Дуэль N 12 (103)
Date: 23-03-99
Title : ГЛАВНЫЕ ПОДВОДНИКИ (19 марта день Подводных Сил России)
Author: Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан I ранга, ветеран-подводник
В марте сего года в четвертый раз отмечается День образования подводных сил России. В немногочисленных статьях пресса, отображая это событие, отмечает в основном героев-подводников, оставляя в тени всех, кто, в буквальном смысле, делал подводные лодки для них. И если в авиации мы знаем не только летчиков, но и конструкторов самолетов, то в боевом кораблестроении, в частности подводном, такие имена до сих пор широко не известны.
Возможно, моя статья заставит некоторых читателей задуматься о "великих без фамилий...", вспомнить и рассказать о конструкторах подводного флота, которых уже нет с нами, но остались их родственники, а возможно и те, кто знал их лично по работе, по жизни. Мало литературы о таких конструкторах советских субмарин, как Б.М. Малинин, К.Ф. Терлецкий, П.И. Сердюк, В.Ф. Критский и других, не говоря о ныне здравствующих... В годы Советской власти все "оружейники" были засекречены, эта традиция продолжает господствовать и сегодня. Неужели люди виноваты за свой талант? А мы твердим - "Страна своих героев должна знать в лицо"!
В этой короткой статье хочу остановиться немного на двух именах, много сделавших для того, чтобы наш подводный флот стал одним из лучших в мире. Эти имена мало кто помнит сегодня, а они должны стоять рядом с именами И.Г. Бубнова и М.Н. Беклемишева. Если последние стояли у истоков строительства боевых подводных лодок, то Александр Николаевич Гарсоев и Николай Александрович Зарубин, которые были первыми "главными подводниками" страны Советов, отстояли честь русского подводного кораблестроения и возродили подводные силы России в 20-е годы практически вновь.
Огромную роль в том, что западное "барахло" не попало на вооружение нашего подводного флота, сыграл военмор Николай Зарубин, сменивший на посту первого "главного подводника" страны военмора Александра Гарсоева в 1922 г., с которым всю жизнь они были друзьями, коллегами, единомышленниками.
Николай Зарубин обоснованно подвергал убийственной критике все "западные" предложения по приобретению подводных лодок за границей: "...Для России, очень отсталой в техническом отношении от Запада и экономически очень бедной, в некоторых случаях приходится идти в вопросах техники не путем эволюции, а скачками. В особенности это нужно сказать про настоящее время.
Англичане, французы, американцы и т.д., все идут своим путем, и их путь применяется к возможному театру и возможному противнику. Этим же путем, т.е. путем национальным, должна идти и Россия. Развитие подводных лодок Русского типа весьма своеобразно и не похоже на иностранное.
Интересно то обстоятельство, что иностранный тип подводной лодки, перенесенный на русскую почву, сейчас же меняется и приспособляется к русским требованиям...".
С мнением Зарубина солидаризируются его начальники. Вот что пишет в резолюции на его докладе один из них: "Совершенно согласен с высказанным в отзыве взглядом о необходимости представить заказы нашим заводам и только в крайнем случае переносить заказ за границу. В настоящее время поступают массовые предложения на различное барахло, ненужное за границей, и потому нам особенно необходимо быть внимательными и разборчивыми..., нашим морским экспертам следовало бы за этим внимательно следить".
Если о Гарсоеве, подплавские острословы прозвали его Барсоевым (по типу подлодки "Барс", которой он командовал), и так это за ним и осталось, более или менее есть, что прочесть, то о Зарубине - очень мало, хотя его подпись "Военмор Зарубин" стоит на десятках протоколов, докладных записок, других документов, относящихся к началу истории создания советских подводных лодок.
Молодыми лейтенантами Николай Зарубин и Александр Гарсоев познакомились в Либавском учебном отряде подводного плавания, где постигали устройство лодок, тактику применения новейшего тогда боевого средства на море. В один и тот же день - 20 октября 1911 г. - им вручили знаки офицеров подводного плавания, отличавшие их от всех остальных: силуэт субмарины, якорь, якорная цепь...
Редкостный знак, обладателей которого можно было тогда сосчитать по пальцам, выводил подводников за грань обыденности. Субмарины сверкали на синих кителях, словно подчеркивая принадлежность офицеров к какому-то особому клану. Но разве не являлось оно особым сообществом людей, бросивших вызов враждебным человеку морским глубинам? Подводников объединял и как бы возвышал над всеми смертными постоянный риск, сопутствовавший буквально каждому плаванию: очень несовершенными были лодки. Подводное плавание для широкой публики оставалось диковинкой (остается и сейчас), строжайшая тайна окружала все, связанное с лодками. Однако опасность нового дела понимали даже те, кто был далек от флотской жизни. И не раз перехватывали лейтенанты восхищенные взгляды.
Все это осталось далеко позади, за огненным барьером войн и революций. Пути друзей после Либавы надолго разошлись. Гарсоев служил на Балтике, Зарубина направили на подводные лодки Черного моря. Оба командовали лодками, воевали и встретились только после революции. Теперь, на седьмом году Октября, Зарубин был флагманским (главным) подводником штаба начальника Военно-Морских Сил РККА, причем принял эту должность у Гарсоева, который перешел в Научно-технический комитет флота-НТК, возглавив секцию подводного плавания.
У них еще с учебки была шутка-присказка: "А что думает младший и что на это скажет старший?". Родившийся в 1884 г. Зарубин был на два года моложе Гарсоева, до революции имел чин старшего лейтенанта, а Гарсоев дослужился до капитана 2 ранга, однако, позднее имели одинаковое звание "военмор", а сейчас и по должности стояли на одной ступеньке служебной лестницы. Сейчас они решали общую задачу...
На флотах подбивали итоги... Тяжелая картина предстала перед теми, кто анализировал цифры и факты. Значительную часть кораблей русского флота затопили или увели интервенты и белогвардейцы. От общего числа кораблей, имевшихся в начале 1917 г., осталось едва пятая часть. Революционный флот послал на поля сражений десятки тысяч моряков. Многие погибли. К 1920 г. на кораблях оставалось только 8% кадровых военных моряков.
В России подводное судостроение фактически замерло с 1916 г. В 1917 г. всего несколько лодок достраивалось малым ходом. И не проектировались лодки столько же времени. Положение с конструкторами тоже было скверное - Иван Григорьевич Бубнов умер, ничего после "Барсов" не построив. Других конструкторов было раз-два и обчелся. Инженеров, знающих лодки, практически не было. Переучивать надводников? Так это сколько времени понадобится, и что они напортачат, пока встанут на ноги. Примерно так рассуждали эти два человека, призванные возродить подводный флот России в 20-е годы.
Так какими же будут новые лодки?
- Некоторые полагают, - сказал Гарсоев, узнав, о чем думает друг, - на первых порах, спасая положение, следует купить несколько кораблей за границей. Другие спорят, доказывая, что продадут нам плохие лодки. Раздумывал я так и этак... Покупать станем не с закрытыми глазами. Тоже 7 раз отмерим. Может, разок рискнем? Возьмем для образца.
- Никак нет! Если продадут, то всенепременно только барахло. - Зарубин похлопал по карманам - искал спички. Гарсоев извлек огромную зажигалку: - На, держи чудо-кресало. Между прочим, сработано на том заводе, где миллион лет назад строились наши лодки. А сейчас единственная продукция - зажигалки...
Одна из важнейших вех в истории советского кораблестроения - декабрь 1926 г. Приказом по техническому управлению Военно-Морских Сил РККА назначается специальная подкомиссия для составления наряда промышленности на строительство первых подводных лодок. В ее составе - Гарсоев, Зарубин, Солдатов...
В газетной статье много не расскажешь об этих двух замечательных личностях. Богата и удивительна их жизнь и судьба. Я только попытался возбудить интерес читателей к делам людей, отдавших себя полностью подводной идее...
Работая над материалом, я задумался, сколько если не одинакового, то похожего происходит в наши дни и не только на флоте... Если даже взять узкую часть нашей истории, развитие подводного флота России, то бросается в глаза наше непочтение к предметам истории. Например: у нас сегодня не осталось ни одного образца первых подводных лодок, даже в Политехническом музее страны (там есть автомобили, космос, а вот для флота мест нет, хотя это самый технический вид деятельности человека). Все подводные лодки, а было немало "Барсов", "Щук", "Угрей", "Сомов", сгнили на корабельных кладбищах, сгниют, наверное, и последующие поколения проектов "К", "Л", "С", "М", "Б" и прочие. Подводная лодка послевоенных лет, средняя, но уже океанская, проекта 613 была для флота то же, что для танкистов легендарный танк "Т-34". На этом и других проектах (611) воспитывалось все послевоенное поколение подводников, которые создали атомный флот. Где они сейчас? Уходят в небытие и в другие страны, в музеи и под рестораны, а в основном на металлолом. Уплыл в Швецию купленный их бизнесменом легендарный "Шведский комсомолец" - подводная лодка "С-363" проекта 613, "Б-427" проекта 641 взят в аренду и стоит музеем в далеком городе Сидней (Австралия). Везде они приносят доход и знание...
А почему бы у нас, например в Московском парке Горького рядом с нашим "Бураном", не поставить подводную лодку проекта 613 (эти лодки экологически чистые) и не сделать там подводный музей, где люди узнавали бы о тех, кто создавал, развивал и развивает подводный флот страны. А потом очень символично - космос рядом с глубинами океана!
Не было бы убыточным и для предпринимателей вместо ресторана-поплавка на Москва-реке поставить ресторан "Подводная лодка" в настоящем корпусе субмарины.
Есть у нас государственная организация "Росвоенцентр", призванная хранить историю Вооруженных Сил страны всех времен. Заняться бы ей живым делом - увековечить путь подводных сил России в подводных кораблях, которые можно восстановить с пользой для дела.
Пишу и мечтаю, зная, что дальше мечты дело не пойдет. Не научились мы еще извлекать из истории ее уроки и, как ни банально звучит, деньги. А может кто и найдется для осуществления этих идей. Тогда многие имена подводников всплывут из небытия...
©1999 Дуэль N 12 (103). Date: 23-03-99
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199912/?64