(Раб Божий МИХАИЛ, Полтава)
В последнее время на страницах "Дуэли" в той или иной мере начинает появляться материал, затрагивающий вопросы православного учения в частности и православной жизни в целом. Диапазон возраста "дуэлянтов" темы широк: от 15-летних юношей до умудренных житейским опытом мужчин. При других обстоятельствах такой интерес, пожалуй, можно было бы только приветствовать. Однако в данном случае - вряд ли. Почему? У многих авторов одни и те же заблуждения, причина которых в незнании святоотеческой литературы или поверхностном знакомстве с ней.
Главная ошибка "критиков" христианства (извините, что называю вас так, но, по-моему, это название самое подходящее) - простодушная уверенность в том, что каждый смертный обладает великим даром толкования Священного Писания. Прочитает такой "мил человек", скажем, Новый Завет и начнет мудрствовать: "Вот сколько противоречий нашел! В одном месте пишут, что оба разбойника злословили Христа, в другом, что только один, а второй, напротив, даже унимал товарища. Да-а-а... Что-то не то..." И так далее.
Конечно, не то, родимый. Тебе надо бы батюшку расспросить да узнать, что имеются толкования на Священное Писание людей несравненно более духовных, чем мы с тобой. Например, святителя Иоанна Златоуста или блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Да почитать их. Там все доходчиво толкуется. А то ведь как возникает новая секта? Ее основатель вдруг начинает думать, что он имеет право объяснять Священное Писание так, как он сам его понимает. Другой человек, поскромнее, под влиянием обнаруженных "противоречий" уходит в чань-буддизм или "Бхагавадгиту". Третий, агрессивный, озлобляется на Православие и становится атеистом. (Интересно, что нередко у всех трех - деды-прадеды православные люди, один только внучок "самым умным" в роду оказался).
В одном из таких случаев и возникает основное, пожалуй, заблуждение "критиков": Православию приписывается какое-то дикое, непонятное всепрощенство по отношению к врагам, какая-то толстовщина с ее теорией "непротивления злу насилием". Естественно, в доказательство своей правоты авторы простодушно приводят известные библейские слова о том, что ударившему тебя по одной щеке надо подставить и другую, что следует любить врагов своих и прощать им обиды и тому подобное. Ну, а когда после таких ссылок (или перед ними) "критик" описывает все беззакония, которые происходят в России или на Украине в наше смутное время, то само собой выпрыгивает и "логический" вывод: "Вот, мол, оно, Православие, чему людей учит. Нас тут враги живьем едят, а мы их любить и прощать должны!" Правда, некоторые авторы вопрос о "всепрощенстве" врагов затрагивают как бы вскользь. Но тот же суровый антиправославный вывод после знакомства с их статьями у неискушенного читателя возникает непременно.
Для последнего случая, например, типичной является статья В.В. Глуховского "Слизняки" ("Дуэль", N 16(63)). Полемизируя с Н. Морозовой, автор пишет (цитирую): "Вы уж на меня, т. Морозова, не обижайтесь, но Вам лучше было бы служить в каком-нибудь православном храме монашкой или послушницей и проповедовать вот такую теорию непротивления: "Если вам дают по морде с правой стороны, то нужно подставить и левую, чтобы по ней тоже как следует врезали, и при этом бьющего следует гуманно, бережно и вежливо уговаривать: "Пожалуйста, бейте, но не очень сильно, мне больно!" В. Глуховский, произвольно толкуя библейские слова об отношении к врагам, даже не подозревает, что в данном случае говорится не о врагах вообще, а о ЛИЧНЫХ врагах конкретного православного христианина. Повторяю: О ЛИЧНЫХ ВРАГАХ. Потому что любить надо своих ЛИЧНЫХ врагов, делать добро своим ЛИЧНЫМ врагам, а не врагам нашей Веры и нашего Отечества.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в книге "Одоление смуты. Слово к русскому народу" (Спб, изд. "Царское Дело", 1995 - изумительная книга для тех, кому небезразлична судьба нашей Родины), полемизируя со сторонниками неправильного понимания христианской любви к врагам, приводит высказывание одного из величайших русских святителей прошлого века митрополита Московского Филарета: "Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими" (статья "Быть русским!", с. 11).
Чуть ниже, в статье "Державное строительство", тема любви к врагам раскрыта митрополитом Иоанном более полно: "В последнее время стало модным представлять христианство в виде этакого расплывчатого и бесформенного мировоззрения, безвольно смиряющегося со всем происходящим вокруг. Сказано-де: "Любите врагов своих", "не противьтесь злому", - а посему христианин должен вроде бы безмолвно мириться с любым беззаконием и святотатством.
Подобные утверждения есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, Православной Церкви и нашего Отечества. Клеветой на христианство, искажениями церковного вероучения пытаются задержать процесс русского духовного возрождения, обретения народом своих исконных святынь, беззаветное служение которым на протяжении многих веков составляло цель и смысл бытия Руси. В этом (первостепенной важности!) вопросе духовной жизни народа совершен подлог, дьявольски хитрая подставка понятий, губительное извращение евангельского учения.
Да, христианство есть несомненно религия МИРА И ЛЮБВИ, а не вражды и ненависти. Да, главнейшая заповедь христианства - это заповедь о любви, ЛЮБВИ К БОГУ как средоточию всяческого добра и блага: милосердия и долготерпения, красоты, гармонии, справедливости. Но именно поэтому совершенно естественно, что все, идущее вразрез с этой заповедью, все, мешающее христианину исполнять ее, должно быть ему ненавистно. И это - единственно святая ненависть: ко злу, ко греху, к страстям человеческим, к сатанинскому беззаконию. Со всем этим христианин должен быть абсолютно непримирим.
"Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими", - поучает нас великий столп Православия святой Иоанн Златоуст. "Не противься злому", - говорит Слово Божие, то есть: не ропщи, благодарно принимай все те личные скорби, болезни и искушения, которые будет угодно Господу послать тебе. Но такой призыв вовсе не означает потакания преступному равнодушию к судьбе Отчизны, терзаемой в тяжкий час злодеями и святотатцами. Мир со злом недопустим, и именно это имел в виду Спаситель, говоря: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч..." (Мф. 10: 34)" (с. 29-30).
Кстати, т. Глуховский, Вы помните имена двух иноков, которых преподобный Сергий Радонежский благословил на участие в Куликовской битве? Вас не смущает "странный" поступок православных монахов Пересвета и Осляби, взявших в руки оружие? Или-таки смущает?..
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199824/?24_4_1