Продолжает
радовать меня Ю.И. Мухин своими
разысканиями в отечественной
истории XX века - хотя бы
исследованием "Совещание". В
частности, как может быть хитёр
и коварен враг: тычут нашу
военную верхушку носом в связь,
тычут, в ответ "Бу-сделано!", а
результат - вступление в войну
без связи!
Но это
отдельная тема. А пока читаю
дальше. И тут же за грандиозным
трёхполосным материалом об
историческом совещании РККА с
моралью бдить и ещё раз бдить -
статья небезызвестного Г.
Замятина "На ножах"; вроде как
бы о Лескове, а вроде как бы и о
жизни.
Почему Г.
Замятин небезызвестный? Да
потому что печатается то в
"Советской России", то в
газетке "За СССР!". Видимо,
человек очень Советскую власть
любит. Настолько любит, что
разродился в "Дуэли"
приснопамятной статейкой
"Героический совок", которую
большинство читателей устно и
письменно справедливо
расценили как плевок в лицо
всем советским людям или даже
как ушат нечистот, вылитых им
на головы. А ещё у этого автора
в активе - бессвязное и
бессмысленное (но объёмистое)
письмо тоже небезызвестному
Резуну-Суворову, написанное в
жанре "письма к зарубежному
другу". Что ж, такие нынче
друзья у борцов за идею....
Да, так что же
"На ножах"? А там с ходу автор
начинает прыгать от радости:
пришла, пришла наконец-то пора
"гениального" одноимённого
"антинигилистического"
романа Н.С.Лескова "На ножах":
это великолепная "месть
болтунам-преобразователям
общественных отношений и
хозяйственной жизни России за
десант западных учений на
русскую землю".
Стоп, о ком
это? О большевиках, надо думать?
Или они не были
"преобразователями
общественных отношений и
хозяйственной жизни России"?
Или марксизм не начинался как
"западное учение,
десантировавшееся на русскую
землю"?
Да нет, нет,
поспешит, наверное, уточнить
обличитель "героического
совка", это я не про
коммунистов, что вы, это я про
народников-нигилистов и их
последователей -
демократов-прихватизаторов....
Вот здесь наш
автор опять показал своё лицо. Потому
что отождествление
российского революционного
народничества с пошлой
"разрушительной
антигосударственной
деятельностью" (в которой,
как мне думается, Г. Замятин
знает толк) - это зловредная
вражья выдумка, подспудно
вдалбливавшаяся нам в головы в
последнее время.
Что вызвало к
жизни народничество? Единодушное
неприятие капитализма. В
этом был достигнут фактически
консенсус всех мало-мальски
здоровых сил в России.
Очернители
народничества стараются
затушевать бросающийся в глаза
факт. Царствовал тридцать лет
Николай I - никаких
народовольцев и в помине не
было. Ездил государь на
саночках по Петербургу без
охраны - никто и не думал на
него руку поднимать: чиновники
переходили на строевой шаг,
офицеры вставали во фрунт, дамы
подтягивались, простой народ
радостно кланялся... А пришёл к
власти "Царь-Освободитель",
Алексашка Второй (очень похож
по повадкам, кстати, на Горби) -
и сразу же не только
сколько-нибудь активные юноши,
но и девушки вдруг решили:
главное в жизни - убить царя!
Что, при
Николае студентов не было? Или
западные учения не бродили
призраками вдоль западных
границ? Или царь пачками
расстреливал диссидентов в
жандармских подвалах? Нет, и
студенты были, и людей на
улицах не хватали, а с бомбой за
царём почему-то никто не
охотился. Зато сразу начали за
его сыном.
Почему?
Откуда?
Впрочем, иные
историки чувствуют некоторую
неувязку (а она не одна: при
Грозном ни одного восстания не
было, а при Тишайшем они шли
одно за другим), так что даже не
поленились придумать
сверхглупость: теорию отложенного
гнева. Дескать, народ
терпит-терпит тирана, а потом,
когда тиран давно сдох, вдруг
спохватываются и ка-ак начнут
вымещать зло на добреньком
внуке тирана....
Всё проще в
данном случае. При Николае капитализмом
и не пахло, он сам заявлял
себя гарантом от него, вот
никто и не подумывал замышлять
чего-нибудь против царя. А
Александр провозгласил, что
пора, пора нам приобщаться к
"общечеловеческим ценостям",
"учиться капитализму" -
реакция на это оказалась
мгновенной и соответствующей.
Народничество
было стихийной реакцией на
"великие реформы", оно было
утопичным, оно в теории могло
принимать совсем вроде бы
чуждые русской традиции формы
? дело не в этом. В конечном
счёте народничество создало
всю русскую культуру второй
половины XIX века.
Народники
могли ошибаться в своих
построениях, но они поставили
задачу познать народ таким,
какой он есть, и эта задача
была решена. И сотни
интеллигентов-разночинцев пошли
в народ, стараясь до
мельчайших деталей освоить
настоящий народный стиль,
стать своими среди крестьян,
"опроститься", так сказать.
Русское
передвижничество,
составляющее ядро
национальной гордости -
Третьяковской галереи, - это
плод народнических изысканий.
Даль - это
один из первых народников, хотя
он не имел никаких
злоумышлений против
правительства. Но он создал
Словарь Даля, поэтому он
народник.
Чехов - тоже
народник. Вот его рассказы - это
действительно "энциклопедия
русской жизни". В них вся
Россия, как бы снятая скрытой
камерой.
И уж конечно,
последним народником, когда
других уже не оставалось, был
Толстой. Он тоже пошёл в народ,
надев лапти и рубаху, и решил
"наступить на горло
собственной песне", занявшись
обучением деревенских детей.
Это что, тоже "западное учение,
десантировавшееся на русскую
землю"?
Даже такие
далёкие от революционных идей
художники, как Тургенев, тоже
оказались в орбите
народничества, поскольку
поставили себе художественную
задачу донести до читателей
максимально неприглаженную
народную жизнь. Не говоря уже о
плеяде чисто народнических
писателей "второго ряда".
Да,
народничество не добилось
своих политических целей (хотя
одно только убийство
царя-выродка должно
обессмертить их имена), но без
него нет и целой русской
культурной эпохи.
А на какие
жертвы шли "нигилисты", чтобы
не допустить развития страны
по западному пути (видимо, эту
борьбу Замятин и называет
"отравлением всего вокруг"
под воздействием "западных
учений")! Взять хотя бы
оклеветанного Достоевским
Нечаева, который отказался от
побега и обрёк себя на смерть,
чтобы не отвлекать товарищей
от главного дела их жизни. При
всём уважении к тт. Губкину и
Скляру скажу, что им есть у кого
ещё учиться.
Что,
скромного "борца за Советскую
власть" Замятина в советской
школе учили ненавидеть
народников? Нет, там его
наверняка учили как раз
обратному. Так откуда же он
взял свои "наезды"?
Конечно, и в
советской школе могли учить
глупостям, так неплохо бы
оговориться: так, мол, и так,
думал я о нигилистах хорошо, а
оказались плохие. Но нет, автор
бухает с места в карьер: "как
известно", нигилисты - это чуть
ли не "коллективный Гайдар"
прошлого столетия.
Откуда такая
уверенность? Ах, Достоевский
сказал! Достоевский,
которого уже полтора столетия
читает почему-то одна русская
образованщина (которую он
якобы, подобно Солженицыну,
обличал на каждой странице) и
не читает тот самый русский
народ, которому он пел
дифирамбы (а между делом
методично обсерал в своих
романах), сказал, что революционеры
- это
"бесы"! (Прямо как у
конфуцианцев: "Учитель
сказал...")
И вот вместо
того, чтобы восполнить пробел и
наконец-то выяснить, кто такой
этот Достоевский, на кого
работал, когда и кем был
завербован, все носятся с ним и
орут: "Бесы, бесы!" Не отстаёт
от этой публики и Замятин.
А Лесков...
Трагедия Лескова была в том,
что он очень много бахвалился
своей русскостью - и
происхождением, и знанием
языка. В результате, как всегда,
во многом результат был
обратный. Да, в смысле формы в
его творчестве можно найти
много неожиданных связей с
самыми разными сторонами
русской литературной традиции.
А вот по духу он был... скорее
француз! Да-да, такое же
мастерство эпизода, блеск
маленьких рассказов,
бравирование неожиданностью
сюжетов и заглавий. Но
назойливое оригинальничанье
утомляет. И Лесков был всё-таки
больше рускоязычным
писателем, чем русским
(хотя русскоязычность у него,
конечно, высококлассная).
А пресловутые
"антинигилистические
романы", которые так хвалит
Замятин ("На ножах" и
"Некуда"), - это, конечно, во
многом макулатурное
творчество; по той простой
причине, что большие вещи
(кроме разве что
"Воительницы") писателю
просто не удавались. Если при
всём при том в маленьких вещах
он проявлял себя мастером и
художником, то с увеличением
объёма так же начинали
увеличиваться слащавость,
натужность и просто скука
(недаром многие свои большие
вещи он просто бросал писать на
полпути - надоедало).
Но была и
другая причина ограниченности
лесковского таланта.
Человека
можно грубо оценить по некоему
выбранному критерию. Например,
по отношению к российскому
флагу. Убивает человека один
вид грязно-полосатого,
болтающегося на ветру, -
наверное, достойный человек,
даже если он торгует на рынке. А
если рвёт на себе рубаху:
"Банду Ельцина под суд!" - а о
флаге ни гу-гу, так по мне ори
дальше....
Вот и людей
эпохи Лескова можно оценить по
отношению к народничеству.
Русский по духу человек, я
уверен, просто не мог не
поддаться обаянию этого
течения - настолько оно
взрезало самые глубины
народного сознания. Например,
Тургенев решил написать роман
о гибельности экстремизма и
спасительности среднего пути
(понятно, что речь об "Отцах и
детях") - вроде бы типично
либеральная позиция. Но с какой
художественной глубиной (и
любовью) выписан образ левого
экстремиста Базарова!
А Лесков? Тут
хорошо всё показал наш Замятин:
"все герои - шантажисты, воры и
убийцы". И правильно, чего там
с ними чикаться - мочить их
надо... Во всех лесковских
произведениях, затрагивающих
народническую тему, методично
проводится "опускание"
нигилистов: всё это одно
сплошное калечение юношества,
их "коммуны" - это вертеп
блуда и т.д. Как сказал бы
Пушкин, "ни одного
утешительного места". Нет, вру:
один "утешительный" персонаж
у Лескова всё-таки есть. Это
Артуро Бенни ("Загадочный
человек") - некий бойкий
жидёнок (прошу прощения у
товарищей евреев), эмиссар
Герцена (этого полу-Троцкого,
полу-Коржакова, сделавшего
своей специальностью
собирание грязного белья
царской семьи). Да, вот для него
автор находит тысячу
извинений: юноша, понимаешь,
бледный, со взором горящим...
Зато каким ублюдком выглядит
по сравнению с ним
доморощенный нигилист!
Что, это очень
умно и очень художественно?
По-моему, ни то, ни другое!
Вот
поэтому-то и надо признать:
Лесков всё-таки писатель не
столько русский, сколько
буржуазный ("буржуа", как
известно, это французское
название мещанина): своё
творчество он поставил на
службу совершенно чуждой
национальному сознанию идее
либерального постепенства и
эволюционизма.
К сожалению, к
этому же лагерю принадлежал и
другой известный писатель,
Гончаров, одним этим
показавший, что всё-таки не
такой уж он столп
отечественной литературы. Ну а
о Достоевском я уже сказал. Но в
последнем больше всего
удивляет, конечно,
массированность пропаганды
его "гениальных" романов
вплоть до наших дней - видимо,
ради "бесов" можно проглотить
любое графоманство. И ещё ? его
гипнотизм. Когда он произнёс
свою идиотскую речь "о
Татьяне" на открытии
памятника Пушкину, все пришли в
такой неописуемый экстаз, что
даже презиравший его Тургенев
выпил с ним на брудершафт.
Вот и здесь
что-то похожее. Главред
Замятина читает "с
удовольствием, хотя и не
согласен с ним". А какой-то
читатель (в том же номере, где
"На ножах") так
расчувствовался, что предложил
выдать Мухину Медаль N 1, а
Замятину - N 2. (Сразу почему-то
вспоминаю, как Сталин выписал
себе медаль "За оборону
Москвы" N 1, а Жукову - N 2.)
Но ладно, с
Лесковым мы разберёмся. Вы же,
Замятин, лучше расскажите нам
другое. Кто вам дал задание?
Какие ещё действия
вредительского характера вы
осуществляли? Кто ещё вместе с
вами состоит в заговорщической
организации?
Начал я с
Совещания РККА. Там ведь как
было? Командующие ВВС один за
другим рапортуют: мощь
авиации-с усиливается. А на
деле - самолёты всё больше
превращаются в "рус-фанер".
Вредительство?
Так и здесь.
Вроде бы Замятин вовсю бичует
Ельцина и дерьмократов
проклятых. А на самом деле -
втаптывает в грязь тех, кто
больше ста лет назад решил
отдать жизнь, но не допустить
капитализации России.
РККА
встретила войну с глухой
авиацией, где ведущий махал
крылышками ведомым.
А с каким
багажом начнёт войну АВН?
Михаил
САЯПИН,
литературовед-любитель
Люблю я
читать Михаила Саяпина, хотя и
не согласен с ним
категорически. Ну любишь
вешать на людей ярлыки - вешай
их на Лескова, Достоевского,
Тургенева. Они не авторы
"Дуэли". А на Гавриила
Петровича Замятина зачем!!! Он -
автор. Тексты его громи, а его
не трожь!
О том, что
народников надо уважать, как и
всех борцов за народ, согласен.
С характеристикой того, что
роман Н.С. Лескова "На ножах"
длинный, нудный и вычурный,
тоже согласен. Я его начал
читать под впечатлением
"Очарованного странника" и
дочитать не смог - последние
главы просматривал. Но, Михал
Михалыч, нельзя же судить о
романе только по рецензии на
него. Я не совсем уверен,
являются ли нигилисты и
народники одними и теми же
людьми, но в романе "На ножах"
мерзавцами или дураками
представлены только столичные
нигилисты.
Провинциальные
нигилисты - майор Форов,
священник о. Евангел и, наконец,
главная героиня романа
Александра Синтянина -
исключительно честные, умные и
безгранично самоотверженные
люди.
Не надо,
Михал Михалыч, вместе с
Гавриилом Замятиным на Лескова
напраслины возводить.
И потом - что
это за
"литературовед-любитель"? Мы,
читатели, - потребители
литературы, для нас книги
пишут, и мы за них платим. У нас
права обсуждать их существенно
больше, чем у какого-то
литературоведа, даже любителя.
Ю.И.
МУХИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199928/?28_7_1