(Л.Ф. КУЛАКОВА, Москва)
Итак, В.С. Бушин решил показать Ю.И. Мухину ("Дуэль" N 9 (56)), как можно разложить оппонента, в данном случае Мухина, не обкладывая его матерно и соблюдая все эстетические правила литературного мордобоя. Урок преподан мастерски и пошел впрок, если судить по подчеркнуто сдержанным ответам супротивной стороны. Подчеркнуто сдержанным и подчеркнуто кратким, что выгодно отличало их от пространных бушинских негодований.
Наш почтенный мэтр вообще грешит чрезмерной газетной болтливостью, а на этот раз он превзошел самого себя; у многих читателей не хватило терпения добраться до конца этой статьи. И, должно быть, предвидя это, Владимир Сергеевич под занавес сорвался-таки и перешел на лексику "Дуэли", то ли устав от публицистических изысков, то ли решив, что так оно крепче, круче и доходчивее.
Сразу скажем, что в последующих своих ругательных опусах Владимир Сергеевич уже полностью овладел языком корреспондентов "Дуэли" и крыл их на их же наречии с виртуозностью настоящего мастера.
Вот это и стало его главной ошибкой: не спустись он с эстетических высот, он выиграл бы словесную дуэль с Мухиным, ведь при умелом пользовании всемогущим словом можно и черного кобеля отмыть до бела. Надо было соблюсти этикет до конца, а заодно и подсократить текст наполовину, право же, от этого убойная сила статьи только выиграла бы, поскольку краткость не только сестра таланта, но и выстрел прямо в десятку.
К тому же нельзя злоупотреблять терпением читателя. Перефразируя знаменитые изречения, скажем, читателя оппозиционной прессы нужно беречь: ему тяжело живется, он теряет веру, он утрачивает надежду, он раздражен постоянными предательствами и поражениями, наконец, он просто плохо питается. И нельзя утомлять его сверхдлинными разглагольствованиями, по большей части пустопорожними.
А то он и вовсе читать перестанет, и так уже нынче оппозиционных читателей меньше, чем оппозиционных авторов.
Но довольно о форме, перейдем к сути. А суть прямо не высказана, но легко читается промеж гневных обличений: не замахивайся на авторитеты, не подрывай основы, не рушь столпы, не взрывай постаменты, не посягай на кумиров, а главное, не внушай сомнений в их праведности.
Ну а Мухин как раз из редкой породы людей, сомневающихся во всем и во всех. Такие люди должны были бы особо цениться в нашем народе, слишком легко и привычно сотворяющим себе идолов и слишком трудно и долго осваивающем неверие. Ведь чем больше в народе будет сомневающихся, тем менее терпелив, покорен, инертен и инфантилен будет народ, и тем скорее он утратит эти замечательные качества, позволяющие так легко управлять им и так надолго задержавшие его революционное развитие.
Вспомним, в конце XVIII в. французы пели "Марсельезу", провозглашали "свободу, равенство, братство" и, заодно, резали головы своим королям. А мы, в это же время, молились на царицу-матушку или придумывали себе мужицкого царя-батюшку. Мы ведь как хряснемся на колени, так и не встаем с них десятилетиями и столетиями.
Правда, в начале XX в. упущенное было наверстано одним гигантским прыжком, но ведь и коммунистическое царствие также довольно скоро обернулось привычным российским терпежом. Ну, а к чему это привело, мы все свидетели: народ, очарованный однажды великой идеей, в последующие 70 лет утратив все сомнения, так безоглядно, беззаветно и безответно уверовал в своих водителей, что в конце концов был ими предан и продан вместе со всеми великим идеями.
Это ли не доказательство пользы сомнений и вечно сомневающихся индивидуумов, ищущих ошибки даже у революционных гениев.
Маркс был великим теоретиком, но в чем-то он обязательно должен был ошибаться. Ленин был великим практиком, а, значит, он должен был ошибаться еще больше. Ю.И. Мухин, заметим в скобках, разумеется также обязательно должен ошибаться, хоть в чем-то.
В нашем бесконечном поиске истины мы должны анализировать ошибки великих мира сего. Слишком уж зависим от них мы - малые мира сего. Но анализ ошибок это не только расковыривание цитат наших гигантов; копнем глубже - титаны от этого мельче не станут.
Ну а тем, кто уж очень пылко отстаивает их неприкосновенность, можно напомнить, что все наши кумиры сами вышли из народа вечно сомневающимися.
Хорошо охлаждает чрезмерное обожание та мысль, что истинных благодетелей человечества, "подвижников", со времен Прометея и Иисуса из Назарета было не так уж много, между тем, история изобилует именами великих мыслителей, ученых, художников и полководцев, свершавших свои великие деяния не ради любви к прочему маленькому человечеству, а из неудержимой потребности самовыражения, самореализации, самопознания.
И, в заключение, вернемся еще раз к форме. В чем Бушин прав абсолютно, так это в том, что выражать свои несогласия и сомнения с кем бы то ни было, особенно с гигантами мысли, надо в пристойной форме. Тем более, что могучий русский язык может выразить любые эмоции, не прибегая к матерщине и прочим словесным отходам. И очень жаль, что сам Владимир Сергеевич, ветеран нашей публицистики, в состоянии крайнего раздражения не удержался, плюнул на свои декларации и уподобился "маргинальным" авторам, впервые взявшим перо в руки, чтобы написать в "маргинальную" газету.
Нехорошо, батюшка! Какой пример Вы подаете новичкам? Не Вы ли так горячо настаивали на том, чтобы оппозиционная газета не опускала себя до настенных росписей в сортирах. Нехорошо, нельзя поступаться принципами.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199819/?19_7_6