(Г. ГРИГОРЬЕВА, г. Минск)
27-28 ФЕВРАЛЯ 1998 г. в Минске прошла Международная научно-практическая конференция "Политические репрессии в ХХ столетии", организованная белорусским хельсинкским комитетом и белорусской ассоциацией жертв политических репрессий. Хотя тема была обозначена довольно широко, исследования касались только "репрессий, организованных большевистским режимом с 1918 г. до настоящего времени в Белоруссии и по отношению к белорусам за пределами республики, а также поляков и белорусских татар, проживавших на территории Белоруссии".
Действительной целью организаторов было доказать наличие в современной Белоруссии массовых репрессий против инакомыслящих. Выглядело это несколько курьезно, поскольку конференция проходила в престижном, оборудованном по самому последнему слову техники конференц-зале в центре столицы. Ни милиции, ни ОМОНа в фойе или в зале не наблюдалось. Среди участников и докладчиков значились ученые из Германии, Польши и России, но основная масса - кандидаты исторических, либо философских наук из Белоруссии, работники АНБ, университетов, институтов. Встречались и доктора наук. Никто из них не заявил, что лишен работы по политическим мотивам либо ограничен в исследованиях. В самих докладах приводились факты, цитировались документы о судебных делах, явно не из открытых архивов, что позволяло сделать вывод о непосредственном доступе к архивам КГБ. Впрочем, некоторые докладчики этого и не скрывали.
Представьте себе на мгновение некую гипотетическую конференцию "О политических преследованиях в Третьем рейхе", проводимую в центре Берлина в 1938 г. и чтобы при этом цитировались документы из ведомства Мюллера. Представили? Вот теперь тему можно продолжить.
Открыл конференцию широко известный ныне уже не столько как писатель, сколько как борец за "бело-красно-белую правду" Василь Быков. Он изъяснялся неким оккультно-мистическим языком: "Сексот - это прислужник дьявола. Таким образом зомбируются народ, нация, общество. Коммунизм, большевизм, фашизм имеют одну сущность в метафизическом смысле. Думается, они вечны. У них есть ядерные, психотронные возможности. И они будут гнать самых святых и праведных. А истина для этих святых выше, чем народ и нация. Ибо народ смертен, а истина бессмертна". И далее в том же ключе...
Темы конференции охватывали широкий круг вопросов: репрессии против помещиков, дворян, писателей, ученых, духовенства, госслужащих, нацменьшинств, а впоследствии и самих работников органов ОГПУ, НКВД, КГБ, и др. Цитировались некие документы, показания свидетелей и т.п. Приведу некоторые из них.
Игорь Кузнецов, кандидат исторических наук, Минск: "До 1945 г. в одном документе указывается цифра жертв репрессий - 600 тыс. человек. Я с ней не согласен. По моим данным их в пределах республики - 950-960 тыс. человек, а с учетом тех, кто был репрессирован из белорусов за пределами - 1,5 млн., т.е. более 10 % населения".
Антони Галински (Польша): "Наша комиссия выявила, что при наступлении немцев в июне 1941 г. проведены массовые расстрелы заключенных в тюрьмах: в Ошмянах - 3 тыс., в Полоцке - всех заключенных, из минской тюрьмы вывели 18 тыс. заключенных, которых расстреляли в 30 км от города в лесу. Это были поляки, евреи, татары, граждане Западной Беларуси, т.е. Польши. Поэтому мы этим занимаемся".
Пока я пыталась осмыслить факт расстрела в течение одного дня 18 тыс. человек (где только столько патронов нашлось у конвоя? Как такое огромное количество человек смогли захоронить в тот же день, заранее, что ли, рвы выкопали, зная раньше Сталина о начале войны? Вот это разведка у простых тюремных начальников и конвойных! А тот факт, что вся Беларусь была захвачена немцами всего за неделю?). На трибуну вышел Валентин Гефтер (Россия, Москва, общество "Мемориал"). Он уточнил жуткие сведения историка из Польши: "Мы занимались документами в отношении тюрем в Белоруссии. В Ошмянах, Глубоком, Минске проводилась эвакуация заключенных в начале войны. В Ошмянах было расстреляно 30 человек, в Минске - 209 человек. Всего по республике из всех тюрем - 1 тыс. человек, а не те цифры, что указала выступающая из Польши. В большинстве тюрем не проводилось эвакуации. Их просто оставляли, заключенные разбегались". Шум в зале прервал это уточнение. Публика была явно недовольна въедливым российским исследователем. Он настолько не вписался в этот "бомонд", что был освистан, затопан, захлопан и фактически согнан с трибуны. В своем выступлении он призвал ученых подходить к анализу объективно, проводя исторические параллели и параллели с преследованиями политических противников в других странах СНГ. "Ваш режим я бы охарактеризовал как мягкий авторитарный режим". Вот на этих-то словах и начался вселенский гвалт! Конечно, шишка на своей голове всегда болит сильнее, чем отрубленная голова у кого-то в Чечне или в Туркмении!
...Из выступления Татьяны Протько, председателя белорусского хельсинкского комитета, кандидата исторических наук: "Современное состояние я бы охарактеризовала как переход к тоталитарному режиму, созданы благоприятные условия для массовых репрессий. Это подобно тому, что происходило в 30-е годы. Весной 1996 и 1997 г. тысячи людей были посажены в тюрьмы за инакомыслие. Это вызвало сопротивление, появилась сеть свободных СМИ. Идет новая волна репрессий. Особенно они жестоки в отношении БНФ. Сегодня вас могут наказать за то, что вы идете по проезжей части, а не по тротуару, за надписи на фасадах здания и на заборах. Можно ли подать в суд на Лукашенко за то, что он публично назвал молодофронтовцев фашистской организацией?".
Конечно, если бы это говорила не особа с научными званиями, а некая дамочка из деревни Заваляевка, которая не знает, что по проезжей части ходить не положено, а рисовать на фасадах и заборах любые надписи всегда считалось хулиганством, даже если там было написано "народное" слово всего лишь из трех букв! Но это вещал кандидат наук!
...Сразу после ее заявления был зачитан пресс-релиз, присланный из Госдепа США, подписанный его пресс-секретарем Джеймсом Рубиным. Он и США в его лице тоже осудили "репрессии в отношении двух подростков, сделавших надписи на фасадах".
Среди выступавших была и гражданка США, доктор психологии Энн Спектор, специализирующаяся, по ее словам, на реабилитации жертв политических и иных репрессий. Как психолог, она очень профессионально подвела зал к той мысли, что "белорусы очень пассивны", и она видит в этом "эффект многолетней травмы от непрекращающихся репрессий".
Апофеозом этой конференции стала реабилитация жертв репрессий. Так вот, к жертвам отнесли тех, кто "боролся за независимость Беларуси" в составе БНР, провозглашенной с приходом немцев в 1918 г., а также тех, кто сотрудничал с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны.
...Алексей Литвин, кандидат исторических наук из Минска, также не утруждал себя научными определениями, описывая репрессии в годы Второй мировой войны, естественно, только большевистские: "Репрессиям были подвергнуты миллионы граждан Беларуси, военнопленные, дезертиры, сотрудничавшие с оккупантами в силу разных причин, белорусские националисты, которые с помощью немцев хотели создать Белорусское государство... В первую очередь были подвергнуты репрессиям те, кто служил в полиции, был старостой или воином белорусской самообороны. Осуществляли репрессии и партизаны - расстреливали тех, кто сотрудничал с немцами. Требуется реабилитация всех этих жертв. Они выступали и боролись за независимую Беларусь!".
Вот так-то! Сожженные в Хатыни белорусы - это, по определению наших "незалежников", не жертвы. Жертвы - сжигавшие их полицаи. Вот для них-то и требовали реабилитации и государственных (!) льгот на все, что только можно. Помните слова Василя Быкова о "самых святых и праведных"? Вот они и обнаружились.
Конференция приближалась к окончанию, когда на сцену по недосмотру организаторов вышел Ч.И.Высоцкий, секретарь ЦК компартии Литвы, организатор Международного комитета против политических репрессий в Литве, имеющий в Беларуси официальный статус политического беженца, приговоренный в Литве к смертной казни за принадлежность к компартии. Он рассказал о политических преследованиях за убеждения в Литве (коммунистам - 15 лет тюрьмы с полной конфискацией имущества или смертная казнь), репрессиях против белорусов и поляков вплоть до запрета на работу. Призвал поддержать борьбу за освобождение томящихся в тюрьмах Литвы Бурокявичуса и Ермолавичюса, других политических узников, в том числе белорусов. Ответом ему был крик, топанье, улюлюканье, которое заглушало последние слова благодарности президенту Лукашенко за поддержку политических беженцев. Но "малина" единомыслия была сильно подпорчена. Куда там тягаться каким-то там Шереметам с человеком, приговоренным за свои убеждения к смертной казни и постоянно находящимся в опасности. Сегодня, сейчас...
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199812/?12_6_4