ПОЛЕТЫ ЛЕБЕДЯ ВО СНЕ И НАЯВУ

Mar 25, 1997 12:51

(А.А. БРЯНСКИЙ, В.К. ЗМИЕВ, А.И. КОЛЬЕВ (Эксперты "СВР-центра") )

"Дурак на поле - хуже динамита"

(В.Лобановский, футбольный тренер)

Мания величия создает из социально активного дурака прекрасную фишку для игр политических негодяев и шуллеров, радостно ловящих подобных "харизматчиков" в проверенные временем сети с тем, чтобы направить энергию его зазнайства и самолюбования в нужное им русло, не давая ему возможности убедиться в бездарности своих "гениальных" затей.

Весьма тепичным и заранее предсказанным примером подобного, на наш взгляд, является история "хождения во власть" Александра Лебедя, который, будучи движим благим чувством "обиды за Державу", незаметно для самого себя, с головы до ног запутался в хитро расставленных сетях отпетых проходимцев. Прямолинейного, как железнодорожный рельс, генерала оказалось весьма просто "проложить" в нужном направлениии, а уж дальше можно было не сомневаться: незыблимый в своем "стоянии за правду" генерал даже и не заметит, в какую сторону он мчится на всех парах, - главное, чтобы прямо, неуклонно и к горизонту.

Чубайсовские технологи, поднаторевшие в искусстве дворцовой интриги, за полгода избирательной кампании сумели так "перенастроить" глаза честного и решительного генерала, что "сектор обзора" его сузили до размеров смотровой щели в башне тяжелого танка, через которую не видно ничего, кроме конкретной цели.

И когда его, популярного генерала, сумевшего, благодаря народной любви к сплеча-рубакам, занять третье место в президентской гонке, втащили во власть и усадили в кресло секретаря Совета Безопасности, он окончательно уверился в том, что никто и ничто не сможет более вышибить его из башни, и что отныне он уже есть самодостаточная политическая фигура полуверхнего уровня. Не учел он только, что оказался весьма удобным одноразовым предметом (эдакая "большая суковатая укоризна") для "сноса" группы силовиков (Коржакова-Барсукова-Сосковца), а заодно и давно переслужившего свое министра обороны Грачева. При этом сам генерал был искренне уверен, что действует по собственной инициативе, реализуя свои личные политические и человеческие убеждения. На деле же "суперчестный и прямой", как оглобля, свежеиспеченный секретарь Совета Безопасности расчистил своим атлетическим торсом дорогу наверх шайке негодяев, тому политическому клану, который преследовал цели, прямо противоположные декларированным Лебедем в своей предвыборной программе.

Популярность Лебедя в народе объяснялась не столько запоминающимся образом и (что есть - то не отнять) незаурядным даром литературного экспромта, сколько памятью об остановленной генералом войне в Приднестровье. Оказавшись в двойном капкане своей новой должности и некоторых непродуманных предвыборных лозунгов, Александр Иванович уткнулся в то, что единственный способ не потерять свою долго и нежно лелеянную "харизму" - это немедля предпринять нечто не менее глобальное на том же поприще миротворчества.

Совершенно необходимо оказалось Лебедю умиротворить Чечню. Пусть не сразить сепаратистскую гидру в честном бою, так хоть накормить досыта, чтоб задрыхла с обжорства и отстала... И пофигу государственные интересы и державные лозунги. Вот из таких соображений и случился Хасавюрт. "Миротворческая" деятельность генерал-секретаря навеки превратила это доселе никому не ведомое географическое понятие в символ русского национального позора, в синоним самого позорного, из когда-либо заключенных Россией, мирного договора.

Команде же кремлевских администраторов только того и надо было. Лебедь к этому моменту уже был использован ими до конца: и для расправы над конкурирующей группировкой, и для подписания непопулярных договоров с чеченцами. Одновременно они обезопасились от него и на некоторое обозримое будущее, лишив наиболее активной части электората. Генерал "спекся", и пора было от него избавляться. Это было с блеском проделано с помощью другого дурака (простите, - генерала), так же точно позволяющего себя использовать - господина Куликова, которому был подброшен заведомо бредовый компромат о якобы готовящемся Лебедем вооруженном перевороте. Куликов, вполне оправдывая мнение интриганов от власти о своей недалекости и генеральскости, радостно огласил этот бред с трибуны, а спешно гальванизированный по такому случаю Б.Н. перед окном телекамеры списал использованного Лебедя.

В результате упертый и недалекий генерал, казавшийся всем принципиальным и несгибаемым, стал пешкой в чужой игре, "дураком на побегушках", которого постоянно подставляют под огонь критики и насмешек. То он срывает аплодисменты на инаугурации Аслана Масхадова, "подставляясь" под ядовитое киселевское "Аллах акбар, Александр Иванович!", то, пойдя на поводу у собственных политических амбиций, позорится на церемонии повторного восшествия в Белый Дом Клинтона, то олицетворяет собой в Париже классический и уже подзабытый образ "русского медведя" (как бы приглашая Премьер-министра на новую медвежью охоту).

Казалось бы, горькая и поучительная история пребывания в Кремле, выстроенная по схеме "Упал - отжался - взлетел - вляпался", должна была бы образумить нашего героя. Но - нет! Не свойственно дуракам учиться на ошибках, не только на чужих, но даже и на своих собственных. Как только дело запахло новыми - внеочередными, выборами, Александр Иванович вновь гордо взреял к небесам и самозабвенно принялся курлыкать о "спасении Отечества". Однако даже генерал не может не понимать, что прежнего имиджа и прежнего электората ему уже никогда не вернуть. В его патриотизм и государственничество никто уже более не поверит. В результате Лебедь волей-неволей обречен волочиться на поводу у своих новых "пристяжных", - тех самых "радикал-либералов".

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199706/?6_2_7

199706

Previous post Next post
Up