(Михаил АНТОНОВ
)
Национальная идея - требование дня
Хотя и "справа", и "слева" нас уверяют, что Россия в ХХ веке исчерпала лимит на революции и гражданские войны, становится все более очевидным, что из нынешнего развала страна не может выйти эволюционно, шажками. Да, и по большому историческому счету - революция продолжается: импульс, полученный русской нацией в октябре 1917 года, не исчерпал себя, а только начинается. Революция эта непрерывная (можно было бы сказать, перманентная, если бы Троцкий не опошлил это слово), подобно тому, как православие есть непрестанная духовная борьба с нападениями бесов на душу человека. И ныне революция проходит прежде всего в области духа, идей, потому что временный ее спад был вызван пробелом именно в идеологии.
Октябрьская революция 1917 года, хотя и была величайшим событием ХХ века, в корне изменившим мир, все же не имела национально ориентированной теоретической основы. Ленин буквально накануне Октября написал первую часть своего труда "Государство и революция", где, опираясь на идеи Маркса и Энгельса, отдал дань утопическим представлениям о социализме как обществе без армии, без полиции, без судов, с народным хозяйством в виде единой фабрики или германской почты и т.п. В этой программе нет и намека на какую-либо русскую идею, вытекающую из духа русского народа, - до таких мелочей марксизм вообще не опускался. А между прочим, это оказалась такая "мелочь", какая приобрела решающее значение. Огромные жертвы красного и белого террора и гражданской войны были в значительной мере следствием непонимания властями характера нашего народа - и красными с их идеей мировой революции, и белыми с попытками восстановить отвергнутый народом строй. И лишь постепенно, под давлением жизни, а значит - с большими потерями, новая власть приспосабливалась к традиционному пониманию власти в России. Однако эта работа велась вслепую, а на определенном этапе и вовсе прекратилась, что и привело к краху социализма и распаду СССР. Угнетавшийся неправильно понятым интернационализмом национализм поднял голову и порвал скрепы, соединявшие братские народы. Вот почему разработка теории постсоциализма, учитывающей особенности разных наций, то есть подведение под революцию идейного фундамента - сегодня задача номер один. Не хоронить революцию, не превращать ее только в достойное почитания событие прошлого, а идти дальше, двигать революцию в направлении народных идеалов - вот дело подлинных патриотов России.
И ныне каждому политику думающему о России и ее будущем, прежде всего нужно учитывать некие константы русского народного характера, без учета которых даже самое логически безупречное теоретическое построение окажется домом, сооруженным на песке.
Здесь русский дух...
Наш великорусский этнос начал складываться на рубеже XII-XIII веков и притом на идее государственности в самом крайнем ее воплощении. По форме это государство выглядело воплощением бюрократизма (царь и всевластие чиновников), а по образу жизни представляло собой ориентированную на выполнение какой-то сверхзадачи орденско-монастырскую систему социалистического типа, то есть с малым влиянием наследственной аристократии и большим значением личных заслуг. С тех пор в русском сознании живет стремление к совершению великих задач и претворению в жизнь немыслимых проектов. Вот почему русских людей можно было поднять на невозможное дело - на построение самого передового в мире социалистического общества в отсталой, разоренной, нищей стране, тогда как призывы "обогащайтесь!", несравненно более, казалось бы, жизненные и требующие гораздо меньших усилий, в их среде ожидавшегося единодушного отклика не находили. Вот почему русскому народу присуща тяга к командно-административной государственности (историки называют ее "боевым строением") как гаранту достижения необычайного. Еще писатель М.М.Пришвин отмечал, что немец идеально совершает дела в области возможного, и тут нам с ним тягаться трудно зато невозможное, становящееся возможным - это стихия русского человека (позднее ту же мысль выскажет молдавский писатель И.П.Друцэ в прекрасном романе "Белая Церковь"). Отсюда и русский национальный характер, воплощающий в себе достоинство, благородство и готовность к самопожертвованию во имя высоких национальных идеалов. Командно административная система настолько сжилась с русским характером, что борьба с ней неизбежно выливается в откровенную русофобию.
Главным сословием общества, собственно, и создавшим ту Россию, которую мы знаем, было чиновничество. Чиновник блюл государственный интерес и в силу этого стоял выше любого сословия, члены которого отстаивали частные или корпоративные интересы. Потому в России не стала полностью "священной и неприкосновенной" частная собственность (ибо где начинается вмешательство чиновника, там кончаются частное право). Чиновничество составляло и составляет "гражданскую армию" в обществе "боевого строя". Ради обеспечения "военной" и "гражданской" армий и должно (в порядке выполнения патриотического долга) трудиться все население государства.
Даже романовская империя, планомерно проводившая политику европеизации России и, следовательно, повышения статуса частной собственности, не смогла уничтожить привилегированности чиновничества, а лишь попыталась его аристократизировать (по достижении определенного чина чиновник становился дворянином). Ревнители европеизации страны насаждали взгляд на чиновников как на сборище "кувшинных рыл" и т.д.
Исконная социальная организация России восторжествовала после Великого Октября, когда установившееся господство бюрократии оформилось в гениальную систему номенклатуры (что соответствовало всемирному процессу акционирования - только в государственно-политическом разрезе). Сейчас "патриоты" соревнуются с "демократами" в обличении корыстолюбия номенклатуры и тем самым показывают свое непонимание основ русского строя жизни. Можно сказать, номенклатура - это душа народа, элита, "ум, честь и совесть" своей эпохи (в смысле - какова эпоха, таковы ее и ум, и совесть, и честь). Номенклатура формировалась из всех слоев общества и, покуда была вдохновляющая народ идея, преданно ей служила. Будет достойный вождь народа, воплощающий такую идею, строгий и справедливый, - номенклатура станет служить делу, не щадя живота. Нет этих условий - чиновники живут, руководствуясь пословицей "своя рубашка ближе к телу". Не номенклатура повинна в нынешнем развале страны - верховная власть не знает, чего хочет (или хочет того, о чем нельзя открыто сказать народу). И лозунги вроде того, что в стране проведена "номенклатурная" приватизация, а нужна "народная", - это всего лишь проявление популизма. "Номенклатурный" для русского человека и значит "народный", ибо только чиновнику вменяется в обязанность следить за благосостоянием народа. Именно номенклатурная приватизация сорвала главный замысел горбачевской перестройки, ибо привела к "колхозизации" государственной собственности, а не к созданию "третьего класса" реальных частных собственников - этого главного условия построения капитализма.
Ныне уже ясно, что власть номенклатуры в России восстанавливается, и наше общество станет постсоциалистическим, а в мировоззренческом смысле - альтернативой западному посткапиталистическому обществу.
Завтра начинается на Востоке
Европа не могла и не может чувствовать себя в безопасности при существовании Империи Русского Народа, а потому стремиться "обезвредить" это чужеродное образование на Востоке, то есть, уничтожить Россию. Практически вся 300-летняя история романовской России - это планомерное разложение устоев русской жизни при помощи захватившей власть агентуры Запада. Последние примеры такой деятельности - попытка с благословения "объединенной Европы" окончательного решения "русского вопроса" в 1941 году и стремление покончить с "больным человеком Европы" в 90-х годах. Запад всегда был крайне агрессивным и особое внимание в своем арсенале средств уделял извращению русской истории и разрушению русского самосознания через внедрение чуждых народным представлениям понятий и приучение "культурной" части общества к ним.
Подлинно народная, истинно русская по своему характеру Советская власть (при которой страна чуть ли не впервые со времен Ивана Грозного стала самостоятельным и активно действующим лицом в мировой политике) развернула работу по созданию контркультуры - альтернативы западной культуре. К сожалению, она была свернута именно тогда, когда наметился переход лидерства в мировом развитии от Атлантического мира к Тихоокеанскому, и СССР играл важную роль в этом тектоническом (правда, еще плохо нами осознаваемом) процессе ("перестройка" призвана была его затормозить). Новая власть, вооруженная русской идеей (о составных частях которой шла речь в предыдущем номере) продолжит дело Советской власти. Активное участие России в выработке альтернативной концепции развития мира в грядущем столетии и сможет сделать ее объединительницей стран - бывших республик СССР. Возвращение к контркультурному наследию и его развитие (в резонансе с глобальными геополитическими процессами) позволит стать Русской идее одной из ведущих идеологий современности в ранге квазирелигии (в котором находятся все глобальные идеи в истории человечества).
Тоталитаризм как высшая форма демократии
В России вновь (хотя и в иной, более современной форме) установится тоталитарный строй (в том числе и в нравственном смысле - общество тоталитарных личностей, всецело преданных руководящей идее и не допускающих даже в частной жизни никакого двуличия; именно своим духовным тоталитаризмом поразил мир советский человек, и надо было лишиться последних остатков разума, чтобы это достоинство обратить в недостаток). Общество, построенное на всеобщем постоянном воспитании своих членов, будет отгорожено от внешнего мира, но так, чтобы его граница оставалась "проницаемой для энергий мира", (учитывая печальные уроки СССР). И сама номенклатура тоже должна стать "проницаемой" для наиболее одаренных выходцев из разных слоев общества, а не превращалась бы в касту жаждущих увековечить и даже передать по наследству свои привилегии (что имело место в позднем СССР и привело к его развалу). Устанавливая некое подобие автаркии (замкнутости) в одних отношениях, Россия станет самой открытой страной мира в других, - она жизненно заинтересована в "экспорте" своего, русского миропонимания во все концы планеты.
Два слова о политическом строе новой России. В ней будут в той или иной форме восстановлены два важнейших принципа системы Советов: неделимость власти (в отличие от западного принципа разделения властей) и непрямые выборы (прямые имеют смысл только при развитой многопартийной системе, чего у нас нет и не будет). Глава государства должен выбираться высшим органом государственного управления типа Государственного Совета - ВЦИКа (с использованием опыта лучшей советской Конституции 1924 года). При этом важно соблюсти два условия: во-первых, чтобы новая правящая партия (оболочка номенклатуры) не до конца сливалась с государством, и во-вторых, чтобы внутри партии действовал настоящий демократический централизм (быстро выродившийся в СССР в чистой воды централизм).
Для управления экономикой в мирное время лучше всего подходит территориально-совнархозовская система. Необходимо сохранить национально-территориальный принцип деления страны - это величайшее завоевание Советской власти, против которого ныне ополчаются не только "демократы", но и многие "патриоты". Нужно лишь понять одну тонкость: каждое национальное образование - это собственность титульной нации, тогда как вся Россия в целом (включая эти образования, а не ее остаток) - это собственность русского народа, и в каждом случае требуется находить баланс между национальными и общегосударственными интересами.
Русский идеал, на достижение которого будет направлена русская революция XXI века, - тот же, что и всегда, но и в чем-то новый: Россия должна стать страной правды и социальной справедливости, а на мировой арене - нравственным судьей, беспристрастно оценивающим все события с точки зрения высшей Истины.
Путь к интеграции через Русскую идею
По сути, интеграция стран СНГ-Балтии (хотя бы пока в рамках СНГ) уже началась. К этому их толкает прежде всего осознание народами великой исторической миссии, которую начал выполнять СССР, и честь продолжить ее будут иметь те, кто присоединится в этом деле к России, а также действие общей исторической памяти, хотя не исключается возможность и политического давления России на наиболее оголтелые националистические правительства. С другой стороны, "объединители", исходящие из того, что великороссы, украинцы и белорусы - единый народ и потому должны воссоединиться, отрицают право Украины на независимость и тем самым, хотят они того или не хотят, толкают ее в НАТО.
Национальные чувства народов надо уважать, управляемый национализм - лучшее средство от сепаратизма, и нельзя впредь вести ошибочный курс на создание искусственного образа жизни для всего населения бывшего СССР. А поскольку стержень русского самосознания - государственность, то в проявлении "имперских чувств" и заключается подлинный русский национализм, а все прочие (ныне преобладающие) "русские национализмы" уводят русского человека в сторону и потому являются антирусскими.
Угрозы гражданской войны (если ее искусственно не создадут уповающие на социальные взрывы, поклонники дореволюционных государственных институтов или ярые сторонники присоединения к России регионов других стран СНГ со значительным русским населением) в нынешней ситуации нет. Октябрьская революция стала проявлением национально-освободительной борьбы народных низов против прозападной интеллигенции, поэтому гражданская война вылилась в войну двух рас ("благородных" и "холопов"), что придало ей особенно ожесточенный характер. Сегодня такого противостояния нет.
Итак, объективная ситуация в мире, нарастающее противостояние России и Запада вновь с неизбежностью заставляют нас обращаться к образам нашей революции, гражданской войны, вообще к советскому периоду истории страны. Сколько бы ни критиковали Советскую власть, одного у нее нельзя отнять - умения осознавать назревшие нужды страны и выдвигать задачи-лозунги, понимаемые народом и, значит, находящие всенародную поддержку. Я хорошо помню, например, с каким подъемом был встречен в народе лозунг Сталина "За овладение техникой!" (многие тогда носили значок с кратким выражением этого призыва "ЗОТ"). А сейчас? Можно ли увлечь народ лозунгом "Все на борьбу с инфляцией!"? (Особенно, когда видишь разжиревших на этой "инфляции" новых "хозяев жизни"). А если у правительства свои дела, а у народа - свои, то формально легитимная власть становится незаконной по существу.
Народ все более отчетливо показывает свое недовольство низким уровнем жизни и политикой властей. Но он не поддержал и "непримиримую оппозицию" с ее лозунгом "Долой антинародный режим!", потому что не видит у нее за душой ничего, кроме стремления к власти и к обретению утраченных привилегий. Теперь самые "непримиримые" будут пытаться пробить лбом стену, дробясь при этом на все более карликовые секты, а "благоразумные" станут "карманной оппозицией" правительству. Продолжать революцию смогут только те, у кого есть новая идея, чья точка зрения выше и политики правящего режима, и лозунгов оппозиции.
Революция XXI века выведет Россию в мировые лидеры!
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199618/?18_4_2