(В. СМИРНОВ
)
В декабрьские дни мрачного юбилея - пятилетия раздела СССР - уместно еще раз вспомнить о нашем ближайшем соседе - КНДР, долгие годы шедшим вместе с Советским Союзом одним путем, да и теперь продолжающим им идти. Уместно хотя бы потому, что по той формальной логике, которой теперь обосновывают "закономерность" развала СССР - "застой" в экономике вследствие ее нерыночного характера, непосильное бремя "холодной войны", устаревшая идеология коллективизма вместо борьбы за место под солнцем индивидуалов "свободного общества" - все это должно было бы привести скорее к ликвидации КНДР, страны небольшой и потому несравненно более ограниченной в ресурсах и производственном потенциале, чем СССР.
Однако, произошло как раз наоборот, и более того, КНДР продолжает стабильно развиваться. Во всяком случае, ни от кого из ее заведомых недоброжелателей еще не приходилось слышать, что в народной Корее стало хуже жить, чем пять или десять лет назад; в отношении же ельцинской России - это аксиома, уже не требующая дополнительных подтверждений.
В этом месяце КНДР тоже отмечает юбилей, правда, совершенно другого рода: 24 декабря исполняется пять лет со дня назначения Ким Чен Ира Главнокомандующим Корейской народной армией. Проводятся торжественные собрания, в корейской прессе печатаются статьи о выдающемся полководце и военном стратеге Ким Чен Ире, его вкладе в военную доктрину и теорию.
У неискушенного российского читателя может возникнуть резонный вопрос: о каком полководческом даре может идти речь, если с 1953 года КНДР ни с кем не воевала? Сам Ким Чен Ир застал окончание корейской войны в 11-летнем возрасте, а боевыми действиями против американских войск руководил его отец - Ким Ир Сен. Тем более, какое военное искусство нужно КНДР сейчас, когда на нее вроде бы никто не нападает, а Южная Корея - США твердят только о самообороне и даже отгородились от КНДР 240-километровой железобетонной стеной?
Между тем, на Советский Союз тоже вроде бы никто не нападал, однако сейчас, после пяти лет "политики реформ" ельцинского образца ее результаты - как во время нашествия, сравнимого со Второй мировой войной. Правда человеческих жертв несравнимо меньше (хотя и те, что есть, говорят о том, что с концом Советского Союза мирное время у нас кончилось), зато разрушение страны гораздо значительней и ощутимее. Очевидно, что когда падение производства в России большее, чем в пору, когда немцы стояли под Москвой, о каких-то просчетах в реформах продолжающихся пять лет подряд говорить смешно. Любое нормальное правительство прекратило бы их по результатам первого же "реформистского" квартала.
Однако, этого не происходит, и потому стоит задать себе классический вопрос - кому это выгодно? Явно не России и не ее правительству, если бы оно было действительно российским. Значит оно отстаивает чужие интересы. Чьи - не трудно догадаться.
Самую настойчивую и постоянную поддержку тому, что твориться в России, и непосредственно тем, кто это творит, оказывают США. С одинаковой последовательностью они добивались вначале сдачи советских позиций в Европе путем развала Варшавского договора, затем раздела СССР, далее свертывания всех ключевых отраслей национального производства путем кредитной игры, перешедшей в прямой диктат полностью зависящего от США Международного валютного фонда, и, наконец, все это время активно стимулировали все виды возможных конфликтов на территории СССР: Чечня, Украина, Таджикистан-Афганистан и далее везде.
Работая все более открыто и явно на разрушение России, параллельно нарастала непосредственная (в смысле непосредственно на лапу) поддержка российской правящей верхушки: начавшись с банальных взяток горбачевской эпохи она вылилась в апофеоз многомиллиардных вливаний в президентскую кампанию г. Ельцина.
Результаты этих действий США сравнимы с войной, ведущейся против России, ею они по сути и являются. Ведь главное в ней - не частота взрывов, а разрушительный эффект, который достигнут.
Я напоминаю эти широко известные факты лишь для того, чтобы проанализировать, как и ради чего США ведут сегодня свои горячие и холодные войны, и чем им можно в них противостоять.
Нетрудно заметить, что сегодня практически ни один конфликт в мире не обходится без их участия. Способы вмешательства в них США позволяют выявить ряд закономерностей.
Во-первых, подобно крыловской мартышке, они предпочитают загребать жар из огня чужими руками. Продолжающаяся десятилетиями подпитка моджахедов, а затем талибов в Афганистане, южнокорейского и южновьетнамского режимов, подтягивание в пекло сербской или антииракской войны европейских союзников США в конечном счете имели одну цель: как бы сделать так, чтобы за американские интересы подрался кто-то другой. Это достаточно специфично даже для западного мира: например, Франция во время конфликтов в своих бывших африканских колониях или Англия во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова всегда действовали сами, а не пытались подставить под пули кого-либо из своих союзников.
Во-вторых, если уж подставить никого не удается, более или менее успешно США могут действовать лишь при подавляющем преимуществе в численности и технике, как, например, при вторжениях на Гренаду или в Панаму. Американский идеал боевых действий можно увидеть в любом из расплодившихся на нашем экране произведений заокеанского агитпропа: защищенные со всех сторон броней и потому чувствующие себя в полной безопасности молодцы безжалостно крошат изо всех видов оружия попавшихся им под руку туземцев. Однако, там, где боевой дух сопротивления высок, броней уже не обойдешься, и в стойкости в бою янки проигрывают и вьетнамцам, и сомалийцам. Зная это, они не рискуют вторгаться ни в Сербию, ни в Ирак, ни в Иран, несмотря на большое желание и явное материальное превосходство.
Поэтому третья особенность войны по-американски в том, что главные усилия по подготовке непосредственно боевых действий, так сказать первая фаза войны, состоит в разложении противника, разжигании у него внутренних конфликтов, подрыве его военной и экономической мощи, веры в правоту своего дела, что, собственно, и является боевым духом войск. Параллельно ведется обработка населения всеми видами американской пропагандистской продукции, в которой США неизменно предстают эдакой белой овечкой, беззаветно борющейся за свободу всюду, где попадется, из чисто платонической любви к ней.
В этой особенности состоит своего рода американское ноу-хау в военной науке, их экономико-идеологическая "нейтронная бомба".
Лучшим примером ее применения является, конечно, Россия, но не она одна. Таким же образом США действовали в Ливии, Ираке, Сомали, Панаме, да всех и не перечесть.
Главным же является основной мотив этих военных и предвоенных действий. Еще нигде США не были замечены в том, чтобы вести такую необъявленную войну "даром", во имя неких абстрактных идеалов свободы и демократии, если за ними не просматривалась непосредственная материальная выгода. Классический пример - Россия, выпрашивающая подачки у МВФ, и в то же время кредитующая США на миллиарды долларов за счет зеленых бумажек, выпускаемых Федеральным казначейством США, которые циркулируют у нас в стране, не говоря уже о сырье, которым Россия снабжает всю западную экономику. Тот же меркантильный интерес прослеживается в Ираке-Кувейте по нефти, Юго-Восточной Азии - по минералам, Сербии-Боснии - как еще одному полюсу потенциального влияния России, потуже затягивающему на ней аркан.
Проще говоря, основной мотив американских силовых действий в мире в итоге выливается в банальный грабеж и потому всем, кто испытал его на себе, есть смысл поучиться у тех, кто смог ему противостоять и успешно противостоит до сих пор.
То, что Северная Корея является постоянным и бессменным противником для США в их то холодной, то горячей войне, известно уже с 50-х годов. За эти почти полвека КНДР накопила бесценный опыт успешной защиты от американских посягательств поскольку она обеспечивает свое развитие, несмотря на пятидесятилетнюю блокаду.
В конце 1991 года, с разрушением Советского Союза и воцарением на его обломках проамериканского режима стратегическая ситуация для КНДР серьезно изменилась, в первую очередь за счет обрыва экономических и военно-технических связей, соединявших ее с СССР десятилетиями. Именно в это момент Ким Чен Ир стал Верховным Главнокомандующим корейской армией и на него, соответственно, легла конечная ответственность за то, устоит ли независимая Корея против США или нет.
Излишне говорить, что все описанные выше методы холодной и полугорячей войны против КНДР применялись и применяются США, тем более что у них под руками для этого находится собственный колониальный резервуар - Южная Корея. Интересными для нас являются не сами эти методы - они тиражируются по единому образцу во всем мире, а то какое противодействие им находил Ким Чен Ир.
В первую очередь развал СССР повлиял на снабжение КНДР топливом, поскольку собственной нефтедобычи у нее нет, а гидроэлектростанции строить крайне непросто, ввиду того, что большая часть поверхности Кореи - горы. Естественно США полагали, что при таком внезапном повороте событий экономика КНДР просто встанет, и тогда ее можно будет брать голыми руками.
Однако Северная Корея нашла разумный выход - резко форсировала свою ядерную программу с тем, чтобы обеспечить энергонезависимость за счет атомного топлива.
Поняв, что КНДР не блефует и действительно готова запустить в ближайшее время свои реакторы, США развернули пропангандистскую кампанию о северокорейской атомной бомбе, причем подтекст этой кампании состоял в том, что поскольку в мире появилось государство - ядерный террорист, самое время применить к нему международные силовые санкции.
Идея была проста: либо КНДР откажется от атомной энергетики и тогда задохнется от энергетического кризиса, либо удастся подбить своих сателлитов повоевать за американские интересы в Северной Корее.
Здесь нужно пояснить две позиции.
Во-первых, ядерные реакторы самых простых, "классических" схем действительно способны нарабатывать оружейный материал. И вполне вероятно, что КНДР в ситуации энергетического кризиса пошла бы по наиболее быстро осуществимому пути, как любое другое государство на ее месте.
Во-вторых, если бы у КНДР было желание иметь ядерную бомбу, она бы давно ее произвела, с советской или несоветской помощью или без таковой. Во всяком случае квалифицированные специалисты и природные запасы урана у нее для этого имеются. Только зачем КНДР эта бомба? Средств доставки, чтобы бросить ее, например, на США у Кореи все равно нет, да она и не стремится их создать. Бомбить Южную Корею, с которой она уже почти 50 лет стремится объединиться - глупо, свою собственную территорию - еще глупее. Короче, вся история с бомбой не выдерживает простой проверки на здравый смысл.
Между тем, в этой ситуации Ким Чен Ир повел себя вполне определенно и энергично: объявил о выходе КНДР из Договора о нераспространении ядерного оружия (который создание корейских реакторов могло нарушить) и издал приказ армии о переходе на полувоенное положение, то есть максимальную боеготовность. Это означало, что если США попробуют осуществить свои угрозы на деле, им еще раз придется повторить опыт корейской войны. Видимо, этот опыт вызывал у них не самые радужные воспоминания, поскольку после такой реакции Ким Чен Ира, вопрос о силовых санкциях как-то отпал сам собой.
Любопытно, чем в итоге закончилась эта история с силовым нажимом на КНДР по поводу несуществующей бомбы. США, под личные гарантии президента Клинтона обязались поставить и установить "под ключ" две современных ядерных ТЭЦ, не вырабатывающих плутоний, а до тех пор, пока они не будут установлены, то есть до 2003 года, поставлять в КНДР мазут для теплоэлектростанций, в количестве, эквивалентном электроэнергии, которую будут вырабатывать АЭС.
Как ни трудно в это поверить после всего того, что произошло в России, но в корейском случае Ким Чен Ир стратегически переиграл США, а не наоборот.
Другой пункт постоянного военного давления на Северную Корею - военные учения "Тим спирит", возобновленные в 1993 году южнокорейской армией совместно с США. Тот, кто видел репортажи об этих учениях в теленовостях, наверное, обратил внимание, что на них постоянно отрабатывается по сути один маневр - высадка морского десанта, что трудно посчитать оборонительной операцией. Фактически, учения - это ежегодная репетиция военного нападения на КНДР, к тому же понятно, что когда для этих учений у берегов Кореи собирается американская военно-морская армада, то только в последний момент становится ясно, очередная ли это тренировка, или уже само нападение.
Ответом на эти угрозы может быть только боевая подготовка Корейской народной армии, руководство которой - обязанность Верховного Главнокомандующего. И здесь Ким Чен Ир смог трезво оценить силы противника и КНА, чтобы определить оптимальную стратегию вооруженного отпора превосходящему противнику.
Сейчас в Северной Корее военной подготовкой охвачены все, и мужчины и женщины. Служба в армии, как и у нас когда-то, - почетная обязанность, с той лишь разницей, что в Северной Корее, в отличие от нас, она не только ею считается, но и является. Во всяком случае, служат корейцы в армии охотно, и свою форму носят с удовольствием и в неслужебное время. Слово "дедовщина" на корейский даже не перевести, ввиду отсутствия чего-либо похожего в армейском обиходе.
Все это говорит об одном - с боевым духом у КНА все в порядке, а идеологическая компонента американской "войны на разложение" для Северной Кореи совершенно недейственна. Учитывая печальный опыт России, особенно в Чечне, не вызывает сомнения, что поддержание такого боевого духа КНА - стратегический успех Ким Чен Ира.
Тактика обороны Кореи, которую проводит Ким Чен Ир, формулируется как "один к ста". Реально это означает, что армия готовится к борьбе с заведомо превосходящим противником, опираясь на помощь населения, то есть готова сражаться с ним как в регулярных формированиях, так и индивидуально, на уровне отдельного самостоятельно действующего бойца. Для американцев, если они попытаются высадятся в Северной Корее, это гарантирует возможность почувствовать "землю, горящую под ногами", если они уже забыли это чувство после Вьетнама.
Конечный итог боевой подготовки Корейской народной армии таков: до сих пор "Тим Спирит" так и остаются учениями за счет американских налогоплательщиков и никак не могут перерасти в завершающую фазу покорения КНДР с последующим грабежом по российскому образцу.
За пять лет своего верховного главнокомандования Ким Чен Ир проявил то, что, собственно, требуется от высшего военачальника страны - умение защитить ее от врагов без потерь и поражений. Он в совершенстве овладел стратегией не той войны, о которой пишут в учебниках и мемуарах, а той, которая реально ведется сейчас, и в ней сумел одержать ощутимые для народной Кореи победы.
Главный компонент его успеха в военном противоборстве с США - последовательные и решительные шаги, и потому его противник, зная об этой решимости, уклонялся от боя первым.
Может кому-то покажется, что в этих действиях ничего особенного нет - ну, отдан приказ о полной боеготовности, заявлено о выходе из договора - какая тут стратегия?
Тогда попробуйте прикинуть на российские условия: предположим США вопреки Договору о противоракетной обороне запускают свою систему стратегической ПВО, или объявляют о расширении НАТО до Нарвы. А нынешний российский Верховный в ответ заявляет о выходе России из Договора по ПРО или принимает действительно "адекватные меры" по защите российской территории от непосредственной угрозы нападения.
После того, что он уже сделал за эти пять лет, Вы в это верите?
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199701/?1_3_2