СЛАВЯНЕ И АНТЫ ИЗ "СТРЕТЕГИКОНА" МАВРИКИЯ

Aug 15, 2006 12:43


СЛАВЯНЕ И АНТЫ ИЗ "СТРЕТЕГИКОНА" МАВРИКИЯ

Под названием «Стратегикон», т.е. трактат о военном искусстве, известен византийский памятник, приписываемый императору Маврикию (582-602 гг.). В нем мы находим рассказ о нравах и военном искусстве южных и восточных славян докиевского периода. Приводимые отрывки даны в переводе с греческого акад. Жебелева («Вестник древней истории», №11(14), 1941 г., стр. 253-254).

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, <при переходе их> из одного места в другое охраняют в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел <какой-либо> ущерб, принимавший его раньше начинает войну <против виновного>, считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая <срок рабства> определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, <где они находятся> на положении свободных и друзей. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.


Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются <засадами>, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много <разнообразных> способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа оставшихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне <реки>, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их <присутствии>. А если случится, что камыши бывают видны снаружи, то неопытные люди считают их за растущие в воде. Лица же, знакомые <с этой уловкой> и распознающие камыш по его обрезу и <занимаемому им> положению, пронзают камышами глотки <лежащих> или вырывают камыши и тем самым заставляют <лежащих> вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые <с места на место>. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или <не воспользуется> другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной <схватке>. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200633/?33_6_4

ИСТОРИЯ, 200633

Previous post Next post
Up