26 января 2008 года 1-й канал ТВ объявил «днем Высоцкого». И, начиная с
11.00 в связи с 70-летием со дня его рождения, начал показ
«эксклюзивных» программ.
Должен сказать, что я рос в ту эпоху и творчество В.С. Высоцкого, его
авторские песни оказали немалое влияние на мое становление. И не только
на мое. Когда 25 июля 1980 года в разгар Московской олимпиады поступило
известие о его смерти, мы, работники МГК ВЛКСМ, специально собрались,
чтобы почтить его память. Это был народный талант, хотя, конечно, далеко
небезупречный в жизни. Но талантливые люди всегда неоднозначно
воспринимаются окружающими.
Остается только сожалеть, что аппарат ЦК КПСС со времен Хрущева
засорялся придурками, которые делали все для отчуждения власти от
народа, особенно в такой основополагающей области, как культура.
Но к делу. Особое возмущение вызвал фильм Э. Рязанова «Четыре встречи с
Высоцким», снятый еще в 1987 году. К сожалению, увидел его впервые. Я и
раньше не очень почтительно относился к этому «мэтру», но прямых
доказательств его двурушничества не было.
Теперь вновь подтвердилось, что он (и те, кто делали эту халтуру) еще
тогда получил полный «карт-бланш» на перевирание отечественной истории и
оплёвывание Советской власти. Видимо, Эльдар Александрович уже тогда
почувствовал такую неуязвимость, поэтому, перейдя на вольную тему,
поведал байку о том, что точно так же, как Высоцкого, Советская власть
«травила» Блока. А затем посмел заявить, что А. Блока в 1921 году
«убили» (или расстреляли) большевики! Уж не знаю, его здесь больше -
невежества или политического расчета в самый пик «перестройки».
Между тем каждому образованному человеку должно быть известно, что
большой русский Поэт Александр Блок сразу же понял и принял Великий
Октябрь, встал под знамя борцов за новый мир в такое время, когда исход
борьбы не только не был предрешен, но казался многим «трезвым
наблюдателям» абсолютно однозначным: поражение большевиков.
И тогда, как и ныне, среди власть имущих было сильно стремление уверить
себя и окружающих, что революция есть лишь эпизод и что народ
по-прежнему состоит из верноподданных.
Вспоминая годы, наступившие после поражения Первой русской революции,
Блок писал: «В том потоке мыслей и предчувствий, который захватил
меня... было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда.
...Все это продолжалось немного лет; но немногие годы легли на плечи как
долгая, бессрочная, наполненная призраками ночь»… Состояние же
правящих сфер перед новой революцией, Блок охарактеризовал так: «Все
они неслись в неудержимом водовороте к неминуемой катастрофе».
Так что в октябре 1917 года Блок вполне закономерно оказался на стороне
восставшего народа.
«Вы знаете, - сказал поэт однажды, - как это ни странно для
человека, выросшего среди русских равнин, но я безумно люблю море,
ветер, бурю... Они будят во мне какие-то смутные предчувствия близких
перемен. Манят и привлекают, как неизвестная даль»...
Его поэма «Двенадцать», созданная в первые месяцы революции, оказалась,
по выражению восторженного современника, «бессмертной, как фольклор»,
и в то же время вобрала сложнейшую проблематику русской классической
литературы.
Блок увидел в революции мощный разлив народной стихии, закономерно
выступившей из берегов прежней жизни. Еще в августе 1917 года, говоря о
«пламени вражды, дикости, татарщины, злобы, унижения, забитости,
недоверия, мести», вспыхивающем в миллионах душ, поэт писал: «Задача
русской культуры - направить этот огонь на то, что нужно сжечь; буйство
Стеньки и Емельки (т.е. Разина и Пугачева) превратить в волевую
музыкальную волну...»
Блок оказался одним из тех, кто сразу же после Октября заявил, что
интеллигенция не только может, но и должна сотрудничать с Советской
властью, и показал пример этого сотрудничества.
«Что же вы думали? - спрашивает Блок своих противников в статье
«Интеллигенция и революция». - Что революция - идиллия? Что
творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ - паинька?.. И,
наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая
распря между «черной» и «белой» костью, между «образованными» и
«необразованными», между интеллигенцией и народом?”
В разгар работы над «Двенадцатью», читая о наглых требованиях немецкой
делегации на мирных переговорах в Брест-Литовске, поэт сделал в дневнике
совершенно яростную, возмущенную запись:
«Тычь, тычь в карту, рвань немецкая, подлый буржуй. Артачься, Англия
и Франция. Мы свою историческую миссию выполним.
Если вы хоть «демократическим миром» не смоете позор вашего военного
патриотизма, если нашу революцию погубите, значит, вы уже не арийцы
больше. И мы широко откроем ворота на Восток. Мы на вас смотрели глазами
арийцев, пока у вас было лицо. А на морду вашу мы взглянем нашим
косящим, лукавым, быстрым взглядом; мы скинемся азиатами, и на вас
прольется Восток...
Опозоривший себя, так изолгавшийся, - уже не ариец. Мы - варвары? Хорошо
же. Мы и покажем вам, что такое варвары. И наш жестокий ответ, страшный
ответ - будет единственно достойным человека».
Блок активно включился в работу по культурному строительству молодой
Советской республики: трудился в правительственной комиссии по изданию
классической литературы, в учрежденном Горьким издательстве «Всемирная
литература», избирался председателем правления Большого драматического
театра, председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза
поэтов…
К сожалению, поэт все чаще стал впадать в депрессию, к тому же вскоре у
него появились признаки тяжелой болезни сердца. В связи с этим Блок
получил от Советской власти разрешение выехать на лечение за границу, но
не успел и 7 августа 1921 года безвременно скончался на 41-м году жизни.
«Четыре встречи с Высоцким» - очередное доказательство прямой измены так
называемой «творческой» интеллигенции. Она служила, служит и будет
служить только тем, кто ей платит. Все остальное - честь, совесть,
достоинство - побоку. Пример старого провокатора Э. Рязанова - тому
пример. Ну, а замолвить за него слово и без меня найдутся охотники.
С.И. ТАРАСОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200811/?11_7_3