ДЕРЖАТЬ УДАР!

Mar 27, 2007 12:41


ДЕРЖАТЬ УДАР!

Он сказал: довольно полнозвучья, -
Ты напрасно Моцарта любил:
Наступает глухота паучья,
Здесь провал сильнее наших сил.
О. Мандельштам



Публицист, поэт и критик В.С. Бушин занимает особое место в общественно-политической жизни.

В его лице русская критика сохраняет историческую преемственность, продолжает и развивает традиции, заложенные Белинским.

Особенностью его дара является обстоятельность и аргументированность; самые нелицеприятные оценки, смелое освещение темных сторон нашей действительности учат здравомыслию.

Свержение лжекумиров, дерзкое срывание всех и всяческих масок особенно важны в наше мутное время. Как и всякому большому таланту, В.С. Бушину не всегда удается избегать творческих издержек - его оценки порой чрезмерно резки, пристрастны.

Но это тот случай, когда недостатки продолжают достоинства и сообщают своеобразие личности литератора.

Недавно («Дуэль», №35, 2006 г.) В.С. Бушин по-свойски, без околичностей осветил жизнь и творчество поэта и члена редколлегии «Нашего Современника» В. Сорокина.

Ю.И. Мухин любезно предоставил в №43 «Дуэли» место ответному слову отважного поэта русского В. Сорокина.

Столь значительное событие побудило Ю.И. Мухина попросить читателей быть арбитрами в разногласиях между нашими патриотами.

Задача не вполне тривиальная. Здесь легко увязнуть в частностях, утонуть в долгом и нудном разборе деталей. То, что уместно для толстого журнала, не годится для газеты.

Но в этом же есть и преимущество - заставляет авторов концентрироваться на главном.

Если В.С. Бушин неукоснительно следует классическим традициям, то В.В. Сорокин явил нам образец патриотического постмодернизма.

С детской непосредственностью отважный русский поэт карабкается по бороде В.С. Бушина; головокружительная высота открывает взору горящему ландшафты исторических пространств, поэт рискует сорваться… Но заботливая рука Евтерпы, поэтической музы, хватает отважного поэта за… и поднимает его все выше и выше, до самых высоких высот всемирно-исторических обзоров.

Десятки миллионов долларов и швейцарских франков в карманах пролетарских вождей, увеличение рождаемости Слиски, Хакамады и Жириновского, угробление России, звон и плач колоколов обнищавших православных церквей, 100 тысяч покойных наркоманов и 45 тысяч беглых девушек, лай на митрополита Иоанна - какое русское сердце не содрогнется перед морем безмерных страданий!

Есть творения, читать которые можно только по стойке смирно.

Нежная ранимая душа поэта Сорокина помнит и тех, кто помог ему стать свободным и отважным поэтом русским. Она благодарно перечисляет 25-26 богов советского поэтического Олимпа.

Простой русский витязь А. Байгушев «взломал гранитную стену антирусского молчания вокруг» отважного поэта. Долой штампы зловещего, гробового молчания!

Картину грандиозной битвы титанов, где батальные цены призывов исключить из партии сменяются кровопролитными сражениями за судьбы лауреатских премий, отважный русский поэт лирически смягчает «широкой ходьбой среди родного русского народа».

В гуще родного народа на Черкизовском рынке города Москвы имеет место народно-патриотический плач старой русской интеллигентки с раскладным платочком и рюмашечкой самогонки, с ностальгией по Есенину…

Я с некоторым опасением жду, когда шедевр Валентина Сорокина попадется на глаза потсмодернисту Д. Пригову.

Тот от зависти откусит себе пальцы и съест свою тень.

Товарищ Бушин вдохновил поэта Сорокина на создание выдающегося произведения патриотического постмодернизма. Спасибо обоим.

Что же все-таки происходит?

Передо мною декабрьский номер «Нашего Современника» 1990 года. Тираж 488 800.

Тираж «Нового Мира» достигал 2 700 000. В месяц.

Перестройка дала возможность советской интеллигенции выговориться, вдоволь начитаться.

Было сказано все. Сегодняшние тиражи толстых журналов едва ли доходят до 10 тысяч.

Фактически их просто нет.

«Литературная Газета» периодически делает обзор останков.

Читать тошно. Скучно и противно.

Союз Писателей СССР тихо саморасчленился.

Потому что в массе писатели и поэты никому, кроме родственников и собратьев по тусовке, не нужны.

К читателям сегодня пробиваются либо самые талантливые литераторы, либо самые упорные и предприимчивые.

Во время наивысшего читательского спроса общество ждало нового решающего слова, которое должно было родиться в среде творческой интеллигенции; все с надеждой взирали на писательский и поэтический генералитет, окопавшийся в секретариатах СП  и в редакциях толстых журналов.

Потому что статус члена Союза писателей был непомерно высок, писательское сообщество было окружено аурой государственной значимости, силы. Ожидание не оправдалось.

Осталось писательское начальство с кучкой приверженцев. Они пыжатся изображать литературный процесс, околачиваются у кабинетов начальства радио и телевидения, грызутся за имущество, частично ассимилируются в агитпроп партийных и олигархических шаек.

Тоска и беспросветная пошлость существования оживляются презентациями, юбилеями, взаимными награждениями. И никому они не нужны.

Вернемся к нашим героям. В.С. Бушин называет вещи своими именами, выполняет профессиональный и гражданский долг. А Сорокин?

Он не умеет держать удар.

Мухин, Проханов, Ходорковский держат удар. Потому что они бойцы.

Сорокину надо учиться. Учиться, учиться и учиться… В чем желаю ему успеха.

Ю.Л. БАТУЛИН

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200713/?13_7_4

200713, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, Ю.Л. БАТУЛИН

Previous post Next post
Up