РУССКИЙ ВОПРОС

May 19, 1998 12:47

(В.А. ЧЕРНЕНЬКИЙ)
Двести лет (с середины XVIII до начала ХХ в.) европейские державы были озабочены "Восточным вопросом" - проблемой развала Османской империи, разрушавшейся все это время под ударами России. Нерешенность восточного вопроса сталкивала народы Европы и в Крымской войне, когда англичане с французами решили не пустить русских на Балканы, и в Империалистической, когда немцы захотели подчинить себе освобожденные от турецкого гнета славянские народы Балканского полуострова. Николаю II не понравилась эта наглая затея его августейших родственников: Австрии была объявлена война, приведшая в итоге к ликвидации этой "лоскутной империи".
Из славянских лоскутов Австро-Венгрии и Турции страны-победительницы (уже без участия России) скроили Югославию. При этом согласия хорватов и словенцев на совместное с сербами житье никто не спрашивал. Западу нужно было закрепить свою победу и обеспечить балканский тыл, для чего требовалось сильное государство, способное в условиях слабости послереволюционной России создать второй фронт против германского реванша. Как известно, замысел удался вполне: Югославия была единственной в Европе страной из числа оккупированных Гитлером, которая на протяжении всей войны оказывала немцам серьезное сопротивление.

Почему же Запад мешал в прошлом веке освобождению балканских славян, а затем стал активно его добиваться? Почему сегодня происходит обратное, зачем Запад снова передает Балканы немцам?

У нас очень любят к месту и не к месту цитировать старый афоризм: "У Англии нет постоянных союзников, у нее есть постоянные интересы". Дальше этой цитаты обычно дело не идет, хотя именно дальше и начинается самое интересное. На протяжении 300 лет англичане свой интерес видели в сохранении на европейском континенте равновесия сил, для чего они в каждый отдельный момент поддерживали ту из стран Европы, которая в данный момент противостояла сильнейшей державе континента. Так, в 1812 г. Англия поддерживала Россию против Наполеона, несмотря на продвижения Кутузова на Балканы, а в 1854 г. она поддержала Наполеона III под предлогом продвижения русских на те же Балканы. В 1914 г. англичане опять были "за нас", хотя мы в тот момент уже требовали черноморские проливы и Константинополь, расположенные опять-таки на тех же Балканах. В последнюю войну мы снова были заодно с англичанами, и не потому, что их устраивала перспектива нашего усиления на юге Европы, а потому, что им было необходимо одолеть самого сильного тогда противника - Германию.

После Победы англичане с американцами, естественно, стали нашими недругами, и не из-за нехватки у нас "демократии", а просто из-за нашей силы. Мы и сегодня остаемся сильнейшим народом Европы, поэтому англосаксы будут с нами бороться, пока мы не станем вровень с Францией, несмотря ни на какие достижения "демократии" - сколько бы Примаков ни заглядывал в глаза Клинтону, и сколько бы Ельцин ни клялся в своем антисоветизме.

Югославия - это удобное место, где можно подорвать наши силы и влияние. Если в результате усилится Германия и станет контролировать пол-Европы, то значит так тому и быть, НАТО ни на секунду не засомневается. Если для ослабления России потребуется утопить ее в крови гражданских войн, а население уморить голодом, ОБСЕ подбросит дровишек и вдобавок язву какую-нибудь напустит - для большего эффекта.

Если для продолжения политики национального самоубийства необходим кровавый диктатор, то западные "демократии" будут с ним обниматься, как они обнимались совсем недавно с фашистами Франко и Салазаром.

Катастрофа, происшедшая с нашей Родиной, гибель социалистического лагеря и крушение коммунистической идеи во всем мире произошли не случайно. В природе вообще не бывает случайного. Не будь Горбачева, появился бы другой Герострат Геростратович, взявшийся за разрушение собственного дома при виде чудес западной архитектуры.

Перед войной, когда СССР еще не был супердержавой, а числился всего лишь одним из многих, наш пример производил огромное впечатление на мировую общественность, - несмотря на репрессии, о которых все были прекрасно осведомлены. Вступление таких людей, как Пикассо и Неруда в компартию, явное сочувствие к ней со стороны Бернарда Шоу, Хемингуэя и многих других говорит само за себя.

При этом никому не приходило в голову сравнивать Советскую Россию с капиталистической Америкой: США были слишком далеко и опережали слишком многих. Имелись примеры и поближе: Турция, Румыния, Югославия, Польша. Повсюду там торжествовал капитализм, но никакого прогресса, не говоря уже о процветании, не наблюдалось. Процветания не замечалось и у нас, но было очевидное движение вперед.

После войны под наше влияние попала половина Европы, но это была беднейшая ее половина. Социализм распространился на значительную часть Азии, но это была ее беднейшая часть - развитая Япония и богатые нефтью Индонезия с Ближним Востоком в сферу нашего влияния не вошли.

На стороне же Запада и всей системы капитализма оказались Соединенные Штаты, которые давали тогда больше продукции, чем весь остальной мир вместе взятый, здесь разместилась и Западная Европа с ее безграничным культурным потенциалом и бесплатной рабочей силой Азии и Африки. "Победа" капитализма была предопределена, как бывает предопределена победа боксера-тяжеловеса над своим собратом, выступающем в "весе пера".

С позиций сегодняшнего дня очевидно: советское руководство переоценило возможности своей страны, ввязавшись в соревнование с Западом на заведомо неравных условиях. Сначала надо было уравнять шансы.

Равенство шансов было возможным только при наличии "третьей силы" в лице Германии и Японии, как противовеса Западу. Уничтожение независимости этих стран пошло нам во вред. Вместо того, чтобы грызться между собой, как это всегда было на протяжении столетий (Германия с Францией, Франция с Англией, Япония с Америкой), цивилизованные народы, исполняя волю англо-американских торгашей, выступили всей сворой против России.

Сегодня Запад ведет себя совершенно по-свински, игнорируя вклад советского народа в победу во Второй мировой войне и выпячивая собственные сомнительные достижения. Еще более неприлично выглядит поведение наших бывших союзников по Варшавскому договору, которых советский народ буквально спас от полного физического истребления.

Наверное сколько-то польских офицеров действительно было репрессировано на нашей территории, однако это не повод для вступления Польши в рамках НАТО в союз с Германией, страной, уничтожившей за годы войны каждого пятого поляка. Войска Рокоссовского действительно не выручили Варшаву, когда там началось восстание. Тут уж бесполезно рассказывать о значении водной преграды (Вислы) для наступающей армии, если поляки внушили себе, будто русские, а не немцы повинны в гибели восставших.

Совсем другой разговор получился бы сегодня, если бы мы не пошли в 1944 г. дальше своей границы и оставили поляков на съедение Гитлеру. К нам бы сейчас не было никаких претензий...

Представим себе на минуту: Германия в августе 44-го соглашается на мир, видя безвыходность своего положения, мы оставляем им Польшу с Венгрией и Чехословакией, а себе забираем Балканы, где традиционно существует уважительное отношение к русскому народу. В результате союзников вышвыривают из Нормандии, Япония отбивается от американцев (с нашей технической помощью), но, следуя требованиям СССР, освобождает Китай, Корею и Вьетнам, оставив себе Индонезию.

Чем хорош такой вариант? Тем, что в результате сохранялось равновесие сил в Европе и на Тихом океане, и нам не пришлось бы уже противостоять всему миру. Объединение Запада против СССР в таких условиях становилось невозможным, а с Германией и Японией (хоть вместе, хоть по-отдельности) мы могли справиться в случае чего одной левой. Более того, Германия и Япония служили бы естественным барьером против возможной агрессии англосаксов. Лишних пара лет войны ослабили бы как Германию с Японией, так и Англию с Америкой. Мы бы, напротив, сохранили 2-3 миллиона жизней своих лучших людей и получили бы возможность заниматься более приятными делами, чем выковыривание немцев и японцев из окопов (чему, кстати, англо-американцы до конца войны так и не научились).

Однако история распорядилась по-другому, и советский социализм начал соперничать с мировым капитализмом. К сожалению, наша пропаганда оказалась не на высоте, с готовностью включившись в противопоставление советского и американского образов жизни. Как можно было сравнивать несравнимое - отсталую в культурном отношении страну, где письменность появилась на две тысячи лет позже, чем на Западе, с государством, создававшимся усилиями и деньгами не только Англии, но и Франции, Голландии, Испании, Скандинавии? Разве мыслимо было ставить на одну доску наши проселки и европейские шоссе, если британцы научились их строить (с помощью римлян) еще во II в., а мы и в XVII в. были озабочены не тем, как улучшить пути сообщения, а как их затруднить для кочевников - делали засеки и копали рвы в пределах Тульской и Рязанской губерний?

Расширение НАТО - это типичный "casus belli", повод к войне, как говорили римляне. Наши мидовцы это признают, но войну, как средство давления на зарвавшихся нахалов, исключают из опасения тяжелых последствий ядерного конфликта. Однако применение ядерных ракет в конце 90-х годов не более вероятное событие, чем использование иприта в начале 40-х. В то время все воюющие страны имели огромные запасы химических бомб и снарядов, тем не менее, опасаясь ответного удара, никто не решился пустить их в дело. В современных условиях атомная война - еще более бесперспективное занятие, поскольку нападающей стороне гарантировано ответное уничтожение.

Историю не переиграть заново, но изменить ее ход - дело возможное и необходимое. Небольшая бомбардировка обычными средствами ограниченного числа военных объектов НАТО в Европе вполне доступна нашим ВВС и флоту. Пока мы имеем первоклассную авиацию, способную наносить массированные удары, а ПВО обладает лучшими в мире средствами защиты собственной территории, у нас остается шанс отбросить американцев за Эльбу и вернуть стране ее былое достоинство.

Восточный вопрос на наших глазах стал "Русским вопросом", теперь Россию делят, как когда-то делили Турцию, - со всеми нашими недрами, заводами и рабочей силой. И пока не поделят, не успокоятся. Если раньше мы сами их не успокоим...

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199813/?13_3_2

199813

Previous post Next post
Up