А. КУЗЬМИН И Л. ГУМИЛЕВ
Народу надо знать свои достоинства и слабости, дабы правильно
оценивать себя и свои возможности. И то и другое заложено в истории. Именно
поэтому отношение к истории должно быть столь же ответственным, как и
установление диагноза у тяжелобольного. Монголо-татарские набеги на историю
ничего доброго принести не могут, и на их пути пора выставить богатырские
заставы.
Чтобы не присваивать чужое, рекомендую всем книгу Аполлона
Григорьевича Кузьмина «Мародёры на дорогах истории» - М.: Издательство Русская
панорама, 2005 г. Все исторические сведения я старательно выписал из работ этого
профессионального историка.
В.В. Стерлигов
(«Дуэль», №5, 2006)
С Аполлоном Григорьевичем я познакомился на общественных
лекциях по истории. Было это в конце 1992 года в каком-то ДК у метро «Улица 1905
года». Общество «Отечество», которое возглавлял А. Кузьмин, реставрировало
какую-то церковь под Москвой, нужны были средства для богоугодного дела… Надо
сказать, что половину абонементов скупили сами члены общества, но желающие «из
народа» всё-таки были.
Лекции его я помню до сих пор, хотя прошло 14 лет! Книга
«Мародёры на дорогах истории» в общем-то и состоит из того материала, что давал
нам А. Кузьмин. О Л. Гумилёве я впервые узнал от самого Аполлона Григорьевича.
Он многократно возвращался к книгам этого историка и к его личности. По словам
А. Кузьмина, Л. Гумилёв был человеком себе на уме. Отсидев в лагерях, он был
неразборчив в средствах; для того чтобы напечатать свои книги, использовал и
сионистов, и татарских националистов, и т.д. Чувствовалось, что в основе этой
антипатии лежит нечто вроде зависти. К чему? Мне стало интересно это выяснить, и
я стал посылать записочки с вопросами. Обычно А. Кузьмин отвечал на вопросы в
конце лекции, когда часть слушателей начинала потихоньку расходиться, и я был
чуть ли не единственным заинтересованным лицом. Так мы и познакомились! В конце
цикла лекций мне была подарена книга с авторским автографом, чему я был очень
рад…
Но самое интересное заключалось в другом: чем больше А.
Кузьмин критиковал Л. Гумилёва, тем больше мне хотелось узнать в чём истинная
причина? И я взялся читать книги Л. Гумилёва. Прочитал всё, что достал! После
чего усилил натиск вопросов на А.Г. Кузьмина уже по смыслу трудов Л. Гумилёва.
Вот что я выяснил дополнительно: свои идеи относительно Монголо-татарского ига и
Хазарского каганата Л. Гумилёв начал озвучивать после контактов с сионистами и
татарскими националистами. По словам А.Г. Кузьмина, он встретился с Л. Гумилёвым
на какой-то конференции в Поволжье, где тон задавали татары. Он попытался
выяснить у Л. Гумилёва, зачем ему эта брехня про «лёгкое татарское иго»?
В ответ Л. Гумилёв ёрничал и открыто издевался над самим А.Г. Кузьминым. Отсюда
и пошла личная антипатия между историками. Что касается теории «этногенеза», то
А.Г. Кузьмин обмолвился о том, что историки-марксисты смотрят на «обработку
человеческого материала», как на социальный процесс, и это «правильно».
А Л. Гумилёв, дескать, развил идеи М. Данилевского и Вернадского. К моему
удивлению, Аполлон Григорьевич вдруг заметил, что только человек, отсидевший в
сталинских лагерях, смог заявить, что в «истории народов так называемый
государственный вред (или польза) особого значения не имеют»…
Я тут же послал записочку, попросив объяснить подробнее. И
вдруг А. Кузьмин с горечью сказал, что выживание в лагерях ГУЛАГА - это и есть
этногенез в чистом виде, так сказать «природное явление». И, стало быть,
пережив всё это, Л. Гумилёв не смог бы мыслить по-другому. Вся его теория - это
странной формы протест против его мучителей… Он будто бы нарочно сочинил всю эту
историю с «лёгким татарским игом», чтобы подразнить историков-марксистов,
на долю которых не выпали такие страдания… И историки-марксисты дружно попались
на эту «удочку»! Это было на последней лекции. Больше с А.Г. Кузьминым я не
встречался. Но Л. Гумилёва - зауважал! Он пошёл против всех и смог заставить их
бояться себя и ненавидеть!
С.Г. ЛЮБКИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200624/?24_6_2