СЛАВЯНЕ И АНТЫ ИЗ "СТРЕТЕГИКОНА" МАВРИКИЯ
Под названием «Стратегикон»,
т.е. трактат о военном искусстве, известен византийский памятник, приписываемый
императору Маврикию (582-602 гг.). В нем мы находим рассказ о нравах и военном
искусстве южных и восточных славян докиевского периода. Приводимые отрывки даны
в переводе с греческого акад. Жебелева («Вестник древней истории», №11(14), 1941
г., стр. 253-254).
Племена славян и антов
сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их
никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они
многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток
в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки
своего расположения, <при переходе их> из одного места в другое охраняют в
случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто
принимает у себя иноземца, последний потерпел <какой-либо> ущерб, принимавший
его раньше начинает войну <против виновного>, считая долгом чести отомстить за
чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие
племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая <срок рабства>
определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп
возвратиться восвояси или остаться там, <где они находятся> на положении
свободных и друзей. У них большое количество разнообразного скота и плодов
земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин
превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть
своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во
вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах у
неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов
вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для
них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь
бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом,
в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются <засадами>, внезапными
атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много <разнообразных> способов.
Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех
людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из
числа оставшихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в
пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие
выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь
на дне <реки>, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих
часов, так что совершенно нельзя догадаться об их <присутствии>. А если
случится, что камыши бывают видны снаружи, то неопытные люди считают их за
растущие в воде. Лица же, знакомые <с этой уловкой> и распознающие камыш по его
обрезу и <занимаемому им> положению, пронзают камышами глотки <лежащих> или
вырывают камыши и тем самым заставляют <лежащих> вынырнуть из воды, так как они
уже не в состоянии дальше оставаться в воде.
Каждый вооружен двумя
небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые
<с места на место>. Они пользуются также деревянными луками и небольшими
стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не
примет раньше противоядия или <не воспользуется> другими вспомогательными
средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место
ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.
Не имея над собою
главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны
сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и
случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка
продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и
дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не
спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной <схватке>. Имея большую
помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично
сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и
бегут в леса, затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда
поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными
придумываемыми ими способами с целью заманить противника.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200633/?33_6_4