ДУЭЛЬ - НЕ ПРАВА

Aug 26, 1997 12:32

(В.Р.ШУРЫГИН, Москва)
Уважаемая редакция "Дуэли"! До знакомства с 12-м и 13-м номерами за этот год считал вашу газету самой интересной и самой объективной. Появление в этих номерах статьи "Село Завидово и его обитатели" заставляет сомневаться в вашей беспристрастности.

Ведь если верить этой статье, роль президента в нашей стране может исполнить любой случайный, безграмотный, никчемный мужик, вытащенный из какого-нибудь подвала, чердака или ЛТП, помытый, приодетый и помещенный в Кремль в окружение помощников, советников, пресс-секретарей, переводчиков, охранников и прислуги. И получается, что на троне сидит то ли Борька Отрепьев, то ли Гришка Ельцин, то ли просто дурак, представитель того самого распространенного племени, являющегося, по мнению Гоголя, одной из вечных российских напастей. И тогда неслучайным выглядит заявление какой-то шумейки, что она тоже запросто могла бы исполнять роль президента или, по крайней мере, премьер-министра.

Имея привычку ничего не принимать на веру (да и газета ваша - для тех, кто любит думать), я попробовал узнать мнение знакомых завсегдатаев шахматного клуба, расположенного в одном из московских парков. Умение играть в шахматы все-таки подразумевает наличие аналитического склада ума. Один из моих собеседников, Николай Георгиевич, отставной полковник или генерал, голосовавший за Ельцина, замахал руками: "Да, конечно, наворотил, но не дурак же!". Возмущение его было настолько велико, что он перестал со мной здороваться. Второй знакомый, пенсионер Александр, обладающий то ли природным, то ли приобретенным умением убеждать, кого угодно в чем угодно, глубокомысленно заметил, что на самый верх дураки не попадают. Одним словом, этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как будто не было у нас на вершине власти персонажей малограмотных, калек физических и калек интеллектуальных, людей легкомысленных, склонных к демагогии и авантюре. Между прочим, если завтра лубянские опричники убьют меня на глазах сына, Александр сумеет убедить его, что я умер естественной смертью. Третий персонаж, Олег Семенович, человек генетически осторожный, отнесся к теме как-то двусмысленно, не соглашаясь и не оспаривая, что может свидетельствовать о неопределенности ситуации, не позволяющей решительно занять ту или иную позицию. К четвертому, Анатолию Ивановичу, руководителю клуба на общественных началах, явно преуспевающему деятелю настоящего исторического момента, с такими вопросами обращаться опасно, потому что, угадывая мою любознательность, многозначительно намекнул, что может и морду набить.

Таким образом, приходится разбираться самостоятельно.

* * *

Прежде всего, хочу заметить, что как-то неловко читать ваши пассажи про то, "как Ельцин в дорогой Америке завернул за трап и залихватски помочился на шасси". Или про то, как он "повадился выбрасывать своего пресс-секретаря Костикова за борт теплоходов, на которых он время от времени кутил, когда был еще поздоровее".

Еще Чехов заметил, что настоящая культура заключается не в том, чтобы привлекать всеобщее внимание к человеку, который нечаянно пролил соус на скатерть или пописал за углом. Уверен, каждый может вспомнить не один случай, когда вдруг припрет в самый неподходящий момент. Подобный сюжет есть даже в программе "Маски шоу", где такой же представительный и умный, как Борис Николаевич, персонаж, только с усами, доведенный ситуацией до отчаяния, помочился в галифе. А ведь если бы и Ельцин доделикатничался до такой степени, то вы бы первые заорали: президент обоссался! В ситуации же, описанной в статье, нет прецедента. Ведь не на трапе же, не на виду у всех расстегнул ширинку, а отошел в сторонку и помочился на шасси, вот ведь невидаль. Да любой американец скажет: ноу проблем. А вы раздуваете: ВСЕНАРОДНОПОМОЧИВШИЙСЯ! Неэтично.

Что касается Костикова, то это случай, конечно же, серьезный, но и здесь все не так трагично. Ну юмор такой у человека. Между прочим, не тупее юмора профессионального юмориста Шендеровича, который каждую неделю демонстрируют на TV. В конце концов, возмущаться и защищать свою честь и достоинство должен сам Костиков. Но он же ничего обидного в поведении своего шефа не усматривает. Напротив, в "Известиях" за 5 июля этого года на первой полосе под заголовком "НА БОГОВ НЕ ОБИЖАЮТСЯ!" приведена цитата Костикова с его фотографией: "Обижаться на всенароднопомочившегося* президента это все равно, что обижаться на... (не падайте!) Будду, на Христа или на Моисея".

Как видите, не глупый, не малокультурный человек наш президент, как прямо говорится в "Селе Завидово и его обитателях", не "озлобленный тип со злыми кабаньими глазками, полный мелких неудовлетворенных амбиций, обиженный на весь мир", а личность, стоящая в одном ряду с Буддой, Христом и Моисеем. И, может быть, даже на ступеньку повыше. Что касается Будды или Моисея, не знаю, а вот по христианству Костиков является крупнейшим специалистом. Как-никак бывший посол при Святом престоле и на его высказывании как бы лежит благословение самого Ватикана. Даже про Сталина так не говорили. Честно говоря, я думал, что человек, голову которого озарила подобная мысль, и тот, которого выбрасывали за борт, - все же, разные люди. Но на фотографии, используя выражение любимого писателя Костикова А.Солженицына, угадывается одна и та же "шаровая коробка" с бородкой а ля Троцкий. Так что "Дуэль" здесь совершенно оскандалилась.

* * *

Можно ли всерьез воспринимать "мысли бывшего узника ЛТП", изложенные в NN 12 и 13 вашей газеты, если против говорят такие очевидные факты?

Факт первый. Конечно, при нынешнем кремлевском раскладе в высший эшелон власти люди порядочные, вроде Тулеева, могут попасть только по недоразумению. Но ведь не дураки же они. Взять хотя бы Куликова. Внешне он создает впечатление образованного, интеллигентного человека. Как-никак, доктор экономических наук. Конечно, ученое звание в нашей стране еще ни о чем не говорит, так как даже академиком можно было стать за заслуги далекие от науки. Даже в наше время "нового мышления", среди новых членов академии оказался явный шут гороховый. Но в любом случае доктор экономических наук какое-то представление об экономике все же имеет. А вот что касается аттестата о среднем образовании, то, если для получения докторской степени хотя бы формально требовалось написать диссертацию, аттестат можно было получить автоматически, даже отъявленным лоботрясам. Так что судить о средней образованности только по наличию аттестата невозможно. Кроме того, качество этой образованности сильно зависело от места расположения школы. Когда я учился в последних классах, у меня был товарищ родом из провинции, где мать его учительствовала в школе. И, тем не менее, в течение двух лет он ютился в углу у каких-то дальних московских родственников только для того, чтобы получить московский аттестат.

Точно такое же различие существовало и в области высшего образования (хотя при желании можно найти исключения). В вузе помимо обычных существовали цивилизованные, узаконенные формы лоботрясничества: занятия спортом и общественной деятельностью. Учиться таким лоботрясам приходилось в промежутках между этими главными делами жизни. Такая учеба состояла в штурмовой сдаче экзаменационных сессий. А это - зубрежка, шпаргалки, мошенничество (хотя и здесь можно найти исключения). А уж если лоботряс был активным, заметным комсомольским активистом, да еще выступал за институтскую волейбольную команду, то в зачетке многие оценки могли появляться автоматически. Подобное высшее образование имел и другой наш лидер, пятикратный национальный герой, который получил диплом, будучи парторгом института. Такие специалисты могут не иметь представления даже о законе Гука. Да им это и не нужно, потому что для успешной карьеры достаточно иметь "корочки" и партийный билет (даже понятие "корочки" подразумевает форму без содержания). Это универсальные профессионалы, которые с одинаковым успехом могут руководить оборонной промышленностью или институтом гинекологии, какой-нибудь стройкой или даже страной. Потому что в стране дураков не человек красит место, а место красит человека: "Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак". Только поэтому в критические моменты нашей новейшей истории во главе государства не оказалось ни выдающихся личностей, ни крупных специалистов, ни вообще людей порядочных.

К чему я все это говорю? А вот к чему.

* * *

Судя по мемуарам Ельцина, учился он в еще более дальней провинции, чем мой товарищ, и был порядочным лоботрясом, ухитрявшимся угождать учителям и получать положительные оценки. Поэтому я могу предположить, что школьные знания, например, моего младшего сына, лоботрясничавшего в столичной школе, на порядок выше школьных знаний лоботряса провинциального. Будучи массовым продуктом провинциальной школы, Ельцин затем стал массовым продуктом провинциального вуза, да еще при отягчающих обстоятельствах. Поэтому можно смело утверждать, что независимо от того, как была получена ученая степень министром внутренних дел, словарный запас и образовательный уровень доктора экономических наук Куликова на несколько порядков выше словарного запаса и образовательного уровня обладателя серийного инженерного диплома Ельцина.

Однако, наблюдая как Куликов и другие сановники, буквально на цырлах, приходят к Ельцину в кабинет, заискивающе ведут себя и угодливо слушают, мне трудно представить, что при этом они, в общем-то, неглупые люди, ясно видят перед собой косноязычного, малограмотного субъекта, предел интеллектуальных возможностей которого ограничивается должностью прораба или начальника ЖЭКа, и государственная деятельность которого, судя по "Селу Завидову" состоит только в том, что он "может запомнить достаточное количество предложений, чтобы потом доводить окружающих бесконечными их повторениями". Я бы не смог вынести такого унижения только ради места у сытной кормушки или даже высокой должности. А поскольку привык искать в людях только хорошее, я думаю, что и Куликов и другие его коллеги по кабинету министров вместе с Киселевым, Сванидзе и Доренко в отличие от вас видят не ничтожество, у которого как "у пьющего маразматика логика в суждениях отсутствует, так как он разучился напрягать мозг для мыслительного процесса", а воспринимают Ельцина как выдающегося политического и государственного деятеля, гиганта мысли и отца русской демократии.

В передаче "Герой дня без галстука" Куликов так прямо и заявил, что считает Ельцина мудрым человеком, не способным на опрометчивые поступки. А ведь Куликов выглядит самым порядочным и интеллигентным человеком из всей команды, включая Киселева, Сванидзе и Доренко, и ему хочется верить. Конечно, от менее грамотного Ельцина зависит - оставить его на должности или выгнать пинком под зад, но в этой же передаче Куликов признался, что не держится за кормушку и ему не нужны государственные дачи, так как свою дачу ему как бы дали возможность выкупить за бесценок, и теперь он как бы независимый человек. Таким образом, ваше утверждение, о том, что "президент Ельцин - человек малокультурный, известно всем", не корректно, так как хотя бы один культурный, совершенно независимый человек из его окружения так не считает. Да и как такой вопиющий факт мог остаться незамеченным дотошными объяснителями из ОРТ, РТР, НТВ, TV6? Заставки к "Итогам", где умного Киселева показывают крупным планом в разных задумчивых позах, когда он устремляет на вас глубокомысленный, проницательный взгляд, обозначая мыслительный процесс (интересно, на чем он сидит в это время?), убедительнее всех ваших разоблачений. Ну не может человек с такой импозантной внешностью лукавить. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Факт второй. Если вспомнить зубоскалов, кормившихся пародированием покойного пятикратного героя, то тема "маленький гигант большой политики" оказалась бы неисчерпаемым источником вдохновения для "Маленьких гигантов большого секса". Но почему-то они равнодушно проходят мимо этого кладезя юмора. Друзья мои, значит все, что описано в статье "Село Завидово и его обитатели" является плодом буйной фантазии или, как говорят в психиатрии, онейроидным бредом, и вам следовало оговориться, что редакция не разделяет мыслей бывшего узника ЛТП. Еще один обидный промах.

* * *

И, наконец, третий довод, надеюсь, отрезвит вас окончательно. Существуют ведь и более радикальные и непримиримые издания, вроде газеты "Завтра". Уж ее-то авторы никак не могли не заметить того, что уловила статья "Село Завидово и его обитатели". Между тем, тот же самый объект они воспринимают совершенно по-другому. Вот хотя бы как комментируется отставка Родионова. В этой ситуации эрудированнейший аналитик-обозреватель газеты "Завтра" (а может быть и мира!) С.Кургинян, читать которого можно только обложившись словарями, видит:

"... некий хепенинг с довольным Верховным главнокомандующим и унылыми жертвами "верховной спонтанности"... описание которой могло показаться избыточным усложнением реальности. А вот и не усложнение!!! А вот, что называется, в самый раз. Все знают, что указ по каждой генеральской должности подписывает президент. Он сам это отлично знает (?!). И находится при этом, как мы видим, не в худшей физической форме. Мобилизован! Зол!! Адекватен!!!

И кто же после этого говорит о том, что Ельцин выдохся, угомонился и в ближайшем будущем удовлетворится надзором за соблюдением правил игры? Он хочет эти правила диктовать, навязывать, менять по собственному усмотрению в произвольные моменты и делать это еще не один год с неубывающей страстностью...". ("Завтра" N 21, 1997 г.)

Для доказательства, что эта тенденция восприятия персонажа не случайна, пожалуйста, еще одна, на удачу выбранная из кучи подобных анализов, точка зрения другого постоянного аналитика этой газеты Ю.Бялого.

"Правительство нынешним "сверхусилием" выплатило долги по пенсиям. Об этом говорится как о крупнейшем достижении политики Кремля. Но в деидеологизированном и "растабулированном" политическом пространстве уже почти все понимают, что это еще не политика. Это всего лишь инстинкт самосохранения власти, умноженный на минимальную волю. Это лишь залог согласия общества некоторое время дожидаться других проявлений того же самого инстинкта. Но общество склонно дожидаться уже очень недолго, и лучше всех это понимает Ельцин с его воистину уникальным инстинктом властного самосохранения". ("Завтра", N 27, 1997 г.)

И, наконец, есть в газете "Завтра" рубрика "Клуб яйцеголовых", где ведут полемику таинственные X, Y, Z, осведомленные о кремлевской политической кухне и которые, судя по словарному запасу, тоже дураки не последние. Вот, как эти суперинтеллектуалы воспринимают интересующий нас персонаж (уверен, даже сам персонаж не подозревает о наличии у себя таких способностей).

"Вообще для Ельцина привычна политическая модель управления с противостоянием "наверху" трех различных центров: "ТЭКовский", находящийся в некоторой оппозиции к радикальной модели; связанный с ВПК "пропатриотический" центр, и, наконец, радикально-реформаторская группа, связанная с ведущей внешней силой (США). Здесь президент чувствует себя как рыба в воде и способен двигаться более-менее самостоятельно, используя своих советников и противостоящие друг другу группировки". ("Завтра" N 29, 1997 г.)

Не правда ли, очень похоже на то, как звери воспринимали усатого Тараканища в одноименной сказке?

Нет времени копаться в этих анализах, но каждый желающий может самостоятельно убедиться в закономерности процесса. Случайным здесь выглядит точный психологический штрих, промелькнувший в коротенькой заметке Н.Анисина, где он упоминает хрестоматийного мужика, который, ежели бы стал царем, то сидел бы целый день на завалинке и бил всякого, проходящего мимо, по морде без всяких там "управлений по тенденциям" и других тонких штучек.

одолжение следует)

* Написано: всенароднопомочившийся, - следует читать: всенародно избранного.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199717/?17_8_1

199717

Previous post Next post
Up