ТЯЖЕЛО ПОНИМАЮЩИМ
Простой россиянский люд удивляется: отчего это
каждый божий день в новостях в неимоверных количествах фигурируют избиения,
тяжкие телесные повреждения и убийства различной степени зверства? А вопроса
нет: это раньше убийство было событием из ряда вон выходящим, ныне же все эти
страсти-мордасти - дело вполне ординарное: обывателю-россиянцу до балды - трупом
больше, трупом меньше - один хрен: новости, напоминающие (а часто и являющиеся
таковыми) сводки с места боёв и многочисленные бандитско-ментовские сериалы с их
бесконечными кровавыми разборками и горами нагроможденных друг на друга трупов,
приучили российских «граждан» воспринимать весь этот «экстрим» спокойно» и даже,
более того, равнодушно - как некую компьютерную стрелялку.
И все же
(хотят этого авторы триллеров или нет) каждый такой сериал добавляет еще один
«кирпич» в склеп для народной нравственности. А потому лично я радуюсь, когда в
таком боевике его «родители» допускают какой-нибудь грубейший «ляп»: он резко
снижает «антивоспитательное» воздействие картины на мозги зрителей, жаль только,
что имеет эффект этот «ляп» лишь в том случае, если мозги есть…
Хороший
пример - новый сериал телеканала «НТВ» «Псевдоним - «Албанец»». Первые кадры и
сразу - тройной грубейший «ляп»: дело происходит не позднее августа-сентября
1991 года, главному герою непосредственный начальник вручает орден, а на
герое (и на прочих участниках церемонии) - форма ВС РФ образца 1994-1997 гг.,
вручается орден Мужества (имеющий видоизмененную форму немецкого Железного
Креста и введенного «в оборот» Указом президента РФ 2.3.1994 г.). А
должен быть орден «За личное мужество» (вытянутая вертикально звезда, с
наложенным на нее щитом и надписью «За личное мужество», Указ Президиума ВС
СССР от 28.12.1988 г.). Я уже не говорю про довольно странную для
советского (тогда еще) офицера фразу: «Служу Спецназу» вместо «Служу
Советскому Союзу»! И т.д…
Нелепые и
грубые ошибки гробят неплохой в общем-то боевик, разрушая доверие ко всему тому,
что происходит в его рамках на телеэкране. И потому такое двойственное
отношение: с одной стороны, мне, грешному (увы! - к таким фильмам неравнодушен),
обидно видеть такое, а с другой - радоваться бы надо: эффект «кровавого
воздействия» резко падает. Жаль, лишь для тех, кто понимает суть происходящего…
* * *
В
последние 10-15 лет, сталкиваясь в российских СМИ с откровениями «звезд» «нашей»
российской творческой интеллигенции «демократической ориентации», невольно
всплывает в памяти персонаж цвейговской «Шахматной новеллы» - гроссмейстер,
гениальный в шахматном деле и почти полный «кретин» во всем остальном. Да,
многие из российских «звезд» талантливы (порой - гениальны!), но - сугубо в
своей, узко специализированной области. Чисто по Козьме Пруткову: полнота их -
односторонняя…
Нет, я
отнюдь не считаю их полными идиотами во всем остальном, что не касается их
основной профессии, но когда читаешь порой их интервью, нечто подобное в голову
закрадывается, причем «диапазон отклонений» достаточно широк: от детской
«святой» наивности до действительно дремучего кретинизма.
Что
любопытно, всех их, как правило, объединяет главное: какая-то слабо
мотивированная неприязнь, ненависть и порой настоящая озлобленность против
советского прошлого: главными виновниками их неприятностей, бед и несчастий
«непременно и ракообразно» являются некие абстрактные «коммунисты» и «советская
власть». Они упрямо не желают ни знать, ни даже слышать о том, что любые
властные структуры всегда таковы, каковы люди, занимающие в них ответственные
посты и что, по сути, все, кто, как они считают, мелко и крупно пакостил им
тогда (или же их духовные воспреемники), по-прежнему на своих «боевых
постах» - только сменили «корочку» «КПСС» на новенький билет «Единой России»…
И вот,
пожалуйста, пример. Попалось недавно на глаза интервью 2001 года, данное
известным скрипачом Сергеем Стадлером журналу «МК» - бульвар». Стал читать - и
сразу попёрла «теневая сторона героя»: тридцать лет назад, тринадцатилетним
мальчишкой, он победил на заочном конкурсе скрипачей «Концертино-Прага»,
организованным Пражским радио (1976 г.). Поскольку соревновались аудиозаписи,
дирекция конкурса послала своего представителя в родной город победителя -
удостовериться, что он - это он, а не его учитель. «…Директор радио прилетел
в Петербург…». Возможно, Стадлеру противно произносить слово
«Ленинград», но - куда денешься? - в 1976 году город назывался именно
так, Санктпетербургом он вновь стал лишь в 1991 году с подачи
пресловутого Собчака. Что это, простая невнимательность или зоологическая
неприязнь ко всему советскому? Кто знает…
Дальше -
больше. Какой-то придурок-чиновник не сделал ему вовремя загранпаспорт для
поездки в 1979 году на конкурс имени М. Лонг-Ж. Тибо в Париж и сразу -
категорический вывод - «советская власть была подлой властью». Вот
так, и никак иначе…
Поройтесь
среди громких «демимён» нынешних деятелей российской культуры - думаю,
образчиков подобного мышления мно-о-го отыщете…
В. ЧУПРИЯНОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200627/?27_7_3