ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
Нередко судьба
публикаций отделяется от авторов настолько, что они начинают жить своей,
отдельной, часто фантастической жизнью. Тем более, если речь идет о войне,
обросшей за последние десятилетия такими мифами, продраться сквозь которые
невозможно. Такова судьба фотографии, что здесь приводится.
Можно сказать -
после плаката «Родина-мать зовет!» это второе по грандиозной значимости
художественное отражение отгремевшей войны. Фамилия автора снимка Макса Альперта
известна. Именно он является его автором. В 1960-х годах вышла книга этого
фоторепортера. В ней он и поведал читателям, как создавалась эта работа. По
утверждению бывшего фронтового фоторепортера «Правды», этот снимок он сделал
непосредственно на позиции.
Важный нюанс, и вот почему. Недавно по Центральному
телевидению показали большой телеочерк о военных репортерах. Там многие
участники тех событий подтверждали: большинство самых ярких сюжетов о войне были
постановочными. Отсюда ясное понимание и того, почему многие документальные и
трагические эпизоды войны не нашли отражения в фотохронике. Нет снимков о первом
периоде войны, когда гитлеровцы наступали. Да и на победном этапе есть только их
поверженная техника, обмотанные женскими трусами лица замерзших вояк в куцых
мундирчиках. А еще уничтоженные врагом наши селения. Телесюжет использовал
многие талантливые фотоработы репортеров военной поры. Там же показали эту самую
фотографию советского офицера, поднимающего в атаку пехоту.
В той памятной программе о фоторепортерах войны было
убедительно доказано, что практически все наиболее значимые снимки фоторепортеры
делали не в боевых порядках, а в тылу, после сражений. Как утверждали участники
передачи, репортеров берегли, ибо за них, посланцев из Москвы, командиры частей
и соединений несли ответственность. Делалось все, чтобы никто из фотожурналистов
не мог попасть в руки врага - для прикрытия им давалось специальное
сопровождение, как правило, из нескольких бойцов - наиболее опытных и крепких. И
тем более никто не позволил бы репортеру находиться во время боя впереди
наступающей пехоты или танков. Вот почему большинство снимков - постановочные,
сделанные в тылах и после боя. Так утверждали корреспонденты военных лет, и им
нельзя не верить. Так что, выходит, и знаменитый снимок Альперта тоже
постановочный?
Фоторепортер, по его словам, оказался на фронте в самый
неприятный для Красной Армии момент - по всей линии фронта шли оборонительные
бои и практически повсюду советские войска отступали. Лишенные снарядов и
патронов красноармейцы вынужденно иногда бросались в рукопашную с саперными
лопатками. Альперт оказался в 220-м полку 4-й стрелковой дивизии в тот момент,
когда воинская часть вырывалась из окружения и многие командиры дрались в роли
простых пехотинцев. Дрались даже раненые. И здесь было вовсе не до сохранения
жизни неведомо как забредшего в полк репортера.
В 1961 году мой отец, Василий Дмитриевич Коркин, член Союза
журналистов и руководитель отдела поэзии тогдашнего Росглавиздата, проводил
выступление группы литераторов в подмосковном городе Пушкино. В канун Дня Победы
в эту группу были включены участники войны. Среди них был и Альперт. Вот там он
и рассказал о том, как родилась данная фотография.
Если верить самому Альперту, то он оказался впереди
поднявшегося в атаку командира вовсе не случайно. Репортер по приказу начальника
политотдела дивизии находился в тылу наступающей пехоты. Но ее фашисты буквально
скосили из пулеметов и автоматов. Погибло и охранение репортера. Он оказался меж
двух огней. И когда в атаку поднялась вторая волна наших атакующих солдат,
Альперт быстро зафиксировал на пленке все подробнейшие детали этого отчаянного
броска. Вот так и получилось, что фоторепортер находился впереди наступающей
цепи.
А теперь о том, каким образом под знаменитым снимком появилась
первоначальная подпись «Комбат». Уже после боя репортер обнаружил, что вражеская
пуля разбила объектив фотоаппарата. Просто чудо, что пленка осталась цела, хотя
и не полностью. Выбравшись с остатками полка к своим, Альперт тут же поспешил в
редакцию. Там, получив пленку, задались вопросом: кто на ней? Альперт растерялся
- он просто не вел в тот момент записей. Стали припоминать детали боя. И тут в
памяти репортера пронеслась фраза-выкрик одного из бойцов: «Комбата убило!»
Снимок был уникален, с ним жаль было расставаться, но и дать
следовало с четким определением имени и фамилии. Этих данных не было. Более
того, на снимке почти не «прочитывались» знаки различия офицера, не было и
шевронов на рукаве. Пилотка? Ее носили как красноармейцы, так и командиры вплоть
до подполковника. Вот тут и возникают вопросы. Если снимок - инсценировка,
сделанная вдали от реального боя, то тогда выходит, что ее организаторы -
неумехи, забывшие написать, кто на снимке, какого звания и должности. И в это
можно поверить с трудом.
Снимок стал гулять по многочисленным изданиям, а в 1965 году
«Правда» дала его на самом видном месте. И произошло чудо: газета попала на
глаза одной из солдатских вдов и она позвонила в редакцию. Так состоялась
встреча Альперта с Е.Л. Еременко. Женщина утверждала, что на снимке - ее муж. К
этому заявлению отнеслись с осторожностью. Известно множество случаев
самообмана, а время и эмоции влияют на память. Потребовалась кропотливая
проверка. Были подняты архивы, и тут начались первые многочисленные вопросы. Да,
сказали криминалисты, фотография полностью совпадает с предоставленными вдовой
предвоенными снимками отважного воина. Но… младший лейтенант Алексей Гордеевич
Еременко был вовсе не комбатом, а… политруком. Было это истиной или данью
тогдашней идеологии? Ответ, наверное, кроется в простой неразберихе первых
месяцев войны.
Однако главный ответ все же был найден - поднимающий в атаку
роту человек - Еременко. При помощи его супруги и односельчан удалось собрать и
восстановить биографию этого человека. Ему было 36 лет, когда началась война.
Алексей Гордеевич Еременко работал тогда председателем колхоза «Первое мая» в
Запорожской области. Отсюда, из Вольнянского района, он и пошел на фронт, хотя
как руководитель хозяйства был «забронирован». Есть свидетельства того, что его
упорно не желали отпускать - Еременко руководил одним из лучших колхозов,
неоднократно хозяйство было представлено на ВСХВ в Москве.
Теперь о «географии» снимка. Альперт в своей книге утверждает,
что 12 июля 1942 года он производил съемки на позициях по линии Лопасня -
Дебальцево близ Луганска. А полк отбивал неоднократные атаки врага, пытаясь
вырваться из создаваемого фашистами «котла». История с фотографией постепенно
превратилась в историю с географией. В 1980 году на том участке появился
уникальный по-своему памятник - почти копия фронтовой фотографии. Именно военная
фотография Альперта послужила создателям памятника основой для композиции.
Когда отгремела война, хлебороб Еременко не вернулся в родной
колхоз, его сразила вражеская пуля у шоссе под Луганском. Наследуя дело отца,
его сын Иван Еременко связал свою судьбу с армией и прошел в ней путь от
лейтенанта до полковника. После увольнения в запас Иван Алексеевич вернулся на
Запорожскую землю, где стал металлургом, позднее - руководителем
домостроительного комбината.
Но биография семьи на этом не кончается. Внук погибшего
политрука Андрей никогда не видел своего деда, но много о нем слышал, видел
снимок. Он тоже стал офицером-артиллеристом, командиром батареи, сейчас в звании
майора работает в одном из военных учреждений.
Нет сегодня многих фронтовиков. Нет и большинства из тех, кто
создавал летопись войны. Эта летопись содержит немало мифов и легенд. Такой же
легендой войны стал и знаменитый на весь мир снимок Альперта «Комбат» или
«Политрук». Даже то, что он по-разному назывался, подчеркивает: фоторепортеры и
кинохроникеры тех грозных лет сумели создать облик войны, показать несмотря ни
на что ее историю и трагедию. Правда, подавалась она, конечно же, избирательно,
в духе времени. К сожалению. Но вот что отрадно - лучшие из фоторабот отдалились
от своих создателей и живут среди людей как бы сами по себе. Таков и «Комбат»
Альперта. Он шагнул по планете, как бы отрешившись от своего создателя, встал в
один ряд с такими творениями, как памятник Советскому воину в Трептов-парке и
плакат «Родина-мать зовет!». И даже если это действительно постановка, то она
ничуть не хуже тех многочисленных инсценировок, по которым мы судим о той
грандиозной войне.
Сергей
КОРКИН,
член Союза
журналистов Москвы
http://www.journalist-virt.ru В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200552/?52_6_2