А. КУЗЬМИН И Л. ГУМИЛЕВ

Jun 13, 2006 12:42


А. КУЗЬМИН И Л. ГУМИЛЕВ

Народу надо знать свои достоинства и слабости, дабы правильно оценивать себя и свои возможности. И то и другое заложено в истории. Именно поэтому отношение к истории должно быть столь же ответственным, как и установление диагноза у тяжелобольного. Монголо-татарские набеги на историю ничего доброго принести не могут, и на их пути пора выставить богатырские заставы.

Чтобы не присваивать чужое, рекомендую всем книгу Аполлона Григорьевича Кузьмина «Мародёры на дорогах истории» - М.: Издательство Русская панорама, 2005 г. Все исторические сведения я старательно выписал из работ этого профессионального историка.

В.В. Стерлигов
(«Дуэль», №5, 2006)

С Аполлоном Григорьевичем я познакомился на общественных лекциях по истории. Было это в конце 1992 года в каком-то ДК у метро «Улица 1905 года». Общество «Отечество», которое возглавлял А. Кузьмин, реставрировало какую-то церковь под Москвой, нужны были средства для богоугодного дела… Надо сказать, что половину абонементов скупили сами члены общества, но желающие «из народа»  всё-таки были.

Лекции его я помню до сих пор, хотя прошло 14 лет! Книга «Мародёры на дорогах истории» в общем-то и состоит из того материала, что давал нам А. Кузьмин. О Л. Гумилёве я впервые узнал от самого Аполлона Григорьевича. Он многократно возвращался к книгам этого историка и к его личности. По словам А. Кузьмина, Л. Гумилёв был человеком себе на уме. Отсидев в лагерях, он был неразборчив в средствах; для того чтобы напечатать свои книги, использовал и сионистов, и татарских националистов, и т.д. Чувствовалось, что в основе этой антипатии лежит нечто вроде зависти. К чему? Мне стало интересно это выяснить, и я стал посылать записочки с вопросами. Обычно А. Кузьмин отвечал на вопросы в конце лекции, когда часть слушателей начинала потихоньку расходиться, и я был чуть ли не единственным заинтересованным лицом. Так мы и познакомились! В конце цикла лекций мне была подарена книга с авторским автографом, чему я был очень рад…

Но самое интересное заключалось в другом: чем больше А. Кузьмин критиковал Л. Гумилёва, тем больше мне хотелось узнать в чём истинная причина? И я взялся читать книги Л. Гумилёва. Прочитал всё, что достал! После чего усилил натиск вопросов на А.Г. Кузьмина уже по смыслу трудов Л. Гумилёва. Вот что я выяснил дополнительно: свои идеи относительно Монголо-татарского ига и Хазарского каганата Л. Гумилёв начал озвучивать после контактов с сионистами и татарскими националистами. По словам А.Г. Кузьмина, он встретился с Л. Гумилёвым на какой-то конференции в Поволжье, где тон задавали татары. Он попытался выяснить у Л. Гумилёва, зачем ему эта брехня про «лёгкое татарское иго»? В ответ Л. Гумилёв ёрничал и открыто издевался над самим А.Г. Кузьминым. Отсюда и пошла личная антипатия между историками. Что касается теории «этногенеза», то А.Г. Кузьмин обмолвился о том, что историки-марксисты смотрят на «обработку человеческого материала», как на социальный процесс, и это «правильно». А Л. Гумилёв, дескать, развил идеи М. Данилевского и Вернадского. К моему удивлению, Аполлон Григорьевич вдруг заметил, что только человек, отсидевший в сталинских лагерях, смог заявить, что в «истории народов так называемый государственный вред (или польза) особого значения не имеют»…

Я тут же послал записочку, попросив объяснить подробнее. И вдруг А. Кузьмин с горечью сказал, что выживание в лагерях ГУЛАГА - это и есть этногенез в чистом виде, так сказать «природное явление». И, стало быть, пережив всё это, Л. Гумилёв не смог бы мыслить по-другому. Вся его теория - это странной формы протест против его мучителей… Он будто бы нарочно сочинил всю эту историю с «лёгким татарским игом», чтобы подразнить историков-марксистов, на долю которых не выпали такие страдания… И историки-марксисты дружно попались на эту «удочку»! Это было на последней лекции. Больше с А.Г. Кузьминым я не встречался. Но Л. Гумилёва - зауважал! Он пошёл против всех и смог заставить их бояться себя и ненавидеть!

С.Г. ЛЮБКИН

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200624/?24_6_2

ИСТОРИЯ, 200624, С.Г. ЛЮБКИН

Previous post Next post
Up