АЛКОГОЛЬ И АЛКОГОЛИССИМУС

Oct 20, 1998 12:49

(А.П. КАЛАМБЕТ, кандидат экономических наук)
Общеизвестно, что всякая монополия мешает созданию и функционированию свободного или, как говорят западные экономисты, совершенного рынка. Необходимо защищать рыночную конкуренцию от монополии. Для защиты рынка алкогольной продукции от монополии президент пошел на экономический эксперимент и в 1991 г. прихлопнул государственную монополию на производство и реализацию алкоголя, чтобы монополия не мешала развитию свободной конкуренции на рынке алкогольной продукции, чтобы на ее месте распустился и расцвел рынок. Но роды рынка (не только алкогольной продукции) задерживаются, его эмбриональный период затянулся, и пока что в экономике видны перманентный спад и криминальные структуры. Монополия государства на производство и реализацию алкоголя веками успешно использовалась для пополнения казны царями, императорами, генсеками, президентами и иной номенклатурой всего мира. В нашей стране на различных этапах ее развития поступления от этой монополии составляли 25-30% доходной части бюджета. Ликвидация ее, с экономической точки зрения, - удар топором по суку, на котором сидит российский госбюджет. Доходная часть его уменьшилась, а расходная - нет, сук начал трещать. Возникли и другие последствия, которых гайдаровско-чубайсовский синклит президента не предвидел.
Вот наиболее грустные из них. Свернулось отечественное производство этилового спирта из пищевого сырья; в отрасль метастазами проникли многочисленные криминальные структуры; половодьем хлынула продукция низкого качества, опасная для здоровья и даже непригодная для употребления; алкогольный рынок стал заполняться импортным товаром, ввоз которого контролируется недостаточно, успешно наступает на этот рынок контрабанда. Стало массовым отравление людей некачественной, фальсифицированной продукцией, в особенности на селе, где в силу общественных причин покупают самую дешевую водку.

Вот цифры, подтверждающие сказанное. В 1997 г. производство алкогольной продукции не вышло на уровень показателей производства, на основании которых были рассчитаны платежи в бюджет 1997 г. Произведено не 140 млн. дал., как предусматривалось, а 86,6 млн.дал. основных видов алкогольной продукции. В результате по состоянию на 01.01.98 г. задолженность по акцизам на спирт, водку и ликероводочные изделия составила 3064,8 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет 1782 млрд. руб.; по лицензионному сбору на право производства, розлива и хранения алкогольной продукции 723 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет 630 млрд. руб. (в старых ценах).

Низкий уровень легального производства объясняется общим состоянием экономики в стране, высокими сборами и акцизами с производства и оборота алкоголя, взаимной неплатежеспособностью хозяйствующих объектов, производящих и реализующих спиртные напитки.

Несовершенство правовой базы и организации государственного контроля за импортом спирта и крепких напитков и их качеством сделало экономически выгодным импорт и нелегальное производство алкоголя. Доля нелегальной и фальсифицированной алкогольной продукции составляет, по данным Минэкономики России, около 30%, что приносит прибыль криминальным структурам до 1 трл. руб. в месяц (в ценах 1997 г.). В 1997 г. службами по экономической преступности выявлена и пресечена деятельность 2264 подпольных предприятий против 2114 в 1996 г. Из незаконного оборота изъято 2,934 млн. дал. этилового спирта и ликероводочных изделий.

По данным таможенной службы России, количество дел по нарушениям таможенных правил, связанных с алкогольной продукцией, увеличилось на 82% по сравнению с 1996 г., изъято продукции на 137,3 млн. деноминированных рублей. Увеличился контрабандный ввоз спирта из-за рубежа, в 1997 г. выявлено 425 фактов незаконного импорта этилового спирта, у контрабандистов изъято 566 тыс. дал. этой продукции (против 185 тыс. дал. в 1996 г.). Особое беспокойство вызывает качество производимой продукции. В 1997 г. Росторгинспекция России забраковала 381,1 тыс. дал. спиртных напитков, что составляет около 30% проверенной продукции. Госэпидемнадзором России в прошедшем году забраковано 12185 партий алкогольной продукции объемом свыше 802,2 тыс. дал. Более 660 тыс. дал. виноводочных изделий, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в 1997 г. изъято из незаконного оборота органами МВД России. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что после ликвидации монополии на производство и реализацию алкогольной продукции на рынке этой продукции начал господствовать самотек, анархия, произвол и криминал. Важным экономическим последствием ликвидации государственной монополии на алкоголь стало резкое снижение налоговых поступлений в бюджет, сокращение пространства действия фискальной функции, что в нынешних условиях ничего, кроме дискомфорта в экономической и социальной сфере, не дает.

Посмотрели реформаторы на результаты ликвидации государственной монополии на алкоголь и эксперимент со свободным рынком этой продукции решили прервать, а монополию восстановить. Вообще эксперимент неопасен только в сексе. Решила, скажем, одна возлюбленная пара освоить сексуальную инновацию, а не получилось - недовольных, как говорят, раз, два и обчелся. Начинай снова, пока не освоишь. Другое дело, эксперимент в масштабах макроэкономики. Он затрагивает интересы миллионов людей и может привести к непредсказуемым последствиям. Лучше было бы экономические эксперименты ограничивать. Китайцы правильно говорят, не дай Бог жить в мире эксперимента. Для восстановления на рынке "статус-кво" президент написал серию указов. В 1993 г. был издан указ "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции". В 1996 г. указ "Об усилении контроля за оборотом алкогольной продукции". 30 апреля 1997 г. появился новый указ "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства спирта этилового и алкогольной продукции". В мае 1997 г. был издан указ "Об усилении государственной монополии на производство и продажу алкоголя, в том числе и в розницу".

Но эти указы не работают. Их никто не исполняет. Почему? Такой президент. Проводимые им реформы ничего, кроме бед, народу не дали. Но не только в этом дело. Бизнес опирается не только на благородный риск предпринимателя (знаменитое: "Кто не рискует, тот не пьет шампанское"), но и на банальный обман, на жульничество. Это имманентное свойство бизнеса, без которого он существовать не может. Мошенники и жулики всех мастей не хотят терять доходы, возникшие в результате отмены государственной монополии на алкоголь, и идут на все, чтобы их сохранить.

Внешне восстановление монополии на реализацию алкоголя выглядит просто. Наклей на бутылку акцизную марку, и деньги потекут в казну. Но вместе с настоящими акцизными марками появились фальшивые, причем продаются они за четверть цены настоящих. Последний указ президента предполагает реализацию алкогольной продукции осуществлять при помощи специальной марки, свидетельствующей о легальности ее производства. Но не успел указ набрать силу, как получили распространение нарушения установленного порядка приобретения, учета, использования, хранения и списания марок. В 1997 г., по данным Госналогслужбы России, похищено 12,1 млн. марок, появились марки, изготовленные не на фабрике "Госзнак" России. Какой же выход можно найти из создавшегося положения? Россия не первая страна, решающая задачу установления монополии на оборот алкоголя, она может прибегнуть к опыту решения такой проблемы в других странах. Так, в США в свое время была создана так называемая АТФ - федеральная система по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию, входящая в министерство финансов, ныне функционирующая как самостоятельное подразделение этого министерства. Это один из важнейших органов уголовного сыска, контролирующих исполнение законов о налогообложении спиртных напитков, табака, оружия. Агенты АТФ выполняют полицейские функции предупреждения, пресечения и расследования нарушений федерального закона о спиртных напитках, в первую очередь уклонений от уплаты налога на спирт, а также правил производства, упаковки, маркировки, оптовой и розничной торговли спиртными напитками. Может быть, создать и у нас подобную службу, которая бы действовала применительно к нашим условиям.

Наполняя доходную часть бюджета за счет налогов на алкогольную продукцию, надо не забывать о моральной стороне дела. Нечего греха таить, по потреблению алкоголя на душу населения мы впереди планеты всей, считается, что потребление на душу населения в год не должно превышать 8л абсолютного алкоголя, мы же потребляем почти в 2 раза больше, в среднем на одного человека приходится 180 пол-литровых бутылок водки. Такое положение особой тревоги ни у кого не вызывает.

Потребление алкоголя давно вошло в нашу культуру, как народная традиция и широко распространенный обычай. В сознании большинства наших людей пьянство воспринимается, как социально приемлемое и малопорицаемое явление. Рюмка сопровождает всю нашу жизнь. Вспомним песню предков: "С вином мы родились, с вином мы умрем, с вином похоронят и с пьяным попом". Употребление алкоголя удовлетворяет определенным потребностям: снимает психическое напряжение, исправляет настроение, вызывает эйфорию. Надо не забывать, что спиртное используется и как лекарство. До сих пор помню, как на Тереке гребенские казаки расстройство желудка лечили подогретым сухим красным вином. Существует специальная наука - "ампелотерапия", с ее помощью лечат многие болезни.

С другой стороны, неумеренное потребление алкоголя вызывает серьезные медицинские и социальные проблемы. Статистика России свидетельствует, что число самоубийств на алкогольной почве в наши дни выросло по сравнению с 1994 г. в 3,8 раза. В старое время, в отличие от наших дней, молодым на свадьбе вина не давали, боялись пьяного зачатия. Противоречивость такого явления, как потребление спиртного, предопределяет необходимость проведения государством в этом вопросе гибкой разносторонней политики. Она должна, с одной стороны, удовлетворять разумный спрос населения в алкоголе, с другой - снижать неизбежные негативные последствия от употребления спиртного, а также разрабатывать меры, направленные на установление строгого контроля в сфере производства и реализации алкоголя. Процесс алкоголизации населения после отмены государственной монополии и либерализации отношений в сфере производства и реализации алкоголя оказался неуправляемым. Положение здесь нужно исправлять.

Серьезным попустительством, приведшим к всплеску антиобщественного поведения людей на алкогольной почве, явилось значительное сужение сферы действия уголовного законодательства в борьбе с пьянством и вызываемыми им негативными последствиями. На наш взгляд, ничем не была оправдана декриминализация самогоноварения (ст. 158 УК РСФСР 1960 г.), отмена уголовной ответственности за допуск к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (ст. 211 п. 3 УК РСФСР 1960 г.). Нельзя считать правильным решение не включать в число отягчающих обстоятельств (ст. 63 УК РФ 1996 г.) такое обстоятельство, как совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 39 п. 10 УК РСФСР 1960 г.). Желательно было бы некоторые правовые нормы поведения людей в состоянии алкогольного опьянения изменить. Должны быть установлены и какие-то ограничительные моменты в употреблении алкоголя. Надо подумать и о нашем генетическом фонде. Ведь кроме алкоголя, мы испытываем такое количество нежелательных давлений, начиная от ускорения интенсивности жизни и кончая экологией, что голова кругом идет. Приказами и постановлениями дела не исправишь. Надо и самим научиться себя ограничивать.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199835/?35_3_1

199835

Previous post Next post
Up