МОЖНООСТАНОВИТЬ

May 27, 2008 12:53


Заголовок статьи наверняка вызовет недоумение, если не шок, у многих российских политиков и дипломатов. У нашей правящей элиты сложилось стойкое, почти непоколебимое убеждение, что Россия остановить продвижение натовской военной машины на восток не в состоянии. По мнению тех, кто стоит у внешнеполитического руля, можно, конечно, протестовать и даже принимать какие-то контрмеры в направлении замедления темпов такой экспансии, но поставить ей непреодолимую преграду уже невозможно... Правда, на последнем саммите НАТО в Бухаресте удалось сорвать попытки Украины и Грузии получить официальное приглашение на присоединение к военному блоку. Однако в решениях саммита четко записано, что обе эти страны станут членами НАТО уже в скором будущем. По мнению путинского руководства помешать этому уже невозможно - что, мол, может сделать Россия против единой позиции многих стран, включая всех ее партнеров по мировой «восьмерке»? Именно поэтому российская делегация в Бухаресте во главе с В. Путиным даже не выступила с официальным протестом против принятого руководством блока принципиального решения, хотя это решение наносит серьезнейший удар по безопасности России, более того, ставит ее под угрозу полного разрушения. Подобную «непротивленческую» позицию кремлевские руководители «подкрепляют» и дополнительными аргументами. Этот вопрос-де должны решать сами суверенные государства, чью независимость, равно как и нормы международного права, надо уважать. И если наши соседи, те же Украина или Грузия, сами стремятся в НАТО, это, мол, их полное право, которое нельзя отрицать.

На первый взгляд «прагматизм» подобных суждений кажется убедительным. Кто будет возражать против того, что один плюс один два, а дважды два четыре? Но в государственных делах такой примитивизм может быть крайне опасным. В настоящей, большой политике приходится зачастую руководствоваться не простыми правилами арифметики, понятными и доступными любому обывателю, а высшей математикой государственной необходимости, которая может и противоречить хваленому «здравому смыслу». Вообразим себе следующую картину.

В ответ на просьбу пришедшего к власти в Мексике правительства левых сил Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) заявляет о своей готовности принять ее в члены этой организации и направить свои воинские контингенты (которые, предположим, будут к этому времени сформированы) на военные базы вблизи границ с США. Впрочем, еще задолго до этого задающие тон в ШОС руководители России и Китая выступали с заявлениями о том, что считают территорию Мексики и Канады «сферой своих жизненных интересов», так что решение мексиканских властей пригласить российские и китайские контингенты особой сенсации не вызвало…

Представить все это невозможно. Любому мало-мальски знакомому с реальным соотношением сил в мире очевидно, США этого никогда не допустят. Разорвут в клочки любые национальные и международные договоры, наплюют на любой суверенитет, пойдут на все, вплоть до мирового конфликта. И, честно говоря, понять их можно - вопрос касается краеугольных основ национальной безопасности, подвергать их риску в уважающей себя стране не позволят никому, даже самому «рейтинговому» президенту.

А вот когда то же самое, но уже не в воображении, а в самой что ни на есть прозаической реальности проделывают по отношению к России, все это воспринимается как нормальное явление, как «учет новых геополитических реалий», отказ от признания которых воспринимается как рецидив канувшей в прошлое «холодной войны». В самом деле, Вашингтон во всеуслышание объявляет сферой своих «жизненных интересов» находящиеся на многие тысячи километров от него Украину, Грузию, другие республики, бывшие совсем недавно в составе единого государства вместе с той же Россией. А в ответ никаких решительных протестов, никаких жестких заявлений с российской стороны, которая открыто заявить о своих жизненных интересах в соседних регионах до сих пор не отваживается. О готовности идти ради них на крупномасштабный конфликт и говорить не приходится. В лучшем случае с российских руководящих верхов раздаются укоризненные упреки и глухие намеки на то, что США ведут себя «не совсем корректно», что им следовало бы с большим уважением относиться к России, раз уж она стала частью «цивилизованного сообщества». Вашингтон, то есть «товарищ волк», выражаясь словами В. Путина, не обращает на это никакого внимания, продолжая «кушать» и «никого не слушать». Хорошо сказал экс-президент, только вот дела у него шли, да и до сих пор идут совсем в ином направлении.

Последний тому пример признание Западом независимости Косово, против чего всегда выступала Россия. Нашу страну давно просят признать такую же независимость народы Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Тем более, что исторических, юридически правовых, гуманитарных и иных оснований для этого у них куда больше, чем у косовских албанцев, к тому же в непризнанных республиках проживает немало российских граждан. Увы, российские руководители пошли только на расширение прямых контактов с этими республиками, да и то чуть не убоялись своей смелости, захлебнувшись в обильных оправданиях перед Западом по поводу своего трусливо-половинчатого шага. О признании независимости даже и речи не идет. То, что можно западным странам, нельзя России, она по сравнению с ними неполноценна, для «патриотического» путинского руководства это неопровержимая аксиома. Только усомнись в ней - немедленно объявят «опасным экстремистом» и «националистом», на этот случай заготовлены соответствующие статьи Уголовного кодекса….

Вот оно, истинное лицо российской внешней политики. Несмотря на громкие и даже воинственные заявления она на деле по-прежнему безвольно и безропотно мирится с навязанной нашей стране матрицей ущербности и неполноценности, изначально заложенной в отношении к России западных держав во главе с США. Не отсюда ли проистекает та политика двойных стандартов, против которой сегодня громко негодуют российские политики и дипломаты? Ведь уступив в главном, проявив здесь малодушие и слабость, путинское руководство фактически поощряет Запад к выдвижению нашей стране нарастающего потока претензий на других направлениях. Какие бы хорошие слова ни говорили о России западные политики, реально в большой, «стратегической « политике они всегда считались и до сих пор считаются лишь с твердостью и силой. Как поставишь себя, как сумеешь защитить свои краеугольные интересы, на деле показав, что ты не из робкого десятка, так и относиться к тебе будут. Казалось бы, очевидная истина. Ее забвение обходится стране крайне дорого.

В последнее время российские руководители, включая В. Путина и особенно министра иностранных дел С. Лаврова, стали открыто признавать, что Запад, и особенно США, систематически нарушали и нарушают свои обещания и обязательства по отношению к России.  Ей, обещали не принимать восточноевропейские страны в НАТО, но приняли всех. Обещали не размещать на их территории военные объекты, однако размещают.. Обещали не нарушать заключенные соглашения по ПРО, на деле нарушают самым наглым образом. Перечисляя эти и подобные им жалобы, сами российские руководители, включая тех же Путина и Лаврова, сокрушаются по поводу «нечестности» Запада. Но разве они своими реальными действиями не поощряли этот обман? Да и сделаны ли вообще из этого постоянного обмана необходимые выводы? Или по-прежнему военным придется расплачиваться за малодушие и близорукость политиков? А нашему народу лишаться огромных сил и средств, которые надо потратить на заделывание огромных брешей в дорогостоящей и трудно восстанавливаемой системе безопасности, которая в случае вступления Украины и Грузии в НАТО будет фактически разрушена? Увы, на все эти вопросы приходится давать положительный ответ. С точки зрения защиты стратегических интересов страны он, напротив, резко отрицательный...

Нынешняя аморфная и невнятная, если не сказать трусливая, позиция российской дипломатии фактически зажигает зеленый свет усиливающейся экспансии Североатлантического альянса на Восток. А нужен красный свет, останавливающий ее хотя бы на ближних подступах к нашей стране. Конкретные и эффективные на деле, а не на словах, меры еще не поздно предпринять.

Прежде всего необходим конституционный, именно конституционный федеральный закон, приравнивающий к акту объявления России войны вступление в НАТО новых государств, входивших ранее в состав СССР. А раз война объявлена, Россия имеет право на защиту безопасности и жизненных интересов своего народа любыми средствами, включая и введение воинских контингентов на территорию объявившего ей войну государства. Что касается восточноевропейских стран, а также бывших советских прибалтийских республик, уже вступивших в Североатлантический альянс, то к акту объявления России войны следует приравнять создание на их территории военной инфраструктуры НАТО (базы, склады, аэродромы и т.п.) и, в особенности, использование в этих целях бывших военных объектов Варшавского Договора. Нельзя мириться с абсурдной ситуацией, когда такие объекты, в строительство которых вложен немалый труд нашего народа, начинают использоваться против России. Кстати, запрет на создание такой инфраструктуры был зафиксирован в соглашениях, одобренных в свое время еще  Б. Ельциным и Б. Клинтоном. Американцы пошли на это в обмен на согласие России на вступление бывших членов Варшавского договора в НАТО. Пошли и… благополучно забыли, поскольку создание такой инфраструктуры идет полным ходом. Военные объекты Североатлантического альянса создаются в Болгарии и Румынии, ведется подготовка к размещению баз американской ПРО в Чехии и Польше. Налицо прямое нарушение США своих международных обязательств, а российские руководители ограничиваются беззубыми протестами и язвительными репликами в их адрес на пресс-конференциях. Нашли кого призывать к «совести» и «международно-правовым нормам». Плевать хотели американцы и их натовские союзники на эти нормы, а суетливая российская мелочевка по «расширению связей» с Абхазией и Южной Осетий для них как для слона дробинка.

Принятие упомянутого федерального закона дало бы необходимые ориентиры политикам и дипломатам, свяжет руки приверженцам «прагматической гибкости», тем, кто привык уступать нажиму западных держав в ущерб безопасности своей страны. И, наконец, Россия должна твердо и недвусмысленно заявить, что не потерпит наличия военных баз западных держав в среднеазиатских республиках ввиду очевидной угрозы интересам своей безопасности. К такому заявлению, без всякого сомнения, присоединится и руководство Китая, которое, по всей вероятности, поддержит и совместные действия двух стран в этом направлении, вплоть до военных, если, конечно, они потребуются.

Можно представить, какая истерика, какой оглушительный шум поднимется на Западе в ответ на официальное российское «нет» вступлению своих соседей в НАТО. Ну и что из того? Россию и без того начинают обвинять во всех смертных грехах, чуть больше, чуть меньше - особой роли не играет. На большую войну ради Украины и Грузии, тех же восточноевропейских стран США не пойдут - они и без того наглухо увязли в Ираке и Афганистане, да и разрастающийся финансовый кризис не позволит. На разрыв экономических связей с Россией тоже - они в нынешнем их «сырьевом» виде куда более выгодны Западу, чем нашей стране. Так почему бы не воспользоваться этой ситуацией для защиты своей безопасности, краеугольных, жизненных интересов страны?  Ради этого можно выдержать и неминуемый шквал осуждающих резолюций, обвинений и разного рода «санкций». Тут как раз тот случай, когда можно наплевать на всю эту шумиху. Тем более, что тон здесь будет задавать Вашингтон, которому всегда можно напомнить очевидное: «прежде чем указывать на других, вымой свой грязный палец». Да и с какой стати России следует равняться на мнение Запада? Для него наша «неполноценная» и «полуварварская» страна всегда была, есть и будет если не «империей зла», то непредсказуемым и потенциально опасным соперником, «генетически» отторгаемым элитным клубом западных держав.

Столкновение объективных геополитических интересов фальшивой патокой дипломатического протокола не замаскировать. Любое усиление России выводит Запад из себя, ярость нападок на нее говорит лишь о том, что страна идет в правильном направлении. Это хорошо понимали еще русские цари, одергивавшие своих послов, когда те слали им панические депеши о протестах и возмущениях в западноевропейских столицах. Хорошо известна, например, реакция Александра III на заклинания «прагматичных» царедворцев не отталкивать своими действиями «союзников в Европе»: «У России только два союзника: армия и флот». Разве это не актуально и поныне? А если так, чего бояться вполне объяснимых и потому предсказуемых истерик?

Политику трясущимися руками не делают. Без выдержки, твердости и стойкости перед давлением извне, какие бы формы оно ни принимало - «жесткие» путем шантажа и угроз или «мягкие» в виде похвал, рукопожатий и призывов углублять «конструктивное сотрудничество» и «взаимопонимание» - краеугольные, жизненные интересы страны отстоять невозможно, а вот нанести им огромный, невосполнимый ущерб - вполне. Что касается СНГ и «суверенитетов» входящих в него стран, так четкая и твердая позиция России только усилит позиции нашей страны в этом объединении. У тех, кто делает ставку на сотрудничество с нашей страной, появятся, наконец, ясные, а не размытые ориентиры. Нынешние горбачевско-ельцинские только отталкивают от нашей страны ее союзников. С какой стати руководителям соседних стран равняться на Россию, когда она сама заискивает перед Западом, боится малейших окриков с его стороны? Не разумней ли ориентироваться на сильного, а не на слабого, тем более что своих союзников «демократические» лидеры России сплошь и рядом сдавали в угоду тому же Западу?! К тому же расширение НАТО на восток отнюдь не вызывает симпатий у народов тех стран, которые хотят присоединить к военному блоку. На Украине свое «нет» вступлению в Североатлантический альянс устойчиво выражают не менее 70 процентов населения, да и в Грузии, несмотря на официальные оптимистические данные, многие от такой перспективы отнюдь не в восторге.

Нынешняя Россия, твердят ее «прагматичны» руководители, должна несмотря ни на что неуклонно следовать нормам международного права. К тому же она, по их мнению, слишком слаба, чтобы пойти на очевидную конфронтацию с Западом, даже когда он берет нашу страну за горло - сил-де на это просто не хватит. Мотивы, знакомые еще с горбачевских и ельцинских времен. Оправдывать собственную ограниченность, слабость и немощность ссылками на соблюдение неких «общемировых ценностей» стало с той поры привычным явлением. Так потому вы, господа, и слабы, потому и бессильны, что силу не желаете, точнее боитесь применять! Как это делают западные державы, те же США, когда речь идет о защите их жизненных интересов. И речь идет не только и даже не столько о силе военной. Есть еще и сила политической линии, твердость и упорство в отстаивании своей позиции. Маленькие Белоруссия и Куба не боятся давления и шантажа казалось бы могущественного Запада и добиваются своего. Ничего не могут сделать западные державы во главе с США с Ираном, Венесуэлой и КНДР, хотя экономические и военные потенциалы противоборствующих сторон несопоставимы.

У России с ее немалым ядерным потенциалом и огромными запасами сырьевых ресурсов, которые вполне могут быть пущены в ход как экономическое оружие, возможности защитить свои жизненные интересы на несколько порядков больше. Есть и возможности создать и активно использовать для защиты национальных интересов антиамериканский настрой потенциальных союзников - Китай, мусульманский мир, ту же Беларусь, Иран, Кубу, Венесуэлу. Надо только умело, то есть жестко, целенаправленно и без оглядки на то, что скажут в Вашингтоне и Лондоне, пользоваться ими... Нужна политическая воля. Тогда экспансию НАТО на восток можно остановить.

В. ЛИТОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200822/?22_3_2
Previous post Next post
Up