НЬЮ-ЙОРК. "Цены
на бензин в России нарушают все
запреты на превышение
скорости" - под таким
заголовком газета "Нью-Йорк
таймс" опубликовала статью
корреспондента Майкла Уайнза,
присланную из Москвы. Ниже
следует ее изложение. Основные
конкуренты на президентских
выборах 2000 года в России уже
выливают друг на друга ушаты
грязи, против Кремля начато
уголовное расследование,
некогда незыблемая база
коммунистической партии в
парламенте рушится, пишет
корреспондент. Но можно с
уверенностью сказать, что все
политические проблемы меркнут
перед главной проблемой этого
лета - ценой литра бензина. В
стране, являющейся одним из
крупнейших производителей
нефти в мире, простые россияне
возмущаются ростом цен на
бензин и все - от президента
Бориса Ельцина до региональных
законодателей - ищут спасения
от непредвиденных последствий
этого, говорится в статье. С
прошлой зимы, когда мир был
затоплен нефтью и цены были
относительно низкими, цены на
бензин в Москве возросли почти
вдвое, а в некоторых частях
страны - почти втрое. На это
было множество самых
разнообразных причин - от
резкого роста цен на сырую
нефть, что сделало бы
обесценившуюся российскую
нефть выгодным товаром, до того
обстоятельства, что
нестабильность рубля породила
у российских нефтяных компаний
неуемный аппетит к твердой
валюте. В результате сырая
российская нефть пошла за
пределы страны на поездах, в
танкерах и по трубопроводам.
Правительство Ельцина, поэтому
оказалось в политическом
тупике, оно стоит перед
выбором: либо ввести свободные
рыночные цены, которые
опустошат кошельки
потребителей, либо прибегнуть
к какому-то виду
государственного контроля, что
президент, как он во
всеуслышание заявляет,
отвергает. Правительство
убедило крупные нефтяные
компании и другие сферы
производства подписать
заявление с выражением
намерения "исключить
неоправданное поднятие цен"
в этом году. Международный
валютный фонд назвал этот пакт
вмешательством в рыночные
отношения; частные эксперты
предсказывали, что это
приведет к дефициту, что,
очевидно, и произошло. Это
обещание так же не сдержало
подъем цен на бензин, потому
что неприменимо к большинству
заправочных станций страны -
семейных предприятий, на
которые не распространяется
контроль нефтяных компаний, и
они продолжали устанавливать
цены, исходя из соотношения
спроса и предложения. 23 июля
правительство предложило
другую тактику: удвоить налог
на экспорт нефти. Это выгодно
правительству, но может ли это
сократить экспорт - весьма
спорный вопрос, потому что
экспорт нефти очень выгоден
нефтяным компаниям. Имея
значительное политическое
влияние, они начали
лоббировать против этой идеи.
Поэтому в правительстве
отменили это решение и обещали
нанести сокрушительный удар по
спекулянтам, увеличить
производство нефти и
использовать неназванные "экономические
рычаги", чтобы обеспечить
преодоление дефицита топлива в
отдельных регионах.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199934/?34_8_1