Выскажусь
о статье Максима Трифонова
"Закон кагала" ("Дуэль", N22,
1999 г.). Полностью согласен с его
оценкой Александра III. Это один
из самых великих людей России.
В моем списке из 1000 наиболее
выдающихся русских людей
император занимает 7 место.
Хотя бы потому, что при
Александре III сильная Россия не
знала войн.
Однако к
одному из тезисов М. Трифонова
у меня есть замечание. Именно к
тому, что император якобы
"боролся" с национализмом и
интернационализмом. Эти два
понятия противоположны и
"бороться" сразу с тем и
другим невозможно. Весь
материал статьи М. Трифонова
убеждает, что Александр III был
русским националистом,
придерживавшимся принципа
"Россия для русских" (о чем
писал В. Ключевский). Эту фразу,
конечно, надо понимать так: "в
первую очередь для русских".
Думаю, что,
поставив рядом национализм и
интернационализм, с которым
надо "бороться", М. Трифонов
повторил бытующую даже среди
патриотов России негативную
оценку понятия "национализм".
Не надо путать национализм и
шовинизм. Шовинизм -
противопоставление интересов
одной нации интересам всех
других наций, презрение и
ненависть к другим нациям,
проповедь национальной
исключительности. Шовинист
говорит: "Мой народ лучше всех
других народов". Национализм -
идеология и политика
национального достоинства.
Националист говорит: "Мой
народ не хуже других". Конечно,
националисты прежде всего
уважают достоинства своего
народа. Вместе с тем они
уважают национальное
достоинство и других народов.
Поэтому националист по
определению не может быть,
например, антисемитом (точнее,
юдофобом). Россия до 1917 г.
держалась именно так
понимаемым национализмом.
Потому в стране и нашли свое
развитие многие народы, что
русские уважали национальное
достоинство других. Александр
III не был шовинистом,
Д.Ф.
Семенов, г. Вологда
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199932/?32_7_4