться к ответственности за совершённое преступление.

Шконка - кровать, нары.

Париться - сидеть, отбывать наказание.

Чалиться - то же, что и париться.

Туфта - подделка, подвох, ложь.

Лажа - ложь, обман, вранье.

Лапша на уши - трепотня, брехня, ложь.

Колымить - отбывать срок на Колыме.

Пахан на покое - старый опытный вор, авторитет, отошедший от дел.

Придурок - заключенный, устроившийся на легкой, необременительной работе.

Стукач - доносчик.

Скурвленный гумозник - омерзительный, отвратительный, гадкий изменник, ничтожество, поправший общепринятые законы морали (воровской, человеческой и любой другой).

Шестерить - быть у воров на побегушках.

Блатной пахан - воровской авторитет.

Отрицаловка - группа блатных заключенных, блюдущих лишь воровской закон, а не правила и режим ИТЛ.

Шакалить - попрошайничать, воровать по мелочам у своих.

Крысятничать - то же, что и шакалить.

Зэк (зек) - заключенный (от з/к - заключенный каналоармеец).

Блатарь - вор в законе.

Шнурок - (здесь) - воровской прихвостень.

Шлакоотвал - кладбище.

ИТЛ - исправительно-трудовой лагерь.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200545/?45_7_1

КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, 200545, В. ЧУПРИЯНОВ

Previous post Next post
Up