ЛИЦЕДЕЙ-ЛИЦЕМЕР
Чтобы выжить среди
волков,
надо самому стать волком.
Или шакалом.
Или червем под их лапами.
Или остаться Человеком…
Последние мудякане. Именно таким довольно
оригинальным образом охарактеризовал себя и Георгия Жженова писатель Виктор
Астафьев в маленьком документальном телесериале «Георгий Жженов. «Русский
крест»». Наверное, обидно и неточно, но, по крайней мере, самокритично.
Эта своеобразная трилогия разными людьми может быть
истолкована по-разному, хотя, наверное, видели ее немногие - телеканал «Россия»
по непонятным (а, может, наоборот, по вполне понятным) причинам «задвинул»
демонстрацию фильма далеко за полночь. Тем не менее в нем есть что посмотреть,
есть что послушать, и есть с чем поспорить - равнодушных, думаю, не было.
Что это - еще один плевок в наше - пусть смутное,
мутное, порой - грязное, а порой - кровавое, но - наше прошлое?
Что же, все-таки происходило со страной и народом в те великие и страшные годы?
Попытка второй раз войти в поток, воды которого давно уже канули в небытие,
обусловленная желанием отдать дань памяти «сотням тысяч жертв произвола,
беззакония и большевистских репрессий»?
Зачем это нужно идеологам нынешней власти - понятно. Главному
герою фильма, своеобразному «Вергилию» - проводнику по кругам ГУЛАГовского Ада
Георгию Жженову - тоже в общем-то ясно: разве еще представится такая удачная, да
еще и дармовая возможность проехать по местам своей не слишком светлой и
радостной молодости? Но если это не так, то зачем тогда Георгию Степановичу
Жженову, народному артисту СССР, лауреату многих государственных премий и наград
Советского Союза, кумиру миллионов зрителей на протяжении почти полувека, все
ЭТО? В его-то возрасте, когда старость почитается синонимом мудрости?! Или
ненависть к власти и обида за растоптанные зоной и ссылкой годы в нем оказались
настолько сильны, что заглушили голос рассудка и здравого смысла? Ведь любви и
уважения зрителей - а что без них любой артист? - лишиться так легко!
Достаточно одной фразы, хотя бы этой: «За все это большевиков надо
было бы четвертовать!» Кого? Каких большевиков? Он что, искренне считает,
что тех, кто творил с людьми такое, можно считать коммунистами? А если на
плаху, под топор палача, отправлять всех, кто носил на груди партбилет, - не
ради карьеры, а по убеждениям - получается, и тех, кто строил ДнепроГЭС и
Магнитку, кто первым шел в атаку на фронте, кто, не жалея ни сил, ни здоровья,
восстанавливал страну из руин после Великой Отечественной, кто защищал ее «на
земле, в небесах и на море» в мирное время, кто сделал Советский Союз ядерной и
космической державой? Поаккуратней бы, все-таки, с эпитетами, Георгий
Степанович!
Конечно, бывает, что человек - незаметно для себя - переходит
тот возрастной порог, когда каждый прожитый год прибавляет не ума, а маразма. Но
после просмотра сериала лично у меня относительно нашего «Вергилия» такого
мнения не сложилось. Получается - вполне ведает, что говорит?
И выходит, если ботать по фене, был он на киче мутным фраером,
на воле вроде как ссучился, гнал всему многомиллионному расейскому кодляку пургу
- про то, «делать жизнь с кого», засаживал из телеящика братве фуфло, что был
остриженным терпилой, а выходит - канал-то по делу, не за зря на шконке столько
лет парился, только вот чалился-то АВАНСОМ!
Прав, получается, был вайнеровский Глеб Жеглов - не бывает
наказания без преступления! Вот и у Георгия Степановича та же история, только
попарадоксальней - с отсрочкой! Правда, не наказания, а преступления - кто же
станет после демонстрации фильма отрицать, что Г.С. Жженов - ярый антисоветчик,
да еще, как оказалось, антисоветчик потомственный! Ну, статьи обвинения,
конечно, надо бы переквалифицировать - 58 (ч. 3) вкупе с 58-ой (ч. 6) УК РСФСР
от 1926 г. (какой же он шпион?! Разве что диверсант - да и то идеологический!)
на ст. 58 (ч. 10) и, может быть, 58 (ч. 14) (контрреволюционная агитация).
«Невосторженный образ мыслей» (даже в то суровое время) не наказывался - за
практической невозможность реального выявления оного. Разве что с помощью
допроса третьей степени…
Вместе с тем я выражаю свое искреннее уважение Г.С. Жженову за
то, что он не стал вступать в КПСС (в отличие от приснопамятных М. Ульянова и
Марка Захарова, так же, как и он, обласканных и прошлой, и нынешней властями) -
видимо, побрезговал. И, может быть, не только из-за ненависти, но и потому, что
достаточно хорошо видел ее так нназываемый «богемный сектор», который, в
трогательном слиянии со все увеличивающейся массой опартбилеченных ренегатов,
карьеристов и прочих выродков разных мастей, в конце концов утопил и партию, и
страну в своем дерьме.
Впрочем, от ролей генералов, доблестных советских разведчиков,
простых честных коммунистов и порядочных советских людей Георгий Степанович не
отказывался, весьма преуспел в этом благородном и нужном государству деле, за
что - вполне заслуженно - получил от этого самого государства ордена, медали,
премии различного ранга и достоинства, а также звание Народного артиста СССР.
Только вот, оказывается, не знало ни государство, ни его народ, любивший
жженовских героев и невольно переносивший ореол этой любви на самого актера, что
все это, как теперь выяснилось, туфта, лажа и сплошная лапша на уши. А
сам Георгий Степанович совсем другой.
И куда же теперь девать весь этот «иконостас»? Что делать со
всеми этими вещественными доказательствами признания государством заслуг
артиста, полученными вроде бы по закону, но, как оказалось, вовсе не по правде и
справедливости?
Хотя - если есть желание - носить награды угробленного
демократами государства никто не запрещает - они стали теперь неким подобием
памятных значков (кстати - что любопытно - орден Ленина «потерял» свой статус и
теперь носится после ордена «За заслуги перед Отечеством» (4 ст.) и перед
орденом Трудового Красного Знамени - конечно, если прав эксперт-фалерист,
размещавший награды СССР и РФ на парадном пиджаке артиста). А вот с «народной
любовью» дело не так просто. Ведь наиболее активные и многочисленные зрители и
почитатели (теперь, наверное, бывшие) Жженова - люди советские, а не
соловецкие. Скажут хором: «А на… нам такой кумир?» И все! Амба! Был артист
Народный, стал Антинародный! Дальше - больше: нет уважения и доверия к артисту -
нет образа - нет и фильма! Вот и выходит, что вместе с Тульевым-Зароковым
блекнет и «Резидентский» цикл, без генералов Тимерина и Бессонова - заметно
«тает» «Горячий снег» и «почти не виден» «Сатурн». С летчиком Тимченко «сгорает»
«экипаж», а вместе с «малыми» героями остальных кинолент, где снимался Жженов,
перестанут трогать зрителя и фильмы.
Говорят - не суди, да не судим будешь. Это утверждение, на мой
взгляд, не совсем правильно. Можно ли судить слова, поступки, саму жизнь
человека? Почему нет? Другой разговор - всякий ли и всякого ли вправе осудить
за эти самые слова, поступки и прожитую - так, как смог или так, как сложилась,
- жизнь? Да, обида, да, потерянная в лагерях и ссылке молодость и, наверное,
здоровье (хотя дожить - после всего этого - до 90 лет, согласитесь, не
каждому дано).
Осудить
(если бы посчитали это правильным)
Г.С. Жженова могли бы, возможно, только те, кто «колымил», как и он, и
остались после всего пережитого Людьми, а не волками, шакалами или
скотами. Кто знает, что таили в голове и в сердце те же генерал А.В. Горбатов и
Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, но воевали они честно, «на всю
катушку», помои на Советскую власть перед всей страной не лили…
В «Русском кресте» Георгий Степанович - намеренно или
подсознательно - представляется этаким «паханом на покое» (вспомните хотя бы
сцену посещения «Крестов»). Ну, а кем и каким он там был тогда на
самом деле - кто знает? Свидетелей нет, а собственные мемуары, по понятным
причинам, к делу не подошьешь - разве что только как вещдок…
Каждый сам выбирал свой путь - иногда добровольно, иногда под
давлением обстоятельств. Но выбор был всегда. Кто-то, обладая неимоверными
ресурсами жизненной энергии, воли и человеческого достоинства, ни при каких
условиях не позволял лагерю ни согнуть, ни сломать, ни растоптать себя. Кто-то
пристраивался в лагерные «придурки» (хлеборезы, санитары, библиотекари,
«артисты» всех мастей, художники и т.д.), стукачи и прочие «теплые места». Можно
было стать скурвленным гумозником, шестерить у кичевых блатных паханов и
лагерной отрицаловки. Можно было шакалить и крысятничать у таких же зэков. Был
также и путь по принципу - «умри ты сегодня, а я - завтра» - стать «мутным
фраером», подозрительным, не имеющим ясной масти зэком и потому опасным и
непредсказуемым для блатарей и их шнурков.
И был путь последний - «день прошел - все ближе к смерти и
свободе» (будь что будет), который обычно приводил вставшего на него на
«шлакоотвалы» - лагерное кладбище.
Выбор был всегда…
ГУЛАГ… Дикий, жестокий, страшный способ поднять экономику
страны. Была ли тогда ему альтернатива? Кто знает?.. Но ведь - хоть и безумно
дорогой ценой - сработал! Нет Ягоды, нет Ежова, нет Берии, нет Сталина, ГУЛАГа,
НКВД, КПСС, СССР, нет «безвинных рабов социализма». Ну, и где - под «мудрым»
управлением демократов - наши экономика, народ и государство? Правильно! В ж…!
Так и не нашли наши яйцеголовые умники (после того, как, уподобившись столь
ненавидимым ими большевикам, развалили все «до основанья») рационального и
«гуманного» варианта подъема хозяйства России - хотя бы до уровня 1991 года! Да
и как? Нахватали долгов, все бюджетообразующие отрасли отдали в лапы чёрт знает
кому, средств для вложения в промышленность, сельское хозяйство, культуру,
науку, здравоохранение, образование, оборону у них нет - всё уплывает за рубеж в
счет уплаты государственного долга и в Стабилизационный фонд. Даже элементарно
управлять государством не желают - всех извилин в башке, видать, только и
хватает сообразить, что кишка тонка, - тяжела государственная «шапка Мономаха»
для их хилых шейных позвонков! Потому, наверное, и решили свалить все на
«хозяина-собственника»: он умней, изворотливей, а потому и найдет, мол,
непременно способ и волка насытить, и телятю на расплод сохранить, и мошну
набить, и промышленность в усмерть не угробить. А может, мечтают, видя перед
собой пример Александра II, чтобы русский Дальний Восток и Сибирь повторили
судьбу бывшей «Русской Америки» - Аляски? И лишняя обуза с плеч долой, и деньжат
перепадёт уйма! Что ж, наши новоявленные «Бунши» только рады будут: на х…, мол,
нам эта «Кемская волость» - пусть забирают, земли у нас немеряно - хоть бери да
вместо масла на краюху намазывай, не жалко!..
Что им с того, что все, спускаемое ими на распыл за гроши с
молотка, заработано и завоевано многими поколениями в течение столетий, что
заплачено за это было миллионами жизней, реками пота и крови? Большевики, на
которых все кому не лень вешают все мыслимые и немыслимые грехи, по сравнению с
ними - просто сопляки. Ну в чём их упрекают? Продавали на Запад произведения
искусства в 20-30-е годы? Так ведь не в свой же карман - для державы. Ну, а если
и подворовывали, так нынешнему олигархическому жулью это только на сигареты бы
хватило. Масштабы нонче куда солидней - триллионами долларов пахнет! Продавали
за бесценок? Так ведь сколько давали, за столько и продавали - только и выбор
был: бери, что дают, или вали на все четыре стороны! А без денег как страну
поднимать? В Ленинграде в блокаду какая-нибудь «Мадонна» Рафаэля вполне могла
быть обменена не на миллион долларов, а на несколько буханок блокадного
эрзац-хлеба или пару-другую банок консервов. Или эквивалентную им человеческую
жизнь - как посмотреть… Так обстоятельства меняют шкалу ценностей…
Но если у большевиков - при всей видимой бездарности этих
сделок - были в какой-то мере извиняющие их форсмажорные обстоятельства, то чем
«отбрешутся» господа демократы «в день Страшного Суда»? Что скажут в своё
оправдание, когда наступит пора отвечать за дикую приватизацию и прочие
«реформы»? Не имея ни умения, ни желания этим умением овладеть, они, взявшись
управлять махиной государства, с каким-то безумным азартом просаживали целые
эшелоны народных денег, фактически бездарно спустив их в унитаз…
Много чего натворили в фильме и сам Жженов, и сотоварищ его
идейный писатель Виктор Астафьев, почему-то тогда не посаженный - может,
потому, что на фронт сбежал, которого, видно, боялся меньше, чем НКВД, - в
отличие от А. Солженицына, «спрятавшегося» от фронта в лагере, и И.
Смоктуновского, скрывавшегося от «Смерша» в Норильске… Ну, это уж у кого какая
натура и какие «персональные» страхи…
А, может, зря мы на них так? Ведь не поносим же мы немцев за
то, что их «Дойчланд» для них - «юбер алес»? И американцев с их «американской
мечтой», которые искренне молятся «Боже, храни Америку», которая для них -
«всегда права»? Нося в кармане пиджака «краснокожую паспортину» практически всю
сознательную жизнь, наши «герои», выходит, никогда и не были советскими
людьми, а были гражданами какого-то другого, находящегося в некоем параллельном
измерении государства, где совершенно иная, отличная от нашей, шкала ценностей,
где нет ничего, что они люто ненавидят, и присутствует то, что они любят и чем
дорожат.
Но ведь и тот, кто в душе остался советским человеком,
сейчас в подобном же положении: формально являясь гражданином РФ, в душе он
по-прежнему гражданин Советского Союза - Утопии - «государства, которого нет».
Мы все, чья Родина - СССР, как бы поменялись местами с людьми, подобными Жженову
и Астафьеву.
Да, всем этим в какой-то мере можно объяснить логику их речей
и поступков, но вряд ли это поможет вернуть им любовь и уважение былых
поклонников их творчества - русский человек не любит, когда ему харкают в
душу!..
Вы говорите - талант? Наверное, даже наверняка - почти полвека
водить за нос весь советский народ, скрывая в душе такую «геенну огненную» - для
этого надо быть великим лицедеем и лицемером! Но, согласитесь, подлинная мораль
человеческая и лицемерие (даже выдающееся) - вещи несопоставимые и к симбиозу
непригодные.
Некогда кто-то из великих мудрецов Востока (а может - Запада)
сказал: «Талант - это лужа, в которую плюнул Бог!»
Вот только худо, совсем худо, если лужа оказывается грязной…
В. ЧУПРИЯНОВ
Приложение
Кича - тюрьма, лагерь, карцер и т.д.
Фраер - не вор: человек, не имеющий прямого отношения к
криминальной среде.
Мутный - подозрительный.
Ссучиться - изменить (воровскому) закону; начать сотрудничать
с правоохранительными органами и т.п.
Кодляк - сплоченная преступная группа.
Гнать пургу - врать, обманывать, притворяться.
Засаживать фуфло - обманывать.
Остриженный терпило - ограбленный; жертва; невинно
пострадавший.
Канать по делу - привлекаться к ответственности за совершённое
преступление.
Шконка - кровать, нары.
Париться - сидеть, отбывать наказание.
Чалиться - то же, что и париться.
Туфта - подделка, подвох, ложь.
Лажа - ложь, обман, вранье.
Лапша на уши - трепотня, брехня, ложь.
Колымить - отбывать срок на Колыме.
Пахан на покое - старый опытный вор, авторитет, отошедший от
дел.
Придурок - заключенный, устроившийся на легкой,
необременительной работе.
Стукач - доносчик.
Скурвленный гумозник - омерзительный, отвратительный, гадкий
изменник, ничтожество, поправший общепринятые законы морали (воровской,
человеческой и любой другой).
Шестерить - быть у воров на побегушках.
Блатной пахан - воровской авторитет.
Отрицаловка - группа блатных заключенных, блюдущих лишь
воровской закон, а не правила и режим ИТЛ.
Шакалить - попрошайничать, воровать по мелочам у своих.
Крысятничать - то же, что и шакалить.
Зэк (зек) - заключенный (от з/к - заключенный каналоармеец).
Блатарь - вор в законе.
Шнурок - (здесь) - воровской прихвостень.
Шлакоотвал - кладбище.
ИТЛ - исправительно-трудовой лагерь.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200545/?45_7_1