МОМЕНТ ИСТИНЫ "МОМЕНТА ИСТИНЫ"

Aug 01, 2006 12:42


МОМЕНТ ИСТИНЫ "МОМЕНТА ИСТИНЫ"

нтересно, когда люди рассказывают сами про себя, тем более, что публичность профессии как бы предполагает подобное. Особенно интересно, когда результат получается прямо противоположный задуманному. Причина этого очень проста - авторы саморазоблачений банально переоценивают свои умственные способности. В случае с Б. Алибасовым, наговорившим книжку «Основы На-Найской философии», всё ясно, никаких подтекстов: что вижу, про то пою. Автор с видимым удовольствием угощает читателей довольно похабными подробностями собственным амурных похождений и похождений своих воспитанников. Причём это делается настолько непосредственно, что даже представляешь себе обиженного Алибасова с вопросом: А что, разве вам всем это не интересно?

Подпись под последней в книге фотографией Алибасова гласит: «Вот, собственно, и вся наша нехитрая На-Найская философия. Её суть - живи сам и дай жить другим».

Действительно, она очень-очень нехитрая. Незатейливому Бари Каримовичу, видимо, невдомёк, что он всего лишь повторяет затрёпанную блатную пословицу, а ведь слово-то какое умное он где-то вычитал - «философия».

Намного амбициознее оказалась Е. Трегубова со своими «Записками кремлёвского диггера». Тут уровень претензий гораздо выше - как-никак «столичная штучка», с какими людьми общается! Правда, при ближайшем рассмотрении все эти фигуры оказываются сплошь картонными, а общение кухонным.

«Записки» переполнены описанием бесконечных «чем поили-кормили» представителей «кремлёвского пула», каким пальцем ковыряет в носу Александр Стальевич Волошин и прочей белибердой.

Достаточно одного эпизода с рыжим электриком, которого автор называет «рыцарем в белых одеждах». Оказывается, застигнутый врасплох при посещении московского хосписа (что-то среднее между домом призрения и богадельней для безнадежно больных) рыцарь просит журналиста не рассказывать никому об этом. Он привёз обожаемым старикам и старушкам по ящику шампанского и чёрной икры. И стесняется своего благородства. Такой застенчивый! Как трогательно! Ну, удружила! Двадцатипятилетняя свистушка даже не понимает, как глупо выглядит Чубайс, ну кто её за язык тянул?

А на деле, себе и Яше Уринсону (своему заму) этот «рыцарь в белых одеждах» по итогам работы за 2004 год, не стесняясь, выписал премии, размер которых неудобно вслух произносить, особенно после того, как все убедились (после аварии) в грандиозности этих «итогов».

Непотопляемость «демократической» номенклатуры напоминает лучшие образцы её предшественников - коммунистов. Стиль абсолютно тот же. Вчера заведовал баней, завтра будешь руководить симфоническим оркестром. Продавал букеты в палатке, руководил приватизацией, теперь главный энергетик - какая разница, главное, с огромным успехом для личного благосостояния!

Плюшевый экономист со своими бредовыми «саморегулируемым рынком», «мировыми ценами» и прочей ерундой не бутылки собирает по помойкам, а руководит институтом, пишет книжки (кто их читает?) и даже выступает с лекциями за границей (цирковой аттракцион - партийный экономист весь вечер на арене) Короче, на демократической барахолке все пристроены: и «политики» типа основательно подзабытых шахраев с шумейками, и «политологи» калибра Бурбулиса и Сатарова.

Но вот фигура гораздо серьёзнее, сам А. Караулов со своим опусом «Частушки» - матёрый тележурналист, это вам не финтифлюшка Трегубова. Чем же порадовал театровед, как он любит себя называть, в книге, которая «словно ждала своего часа, чтобы выйти полностью, без цензуры и без купюр», как указано в аннотации.

Набор карикатурных интервью с выжившими из ума маразматиками Шелестом и Кагановичем, с симпатичным (по неведомым причинам) лично автору Алиевым и несимпатичным (ему же) Шеварднадзе. Всё это перемежается разнообразными хохмочками и остающимися за гранью здравого смысла пассажами - «Девушки не замечали Третьякова. Жаль, он ведь - способный человек. Так погибла «Независимая газета». И что же хотел этими словами сказать автор? Что газета погибла потому, что главного редактора девушки не любят, а он был способный человек? Короче - вдруг, откуда ни возьмись… Или подробно описывается ресторанное меню Кирсана Илюмжинова и какой ему выставлен счёт. Для чего всё это сообщается читателям, догадаться невозможно, да, очевидно, Караулов и сам не знает. Каприз художника. Чем матёрее художник, тем неожиданнее капризы, видимо, думает автор. Вкраплены эти откровения абсолютно без какой-либо связи с предыдущим и последующим текстом. Стиль автора удивляет вопиющей небрежностью, ему самому недосуг задуматься, что же выпорхнуло из-под его пера? Сплошные загадки. Судите сами: «Никогда не забуду: мы с Наташей только-только поженились, в доме - хоть шаром покати, только диван… Стола и стульев нет, три тарелки на всех и ни одной рюмки…». Попробуйте догадаться - почему нет стульев и рюмок? Поженились два бомжа? А думайте, что хотите, Караулова это не волнует! Он и не такое может отмочить: «Да и Ельцин, кстати, строитель высочайшего класса», - каким это творением мастера так восхитился Караулов, вот бы узнать! До чего всё же хорошо, что напечатано «без цензуры и без купюр», - сколько всего интересного нам рассказали!

А вот и друзья, которыми гордится Караулов: Якубовский, Кобзон, Шахрай. Но сколько ни надувает он своих пустышек, как ни тужится, в результате, кроме «уди-уди». ничего не выходит. Обсуждать фигуры опереточного Якубовского - этакого Хлестакова из районной художественной самодеятельности или Шахрая смысла не имеет. Кто помнит его карманную партию ПРЕС? В современной России политиков, как и первых красавиц, назначают (Грызлов, Шойгу и т.д.). Но откровения эпохального певца представляют большой интерес. Из интервью Кобзона Караулову: «Вот эти личности интересны… Было бы преувеличением с вашей стороны сказать, что я связан с этими людьми, хотя да: я знаком с некоторыми из них. Ну, скажем Япончик, Отари Квантришвили, Тайванчик… безобиднейший, кстати сказать, человек. Я много лет его знаю, и я ему всегда говорил: «Алик, ты понимаешь…» И это, между прочим, о ворах в законе рассуждает народный артист Иосиф Кобзон! А посылать прокуратуре письма в защиту уголовников на депутатском бланке - это хобби такое у Иосифа Давидовича. Вот такой он оригинальный «этнограф-криминалист». Но Караулову мало таких друзей, он ещё и обожает изображать из себя опытного царедворца, всего окутанного тайнами.

«Тайна, доверенная тебе, должна оставаться тайной. Здесь, в этой книге, равно как и в «Моменте истины», я - на самом деле - рассказываю только о том, с чего «гриф секретности» снят самим временем. Я никогда (разве под пыткой) не расскажу, причём никому, о своих приватных встречах с «сильными мира сего»… Я никогда не раскрою те тайны… Это всё - как тайна исповеди».

Чувствуете, как нагнетается атмосфера, - вот-вот грянет гром. Нелегко выполнять свою миссию неутомимому правдолюбцу. Вот трагическое признание: «Смерть ходит вокруг меня, совсем рядом». Сколько пафоса! Вот в каких условиях (с перерывами на отдых на Канарах и Багамах) приходится нести свой крест борцу за народное счастье! В следующем переиздании Караулову имеет смысл опять сменить название своего творения (в первом издании «Записки плохого мальчика»), на мой взгляд, лучше всего подойдёт «Побрехушки» - более соответствует содержанию.

Уже более десятка лет утвердилось мнение (по-моему, вполне справедливое) о телевидении как настоящем рассаднике бескультурья и пошлятины, безотказном средстве для оболванивания людей. Почему же немыслимые по российским меркам зарплаты получают люди типа познеров, сванидз, киселёвых и прочих? В каких областях они специалисты? Может быть, во всех сразу? Этого не знает никто. Сами они с поразительной лёгкостью готовы рассуждать на любые темы, видимо, считая себя, как минимум, энциклопедистами. Самоназначенный телевизионный академик Познер находится не иначе как в одной весовой категории с академиками-сантехниками из Академии Коммунального хозяйства (представляете, как звучит: член-корреспондент по отделению сливных бачков!) Кстати, а Караулов ещё не академик? Познер - что же вы тяните?

Самое интересное, что это даже не тщеславие, это неспособность реально оценивать себя самого и окружающий мир.

Вся болтовня про «смертельные» тайны и неуёмное желание постоянно пребывать в обществе «известных» личностей не что иное, как свидетельство творческой несостоятельности, профзаболевание телевизионных властителей дум.

Велики заслуги телевизионной шушеры перед режимом, если людишкам со средненькими способностями обеспечен постоянный доступ к сытному корыту.

А.П. СЕРГЕЕВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200631/?31_7_1

200631, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, А.П. СЕРГЕЕВ

Previous post Next post
Up