РАБОЧИЙ КЛАСС
«Советском энциклопедическом Словаре» (изд. «Сов. Энциклопедия», 1980) написано:
«Рабочий класс - один из основных классов современного общества, главная
движущая сила исторического процесса перехода от капитализма к социализму и
коммунизму... При социализме рабочий класс - класс тружеников общенародных
социалистических предприятий, владеющий средствами производства - самая
передовая и организованная сила общества».
В 80-е годы прошлого
столетия эти слова были чуть ли не аксиомой, в них нельзя было не верить. Но
наступили 90-е годы, начал отсчет новый век, а рабочий класс в «историческом
процессе перехода к социализму и коммунизму» как-то не виден. Куда все делось?
Хочу поделиться с Вами
своими наблюдениями и размышлениями в этом немаловажном вопросе.
До войны мы жили с
родителями в селе Пены Курской области. Отец работал сменным инженером на
сахарном заводе им. Карла Либкнехта. Перед самой войной жизнь была радостной.
Помню праздник 1-го мая 1940 года. Весь коллектив завода, инженеры, рабочие с
семьями праздновали в лесу (там была первомайская поляна). Много осталось
прекрасных воспоминаний. И очень хотелось все это повторить через год. Но, к
нашему разочарованию, как сказал отец, объявили борьбу с панибратством, и
повторения не произошло. Не думаю, что эта борьба была объявлена в масштабе
отдельно взятого завода. Видимо, проблема имела общесоюзный размах. Откуда же
взялось непочтительное, фамильярное отношение со старшим, с начальником? И
страна была на подъеме, и рабочие проявляли чудеса производственного героизма, а
вот получилось так, что чрезмерное сближение стало отрицательно сказываться на
рабочих отношениях и, конечно, на результатах работы.
В этой связи мне
вспоминается рассказ одной моей знакомой, которая в советское время в течение
нескольких лет жила в Японии в пределах поселения посольства СССР. Рядом жили
колонисты из капстран. И к тем и к другим на работу ходили местные японцы. Было
отмечено, что японцы у колонистов капстран вели себя сдержанно, не позволяли
никаких вольностей, тогда как в советских помещениях они могли себе позволить
рассиживаться на диванах, в креслах, вели себя, мягко говоря, свободно.
Трудно сказать, что
является организующим началом. Но, несомненно, в любой группе кто-то берет на
себя роль лидера, и во многом от его мышления зависит поведение всей группы.
В последние годы
лидеры левой оппозиции в нашей стране высказывают много надежд на рабочий класс,
подсчитывают количество рабочих. Но проходят годы, а заметной борьбы рабочих со
своими угнетателями, по существу, не видно. Придите на митинги левой оппозиции,
среди выступающих рабочих там нет. Или, что это за лидеры среди рабочих, которые
в борьбе за получение своей зарплаты организуют голодовки? Видимо, у рабочих нет
настоящих думающих лидеров. А все думающие рабочие уходят в торговлю, в
руководящие органы голубых профсоюзов, на заработки. Постоянно происходит
размывание рабочего класса, потенциальные лидеры уходят. Стоит ли надеяться, что
рабочий класс созреет сам по себе?
А вот как думал о
перспективах рабочего класса Ф. Энгельс (К. Маркс, Ф. Энгельс, соч. т. 20, стр.
206): «Настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по
профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как
архитектор, будет в течение некоторого времени толкать тачку, пока не появится
опять необходимость в его деятельности как архитектора».
Можно надеяться, что
когда наступит это время, у рабочих появится лидер, постоянно знающий их
потребности. Появится и не уйдет.
Давно излагал свои
мысли Ф. Энгельс, но, видимо, тем, кто руководил и руководит в настоящее время,
некогда читать классиков и каждый думает, что ему надо принимать решение с нуля.
Как усиленно старались у нас учить рабочих, дать им высшее образование. И
способные рабочие, получив дипломы о высшем образовании, покидали, оголяли свой
класс, но не несли с собой его интересы, становились черномырдиными. А можно
предположить, что упомянутые руководители, наоборот, читали классиков и, понимая
опасность со стороны рабочего класса, специально обучали передовых рабочих,
чтобы лишить рабочий класс перспективных лидеров (классовая борьба).
В этой связи можно
вспомнить ситуацию в армии. В Красной Армии передовым красноармейцам присваивали
звание старшины. Но старшины продолжали жить в казармах вместе с остальными
красноармейцами. Старшины положительно влияли на весь порядок и дисциплину. А
когда наступил критический момент в начале Великой отечественной войны, в июле
1941 года в Армию было призвано 140 тысяч молодых коммунистов и передовых
комсомольцев в качестве политбойцов (не пропагандистов), по одному в каждую
роту. Они должны были своим поведением и рассудительностью служить примером, а
по команде первыми идти в атаку. Но вот Гречко ввел институт прапорщиков. Кто в
них пошел? Те же старшины. Но прапорщики в казармах не стали жить (офицеры). И
пошла-поехала всякая дедовщина, прочая негативщина.
Не преобразуются сами
по себе рабочие в рабочий класс. И то, что они находятся сейчас, так сказать,
без руля и без ветрил, говорят многие примеры. Вот один из них. Частенько у
метро «Бауманская» стоит мужичок с газетами «Память», мечтает о возрождении
монархии, с упоением говорит о белой гвардии, а, как выясняется, работает
простым рабочим, образование 8 классов. И он не просто продает эти газеты, а
активно обо всем своем рассказывает.
Значит, если мы хотим
построить социализм, с рабочими надо работать и не только со стороны: призывами,
листовками, дорогими газетами.
Рецепты? Надо не
забывать мысли классиков и использовать опыт. Ведь в свое время в стране из
отсталых, забитых рабочих был образован революционный рабочий класс. А потом, к
сожалению, из рабочего класса было образовано безответное нечто.
С.К. ГРИШИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200601/?01_4_2