(В.В.КУЗНЕЦОВ, г. Мытищи)
В.С.Бушин пишет, что, узнав об открытии памятника Николаю II, сразу подумал: "Взорвут, обязательно взорвут!" ("Дуэль" N 15).
Конечно, уже сама нахальная надпись на постаменте (скульптор почему-то мнит себя русским народом) делала этот монумент весьма вероятной мишенью каких-нибудь группировок крайнего толка либо затейливых провокаций. Взрывчатки и взрывников в наше лихое время хватает, а увековеченные в металле и камне исторические фигуры то и дело падают с пьедесталов. Но, может быть, стоит отвлечься от политконъюнктуры и посмотреть на продукт творчества Вячеслава Клыкова с другой, чисто эстетической стороны?
Вглядимся в этот "шедевр": крайне спорная личность, человек с трагичной судьбой как будто в насмешку слеплен в помпезно-парадном стиле, у него нет ни характера, ни лица. Типичный оловянный солдат с короной на голове, металлическая болванка - в пышной мантии, со скипетром и державой.
Жаль, что Николая II в исполнении г-на Клыкова не установили, как намечалось, на Боровицкой площади: Лужков в последний момент отказался, сослал несчастного императора на МКАД, на глухой пустырь, а подмосковные власти не смогли отпихнуться. На самом деле памятник мало кто видел, лишь жители близлежащих районов Москвы и Мытищ время от времени проходили по этой придорожной степи, но не "каяться" к медному "государю". Нет, к нему не было "народной тропы", она вела (да и сейчас ведет) совсем не туда - к оптовой ярмарке продтоваров.
Вот если б клыковскую скульптуру воздвигли в центре столицы, как было по первоначальному плану, то она бы наделала много шуму, подвергшись самой разносторонней оценке, причем вместе с самой идеей "народного покаяния". Какова статуя - такова и идея, уверен: клыковский Николай ни в чем бы не уступил самому церетельевскому Петру, а их авторы, безусловно, стоят друг друга.
Да, мощный интернациональный дуэт ("русский сын и сын грузина") господствует в скульптурном жанре Москвы в лужковско-ельцинскую эпоху - прямо как Леонардо и Микельанджело в свое время. И Вячеслав, и Зураб обладают бесспорным даром - водить дружбу с начальством, причем первый - со всем, какое только бывает, в т.ч. "оппозиционным", В.Клыков - член руководства НПСР.
И околозюгановский "патриот", и славный грузинский "маэстро" владеют тонким искусством - умеют "поставить себя" в номенклатурной среде. Но на этом их таланты кончаются, и все-то у них выходит что-то вроде девушек-физкультурниц с веслом или кошек-копилок из фаянса, хотя внешне эти "художества" могут напоминать кого-то из прежних царей или, скажем, маршала Жукова верхом на стройном коне.
А все ж взрывать такую халтуру, право, не стоит, придет время - снесут.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199720/?20_7_2