Задумываемся ли мы, насколько справедливы цены на импортную продукцию?
Сравнивать не с чем, многого отечественного и не найдёшь, сотни позиций
нашего ширпотреба как метлой вымело с прилавков магазинов и рыночных
развалов! Есть над чем поразмыслить!
«К концу
1989 г. из 989 видов ТНП в относительно свободной продаже без
существенных перебоев находились лишь 11%. Из магазинов исчезли
телевизоры, холодильники, стиральные машины, электроутюги, моющие
средства, бытовая химия, многие виды мебели, лезвия для бритья,
парфюмерия, косметические товары»
(Гайдар Е. Гибель империи. М.: Росспэн, 2007).
Искусственный кризис, созданный разрушителями СССР, не превратился ли
ныне в естественный? Тогда товары накапливали для продажи за рубеж с
целью создания начального капитала энергичным и сообразительным, сегодня
их нет оттого, что не производятся. Их место на полках прочно занял
импорт.
Задумаемся, отчего советская бытовая техника, изруганная в пух и прах
космополитами и западниками, сотнями тысяч и миллионами продавалась в
самых передовых промышленно развитых европейских странах? К примеру,
лишь в 1991 г., когда на полках наших магазинов было хоть шаром покати,
вывезено за рубеж: холодильников - 3,125 миллиона штук, магнитофонов -
2,518, пылесосов - 2,631, радиоприёмников - 3,589, стиральных машин -
3,724, фотоаппаратов - 1,600, автомобилей - 0,720, телевизоров - 7,420!
Часов - 56 миллионов!
Потому что
здравомыслящий человек никогда не станет переплачивать за лейбл и
упаковку, за дизайн и рекламу - то, чем именно и отличались многие
импортные аналоги. А будет платить лишь за выполнение вещью её прямого
назначения!
Телевизор
должен показывать, стиральная машина - стирать, а холодильник -
холодить! Сегодня, когда нас досыта накормили зарубежной бытовой
техникой, трудно спорить на эту тему с обывателем, ибо он сравнивает с
тем, что производилось у нас двадцать лет назад!
Но я всё
же попытаюсь обратить внимание на то, что сравнение неправомерно! За тот
срок, пока наши заводы стояли, Китай сумел так поработать над
ширпотребом, что порой не отличишь, где китайский, а где европейский,
английский или немецкий.
Беларусь
выпускает современные холодильники, телевизоры, газовые плиты.
Если уж так хочется сравнивать, пусть обыватель сравнит с европейскими
бытовые приборы, изготовленные в Белоруссии: её промышленность - пример
того, чем могла бы стать и наша, если бы не подверглась безумной
приватизации и бессовестному грабежу!
Мы забыли
о своих возможностях, а иногда и не знали и уж точно не задумывались!
Недавно я обратил внимание на витрину, забитую разнокалиберными
китайскими термосами из нержавейки. По внешнему виду их не отличить от
соседних английских. А слово «разнокалиберные» я, оборонщик, употребил
неспроста: они стояли, словно снаряды известных калибров от малых до
больших. Нетрудно догадаться, кто их делает в Китае!
Одной из
наших первых «конверсионных» работ тоже был термос, который
изготавливали на оборудовании для производства корпусов боеприпасов. Оно
и сегодня, наверное, ещё стоит по заводам, если китайцы не скупили по
дешёвке!
А вот
свежий пример, поистине уникальный! В местной газете опубликована
заметка некоего Бирюка «Туляки помогли строить коллайдер» («Слобода» //
2008. - №38). Богородицкий завод технохимических изделий, 120
специальных печей которого для выращивания кристаллов, оставшиеся от
советской эпохи, не были востребованы отечественной промышленностью,
наконец-то нашёл работу! Для знаменитого научного прибора он поставил
75000 из необходимых 80000 кристаллов вольфрамата свинца! Остальные 5
тысяч изготовил Шанхайский институт керамики.
Порадуемся
за туляков: стоимость одного богородицкого кристалла - более 1000
долларов! Тем более, что и в подмосковной Дубне к 2015 г. должны
построить отечественный коллайдер. (В скобках замечу, что единственное,
чему я не могу поверить в информации тульского корреспондента - будто
уникальное производство создавалось во времена оно для преобразователей
сигнала в отечественных телевизорах. Тогда бы подобных производств во
всём мире было море, а, по словам автора, на сегодня их только два, в
Богородицке, и в Шанхае! Ясно же, что это осколок недобитой советской
«оборонки»!)
Но тема
статьи всё же - как обирают нас, а не «оборонку». А что обирают
богородчан, это не вопрос. Уж, наверное, при своей уникальности они
могли бы взять не по тысяче долларов за штучку, а побольше! Но и
обыватели могли бы «продаться» подороже!
У нас
производилось 22% мирового объёма трикотажа, 27% - кожаной обуви, 75% -
льняных тканей, 12% - шёлка, 13% - хлопчатобумажных тканей, 19% -
шерстяных! И всё не оставалось на складах, всё - носилось! Неужели
кто-то думает, что при прекращении производства нам могли восполнить
недостаток? Но прилавки полные! Делайте выводы! К нам кинулись все, кто
только мог, с нас и дерут, как только могут! Отчего же не спросить, если
своего нет?
Больно же,
конечно, за гибнущее производство. Но не попробовать ли откреститься от
эмоций и заняться хоть какой-нибудь конкретикой? В тульской газете, в
определённо рекламной статье (Дремизов А. «Велосипедная зависимость» //
«Слобода» - 2008. - №19) в рубрике «Образ жизни» подробно
рассказывается, что почём для фаната-велосипедиста и обыкновенного
любителя. Первым делом обращает внимание: «Велик дешевле 7-8 тысяч
рублей - деньги на ветер. Выбирайте велосипеды только известных мировых
производителей «Trek», «Orbea», «Ghost», «Gary Fisher», «Skott»,
«Merida», «Norco», «Kona», «Grant», «GT».
И хотя
давно уже прекратили существование или на ладан дышат отечественные
велозаводы, но долго ещё будут ездить по просёлочным дорогам пензенские,
пермские и харьковские трудяги, которым «сто лет в субботу»!
Оставим их
в покое и задумаемся, как же в магазинах они уступили место импортным
красавцам? Должна же быть причина? К тому же мне близка эта тема:
велосипеды, по большей части, производились на оборонных предприятиях!
Сравнивать
ли их с современными? «Лёгкие, многоскоростные и крепкие современные
аппараты даже близко не напоминают те, что были ещё каких-то двадцать
лет назад, скорость 40-50 км / час для современных великов - обычное
явление».
Допустим.
Но неужели наши мастера сделали бы хуже, если бы им дали такую
возможность? «Демократ», надувшись от собственной значительности,
скажет: мол, никто и ничего не должен давать, сами возьмите! Вот об этом
и поговорим!
Когда
затевалась не к ночи будь помянутая перестройка, с самой высокой трибуны
заявлено, что мы делали слишком много вооружения. Все переговоры с
геополитическим противником о сокращении и прекращении, все
договоры и соглашения объясняли необходимостью увеличения производства
мирной продукции. Так называемая конверсия встала в повестку дня.
Я не зря
назвал конверсию «так называемой». Похоже, этого понятия в применении к
оборонной промышленности до 1985 г. и не существовало! Во всяком случае,
в энциклопедическом словаре 1985 года издания это слово - из арсенала
языкознания, науки об атоме, финансов, но ни сном, ни духом не касается
«оборонки»! Когда после Великой Отечественной войны производство
перестраивалось на мирный лад, так и говорили: переход на мирную
продукцию.
В новых
энциклопедиях без конверсии не обходится! Причём, если взять «Военный
энциклопедический словарь» 2001 г., можно подумать, будто началась она с
1992 г., с закона «О конверсии оборонной промышленности в РФ»!
Между тем,
к тому времени, по крайней мере, в течение пятилетки, мы только ею и
занимались. В одной полузабытой комедии офицер спрашивает солдата, что
такое конверсия, и тот отвечает: «это когда из одной ракеты делают
одну иголку»! И грубо, и тупо, но суть схвачена верно!
«Демократы» нас брали «на хапок»! Где это видано: делаем ракеты, а
одноразовых шприцев не умеем! Ельцин из каждой поездки в Америку
привозил коробки с этими шприцами! Достали! «Оборонке» поручили освоить
и превзойти! И нам, в том числе, дали задание: роторные автоматические
линии для сборки шприцев. Шум в печати продолжался ровно столько, пока
мы выполняли. С тех пор отечественных шприцев в каждой аптеке завались!
Между тем, дело было не простое: массовое производство в десятки и
сотни миллионов штук в год под силу не всякому государству!
Я не
думаю, что реформаторы дураки и не представляли, что такое конверсия.
Массовое производство, к примеру, современного утюга не многим проще,
чем боеприпаса. Везде свои хитрости: мы умели делать оружие, они -
барахло. Зачем же менять первородство на чечевичную похлёбку? Оружие
главнее и существенней! Без барахла можно прожить, без оружия - никак
невозможно!
Но
вернёмся к велосипедам. Плюнем на рекламу и обратимся к рынку. Самые
дешёвые - китайские и отечественные, но в последних российского - одна
сборка: детали приходят из Китая (Таиланда, Индии). Говорят, так
дешевле! Кроме того, и по качеству наши проигрывают азиатам, не говоря
уж о сервисе: их упаковка не в пример лучше, боевая раскраска ярче и
оригинальней и покрытие не отстаёт.
Не мешало
бы разобраться в причинах, но кому же разбираться? Хотя они и лежат на
поверхности. Чтобы получить качественную деталь, необходим нормальный
станок, не заезженный и не добитый! И покрытие мы умели делать такое,
что наши НУРСы годами лежали в индийских болотах и не теряли
работоспособности! О дизайне и упаковке и говорить смешно: сколько денег
вложишь на старте, такой результат и получишь на финише!
Короче, на
доведённых до полного отчаяния оборонных заводах и хороший велосипед не
сделаешь!
А если
всё-таки захотеть и сделать? Специалисты скажут, сколько и куда надо
вложить, какие технологии возродить и поправить, но кто же нынче
спрашивает специалистов? Хозяевам некогда ждать, прибыль нужна
немедленно!
Но отчего
же всё-таки такая разница в цене между
китайско-таиландско-отечественными велосипедами и машинами крутых
европейских фирм? Ни по скорости, ни по удобству, ни по сроку службы они
не отличаются на порядок, а по цене разница и больше! Ответ простой:
нас грабят! Нагло и беззастенчиво! Цены не рассчитываются, как
раньше, а назначаются! - Сколько дадут? - Идёт обираловка!
В
советские времена назначенные для этого люди смотрели, чтобы не было
ценового беспредела. Если нынче и есть такие, обойти их - раз плюнуть!
Взятки-то для чего? Но и без них рынок распоряжается ценами
безраздельно, опрокидывая здравый смысл на лопатки!
Спекулянты, посредники между российским покупателем и западным
производителем, являются монополистами в своём чёрном деле: конкурентами
у них такие же бандиты, с которыми они всегда договорятся. И потому
обдирают нас, как липку! Кто знает, почём они покупают товары? Есть
подозрение - настолько дёшево, что имеют возможность в случае чего
задавить демпингом любое поднявшее голову российское производство. И не
дадут никому подняться, чтобы не с чем было сравнивать. А если чудом кто
и вылезет, дёшево не будет продавать, а установит цену на уровне
российского «рынка».
Обирают
нас, господа-товарищи, и будут обирать!
Пока
существует дикий рынок и цены назначаются, а не рассчитываются.
«Демократы» много чего нам обещали и, в частности, рынок со свободной
конкуренцией, в котором производители и торговцы будут соревноваться в
предложении товаров дешёвых и качественных. Обманули! Вместо
конкуренции - наглая монополия! То, что они сообразили
за двадцать лет единоличного правления, рынком, даже диким, не
назовёшь. Не иначе как - монополией бандитов!
Так и
представляется, что в условленное время собираются ограниченным числом
те, кто мнит себя нашими хозяевами (возможно, и не в Москве, а в Лондоне
или Куршавеле), и решают, какие цены установить на то и это, чуть
ослабить удавку на нашем горле или затянуть!
Нам об
этом не скажут, не доложат, но есть признаки - можно догадываться. И тем
явственней, чем больше ценовой беспредел! Что ещё нас связывает с
хозяевами, кроме цен? Разве милицейская дубинка?
4 октября,
в чёрный день календаря, главная площадь моего города оцеплена кольцом
милиции. А в переулках, к примеру, близ филармонии, наготове автобусы с
ОМОНом. Скучают, сердешные! На каждого митингующего - по два-три стража
порядка. И всё мало! Не иначе знают, что с ценами сильно нехорошо,
оттого и беспокойны.
Да и как
не знать, если в стране лишь два неоспоримых роста: в численности
миллиардеров и покойников?
Ю.М. ШАБАЛИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200849/?49_3_1