ГЕРОЙ И КАМЕРДИНЕРЫ

Dec 19, 2006 12:57


ГЕРОЙ И КАМЕРДИНЕРЫ

Иосиф Виссарионович Сталин вошел в мировую историю как великая Личность. Всего полсотни лет прошло со дня его смерти, слишком маленький для истории срок, чтобы мыслящее человечество смогло приблизиться к адекватной оценке этого выдающегося политического деятеля, оставившего заметный след в истории не только России, но и всего человеческого общества.

Не прекращаются споры вокруг этого имени, и это естественно. К сожалению, они часто носят спекулятивный характер с одной и с другой стороны: либо - одни дифирамбы, либо зоологическая злоба. В них преобладают эмоции, личные или групповые интересы, субъективные пристрастия. Такие споры не рождают истину. Нужен спокойный научный диалог обществоведов, чтобы написать ОБЪЕКТИВНЫЙ портрет государственного деятеля, 30 лет стоящего во главе Союза советских социалистических республик, громадной многонациональной страны, первого в мире государства рабочих и крестьян, спасшего планету от фашистского порабощения.

Сейчас беспристрастный анализ феномена Сталина очень труден. Живы еще те, кто создавал фундамент великого государства, - строил Магнитку и Днепрогэс, возводил ирригационные сооружения в пустынях Средней Азии, выпускал тракторы на Челябинском тракторном заводе, кто с оружием в руках защищал свою Советскую Родину на фронтах Великой Отечественной. Но живы и те, чьи предки в великой классовой битве стояли по другую сторону баррикад и проиграли, с кем судьба обошлась жестоко, чьи души до сих пор кровоточат, и они не могут примириться с произошедшим.

Сложность объективной оценки Сталина связана и с тем, что несколько десятилетий общественное сознание советских людей находилось под влиянием хрущевской истерической кампании, связанной с так называемым разоблачением культа личности Сталина. Сталин как политический деятель СССР был выброшен из списка лиц, нуждающихся в историческом научном исследовании. Его превратили в одиозную личность, характеристика которой ограничивалась набором штампов - «культ личности», «репрессии», «тоталитаризм».

В период горбачевской перестройки на могилу Сталина так называемые демократы натащили столько грязи, что потребуются большие усилия, чтобы очистить его имя ото лжи и клеветы. Понять их можно. Врагам советской власти Сталин страшен и мертвый. Пока он жив в сознании народа, будет жить и вера в самый справедливый строй на земле - социализм.

По мере ухудшения жизни людей, превращения когда-то могучего государства в полуколонию интерес к Сталину возрастает, пробивает себе дорогу правда о нем. Люди начинают понимать, что под видом якобы открывшихся архивных документов им подсовывают конъюнктурные поделки или перепечатки белоэмигрантских филиппик. За последние двадцать лет страну буквально затопил мутный поток антисталинских статей Р. Медведева, Д. Волкогонова, А. Солженицына, Э. Радзинского, А. Собчака и многих других. Они точно рассчитали, что в период контрреволюционного буржуазного переворота в СССР антисталинская карта - самая выгодная. О научной добросовестности, исторической правдивости, высокой нравственности этих «писателей» говорить не приходится.

Один из них - бывший первый заместитель начальника Главного Политического Управления Советской Армии и Флота, позже директор Института военной истории, дважды доктор философских и исторических наук, ныне покойный Дмитрий Волкогонов. По книге этого генерала «Психологическая война» когда-то учились многие. В ней дан глубокий и точный анализ многолетней войны Запада против советского государства. Снова перелистываю эту книгу, в ней автор около 50 раз обращался к мудрым мыслям Ленина.

За годы перестройки из «правоверного ленинца» Волкогонов превратился в антикоммуниста, подручного американского советолога Збигнева Бжезинского, а приемы психологической войны западных антисоветчиков - ложь, клевета, подтасовка фактов, измышления, искажения - стали его писательскими инструментами. Страстно хотел угодить новым хозяевам жизни - четырехтомный фолиант о Сталине «Триумф и трагедия» писал, основываясь уже на горбачевском «новом мышлении», без стеснения и без ссылок заимствовал факты из исторических монографий, мемуаров военачальников, по-своему расставлял в них акценты, домысливал, вольно интерпретировал, лгал. Цели достиг: к многочисленным званиям, титулам, наградам, полученным во времена «застоя»,  за свой последний «демократический» труд был удостоен ученой степени доктора исторических наук. Детальное рассмотрение этой тетралогии требует отдельной публикации.

В публицистических опусах А. Антонова-Овсеенко, М. Гефтера, тоже не так давно умершего, многолистовом фолианте еще пока живого Эдварда Радзинского, предсмертном творении небезызвестного Анатолия Собчака - везде правдоподобие и нигде нет правды. Есть много почти зоологической злобы к Сталину и его соратникам. Ни одного из них не интересовала Россия предреволюционная, ее экономика, нищета простого народа, его безграмотность и бесправие. Их не интересовали великие цели, поставленные большевиками, - накормить людей, сделать всех грамотными и свободными, уничтожить эксплуатацию, создать общество социального равенства и справедливости. Что эти люди могли понять в Сталине - Человеке и Творце?

В работах Э. Радзинского - обилие фактографии, которое и создает эффект правдоподобия. Но реальные факты откопаны в архивных залежах с одной целью - проиллюстрировать ими умозрительную антисталинскую концепцию, никакого отношения к реальной жизни не имеющую. Тенденциозность разве имеет какое-нибудь отношение к научности?

В «Анкете» А. Собчака - сплошной плагиат из белогвардейских и эмигрантских архивов. Скрываясь от С.-Петербургской  прокуратуры в Париже (якобы поехал лечиться) в середине 90-х, время зря не терял, уж очень хотелось свою страстную приверженность «демократическим» реформам показать. «Настоящее» радио России ежедневно передавало выдержки из его произведения. В каждом тезисе о Сталине - лишь яд и желчь, произвольная интерпретация фактов, словно автором двигало не стремление к истине, а зависть к таланту публицистического фокусника Э. Радзинского.

В 1989 г., когда антикоммунистическая истерия в СССР достигла своего апогея, вышел стотысячным тиражом сборник «Осмыслить культ Сталина». В нем были опубликованы работы «исследователей», объединенных «неприятием Сталина и сталинизма». В предисловии безымянный автор пишет, что эта книга должна дополнить западную «сталинскую историографию» работами наших «мыслителей», «опаленных драконовским дыханием сталинизма». Кто же эти «опаленные»? Все те же известные прорабы перестройки - О. Лацис, Ю. Левада, некролог на смерть которого только что опубликован во многих “демократических” газетах, Л. Аннинский, Н. Шмелев. «Неприятие Сталина» - понятно, ибо закономерно, на войне как на войне, но при чем же здесь - «осмыслить», вынесенное в заглавие книги? «Неприятие» - это эмоция. Без эмоций, конечно, нет познания, но осмысление - это более высокий уровень познания истины. Это анализ, логика, да не математическая, а диалектическая. Осмысление - это прорыв к объективности. Где же все у этих «опаленных»?

Вспоминаются слова немецкого философа Гегеля: «Известна поговорка, что для камердинера не существует героя; я добавил, а Гете повторил через десять лет, но не потому, что последний не герой, а потому, что первый - камердинер. Камердинер снимает с героя сапоги, укладывает его в постель, знает, что он любит пить шампанское и т.д.

Плохо приходится в историографии историческим личностям, обслуживаемым такими психологическими камердинерами; они низводятся этими камердинерами до такого же нравственного уровня, на котором стоят подобные тонкие знатоки людей, или, скорее, несколькими ступеньками пониже этого уровня».

Давно известно, что «для низких натур нет ничего приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязь своих воззрений и мнений во все великое и святое».

В яростных спорах о Сталине как понять, на чьей стороне правда? Чем определить величие личности, ее историческую значимость, как объективно оценить ее деяния, реальный вклад в общественное развитие?

«Они являются великими людьми именно потому, - писал Гегель, - что они хотели и осуществили ВЕЛИКОЕ и притом не воображаемое, а СПРАВЕДЛИВОЕ и НЕОБХОДИМОЕ». И продолжал: «Всемирно-исторической личности не свойственна трезвенность, выражающаяся в желании того и другого, она не принимает многого в расчет, но всецело отдается одной цели. Случается также, что такие личности обнаруживают легкомысленное отношение к другим великим и даже священным интересам, и, конечно, подобное поведение подлежит моральному осуждению. Но такая великая личность бывает вынуждена растоптать иной невинный цветок, сокрушить многое на своем пути».

Одной из таких подлинно великих личностей был Сталин. Это фигура всемирно-исторического значения. По мере удаления от конкретной эпохи, в которой он жил, его образ наполняется все более объективным содержанием. Понять великую личность - значит понять эпоху. Великая личность рождается потребностями общества. Не случайно полсотни лет не утихают споры вокруг этого имени.

Л. ПРИБЫТКОВА, г. Иркутск

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200651/?51_1_3

Л. ПРИБЫТКОВА г. Иркутск, 200651, ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Previous post Next post
Up