ПОЛЬЗА БЛИЖНЕМУ
![](http://pics.livejournal.com/duel_gazeta/pic/001gqw04)
-
Вот умрет Толстой - все к черту пойдет!
- говорил Чехов Бунину.
- И литература?
- И литература.
Горький в письме к
Короленко писал: «Не сирота я на земле,
пока этот человек есть на ней!»
Блок признавался: «Часто
приходит в голову: все ничего, все еще
просто и не страшно сравнительно, пока
жив Лев Николаевич Толстой… Пока
Толстой жив, идет по борозде за плугом
за своей белой лошадкой, - еще росисто
утро, свежо, нестрашно, упыри дремлют, и
- слава богу. Толстой идет - ведь это
солнце идет. А если закатится солнце,
умрет Толстой, уйдет последний гений, -
что тогда?»
«Вот великан,
боровшийся против всемогущего
государства, имея броней только
моральный авторитет», -
писала в 1910 г. французская «Пари
Журналь».
Лев Толстой кричал
русскому обществу: опомнитесь,
остановитесь и подумайте о том, что
делаете, подумайте о своей жизни. Крик
этот беспомощно замер в воздухе,
русское общество и до сего дня катится
в пропасть.
Он назвал царя
Николая II, которого нынче
канонизировали, аки святого, «убийцей»,
«скрытым палачом, окружившим себя
злодеями», «малоумным гусарским
офицером», «пустым и ничтожным
человеком, попавшим на трон по
наследству».
Крайний радикализм
- таково мышление Толстого. Он говорит,
что нужно упростить все - формы жизни,
отношения между людьми, он логично
доказывает, что многое в нашей жизни и
общественном строе противно законам
Христа и истине по существу.
Толстой требует от
всех членов общества единовременного
нравственного перерождения в духе
гуманности. Осудив насилие, Лев
Николаевич говорил, что люди должны
изменить свой дух, призвав свободную
волю человека, искру божьего разума в
нем к действию. Толстой не намерен
делать человечеству никаких уступок. «Люди
живут по учению мира, и их беды,
воображаемые и нет, суть прямое
следствие их неправильной жизни, от
которой никто нe хочет отказываться».
«...как только я
захотел… показывать людям, что они
живут не по закону, так все на меня
опрокинулись. Книжки мои не пропускают
и жгут, и правительство считает меня
врагом своим».
«Цивилизация!
- пишет Толстой. - Но кто же вам
сказал, что цивилизация ведет к счастью!
Вот, говорят, разовьется цивилизация,
завертятся машины, все будут счастливы...
С чего это? Нет, цивилизация и наша, и
бывшие до нее, придет к концу и погибнет,
потому что она не что иное, как
накопление уродливых инстинктов
человечества. Разве до нас не было
цивилизаций? Была египетская, потом
вавилонская, ассирийская, еврейская,
греческая, римская... Где они? Привели
они к счастью? Все погибли, и туда же
пойдет и наша!»
«И всякий бьется изо
всех сил, чтобы добыть то, чего для
истинного счастья ему совсем не нужно.
Мало того, достигнув одного, ему
становится мало, и он бьется и мучается,
чтобы достать больше и еще больше.
Нужно еще и еще, и этим все больше
отягчается и так измученная душа,
которой уже некогда искать
действительной истины и сознавать
сделанную ошибку».
Причиной многих
несчастий в жизни и неустройств,
говорит Лев Толстой, является то, что мы
не живем согласно своим убеждениям, а
совершаем много сделок с совестью.
Между тем, такие сделки ничего, кроме
вреда, не приносят. Нужно сохранять
моральную чистоту, стремиться к
самосовершенствованию, а путь
компромиссов не для этого. Ему
возражали, что в обществе это
невозможно, но писатель был
категоричен: должно быть так!
«Русский народ
подобен сказочному витязю, который
стоит на распутье и читает надписи на
камне, сулящие ему гибель на обеих
дорогах, - говорит
Толстой. - России предстоит новый
выход. Где источник зла, который
страждет Россия и который, по мнению
некоторых, ведёт ее к смерти? Зло в том,
что в России нет ни силы (pouvoir), ни власти
(aurtorite)».
Однако власть изо
всех сил травила писателя.
Самодержавие, официальная церковь,
черносотенцы доходили до прямых угроз,
только чтобы заставить смутьяна
замолчать. Призывали к расправе и
убийству Толстого. «Московские
ведомости» писали: «Пропаганда графа
есть пропаганда самого крайнего,
самого разнузданного социализма, перед
которой блекнет даже наша подпольная
пропаганда».
Толстому угрожали: «Теперь
ты предан анафеме и пойдешь по смерти в
вечное мучение и издохнешь как собака...
анафема ты, старый черт, проклят будь».
«Если правительство не уберет тебя, мы
сами заставим тебя замолчать». «В
самый день 25 февраля, - вспоминает Лев
Николаевич, - я, проходя по площади,
услышал обращенные ко мне слова: «Вот
дьявол в образе человека».
- Пойду я к старику
тому, разрушителю браков, - вопили
обыватели, - а там выхвачу нож из-за
голенищ, и - кончено!
- Еретик он и
богоненавистник! И куда смотрят! Рази
так нужно? В пушку бы его зарядил - и
бах! Лети к нехристям, за границу,
графишка куцый!..
Его поносили за то,
что он способствует развязыванию
революции, а его призыв к ликвидации
частной собственности есть «полный
развал государства» и превратит всех
порядочных людей в нищих, что он
разрушает веру во «всемогущество бога».
Церковь
безумствовала, забыв о терпимости,
смирении, скромности. Ей было что
терять! Иоанн Кронштадтский сочинил
молитву о скорейшей смерти Толстого. Он
писал в 1902 г.: «Толстой - известный
богоотступник и богохульник. Дерзнул
изобразить Христа на картине во весь
рост не Богочеловеком, а простым
человеком... Каково же русское
интеллигентство, отрекшееся от
христианства вместе со своим
лжеучителем?... И мы смело обличаем это
безверие и безумство, - это современное
бешенство неистовой и буйной молодежи,
именуемой образованной... Господи! Да
возопиет кровь твоя против всех
крамольников, да и воздаст им Господь
праведным отмщением!»
Другой церковный
деятель святой Феофан Затворник вопил,
что: «У этого Льва (Толстого) никакой
веры нет. У него нет Бога, нет души, нет
будущей жизни, а Господь Иисус Христос
- простой человек. В его писаниях - хула
на Бога, на Христа Господа, на Святую
Церковь и ее таинства. Он разрушитель
царства истины, враг Божий, слуга
сатанинский. Этот бесов сын дерзнул
написать Новое Евангелие, которое есть
искажение Евангелия истинного. И за это
он есть проклятый апостольским
проклятием. Апостол Святый Павел
написал: «Кто новое Евангелие будет
проповедовать да будет проклят,
анафема» (Гал.1,8). Толстой есть
подделыватель безчестнейший, лгун,
обманщик. В наших духовных журналах он
разобран до последних косточек и
всесторонне обличен в безумии и
злоумии».
Лев Николаевич
относился к угрозам спокойно и
равнодушно. «Жалко, что есть
ненавидящие меня люди, но это мало
интересует и совсем не беспокоит».
Еще в 1854 г. он писал в дневнике: «Я
твердо решил посвятить cвою жизнь
пользе ближнего. В последний раз говорю
себе: ежели пройдет три дня, во время
которых я ничего не сделаю для пользы
людей, я убью себя».
В зрелые годы он
говорил, что «Круг чтения» да «Письмо
китайцу» считает, пожалуй, лучшими из
своих сочинений. ««Война и мир» -
самое глупое из моих сочинений». Он
отказался от беллетристики, досадовал
на свои ранние произведения. «Странно
было бы, - говорил Толстой, - если бы
я в мои годы, при малом времени, мне
остающемся, занимался бы описанием
картин природы, восхода солнца или
любовной интриги, когда есть много
важного и необходимого, что надо
обдумать и о чем следует сказать. Я не
только не пишу ничего
беллетристического, но не читаю, разве
уж когда утомишься и не хочется делать
ничего, пробегаю несколько лучших
стихотворений Пушкина».
Вместе с народом
Петербургские
рабочие Фабрики Мельцер писали Льву
Толстому: «Шлем привет неустанному
работнику мысли, художнику слова,
защитнику угнетенных пролетариев,
силой великого таланта борющемуся с
властью тьмы».
«Мы, русские рабочие,
гордимся Вами, как национальным
сокровищем», - писали с
Балтийского завода.
Со всех сторон в
адрес писателя шли искренние и
трогательные приветствия, Россия,
настоящая, живая, ценила Толстого и
молилась за его долгие лета.
«Бичуя ложь и
насилие, срывая маски с фарисеев и
мракобесов, Вы подняли высоко над
землей факел истины и справедливости,
освещая им человечеству тернистый путь
в царство всеобщего братства и счастья...
В нашей тяжелой трудовой жизни с ее
лишениями и невзгодами мы не теряем
веры в торжество света над тьмою и
правды над ложью».
«Великий писатель,
поздравляем тебя с долголетней жизнью,
которую ты посвятил для блага народа,
который не весь еще тебя понял. Но
настанет время, когда каждый будет
сохранять в душе сказанное тобою слово»
(крестьяне).
«Да живите и
бодрствуйте на благо человечества! Не
проглотит и не удавит Вас ни тюрьма
наша русская, ни виселица; настолько Вы
велики, настолько они ничтожны для
этого. Недосягаемо для них выросли Вы».
«Ваши слова
раздались как удары колокола в духоте
позорного молчания. Люди дремали, и
никто их не будил...»
Однако те, кто любил
Льва Толстого, все больше не принимали
его учения о непротивлении злу
насилием. Критика росла, отражая сдвиги
в сознании народа, которого не
устраивали зверские условия жизни в
царской России. Толстой пишет о встрече
с молодым человеком нездорового цвета
умного и недоброго лица с понурым
взглядом. На голове его сидела синяя с
прямой тульей фуражка по модной
революционной форме тех лет. «Он
попросил у меня книжек, видно, как повод.
О земле заговорили, он сказал, что
вооруженное восстание (надо только
организоваться) - печальная
необходимость. Я сказал, что победить
зло можно только неучастием в насилии.
- Да ведь жить нельзя
стало, работы нет и земли нет. Куда
денешься?
- Вам как человеку
молодому... одно нужно. Жить хорошо, не
делать греха, не поступать против
закона Бога.
- Бог у каждого свой,
миллионы людей - миллионы богов.
- Все-таки: я бы вам
советовал перестать заниматься
революцией.
- Что же делать?
Нельзя же все терпеть и терпеть, -
отвечал он. - Что же делать?»
Однажды за чаем
Толстой рассказал о приходе к нему в
Ясную Поляну (а туда каждый день шли
толпы людей) безработных рабочих, они
просили денег на револьвер, чтобы
отомстить угнетателям за своих
товарищей. «Этого я никогда не слыхал,
они меня свалили, - признался
писатель. - Надо утишить это
раздражение народное: дать работу».
Он был подавлен встречей.
В 1907 г. у Толстого
произошла дискуссия с молодыми парнями
из деревни Ясенки. Он опять сказал о
непротивлении, христианском подходе
друг к другу, на что парни заметили:
- Жизнь учит людей, а
не учителя. Условия жизни заставляют
взять револьвер и убить.
Если бы у меня были
деньги, сказал один, то я был бы вашим
последователем.
- Напротив, в
Евангелии сказано обратное: блаженны
нищие, а богатые несчастны.
- Это старая песня! -
возразил крестьянин. - Нам давно это
попы говорят. Мы в нищенстве и
невежестве погнили. В бедности царит
невежество.
Со Львом
Николаевичем переписывался крестьянин
Никита Палагин: «...корень зла кроется
не в том, что народ иногда отвечает
насилием на насилие, - писал он, - а в
том, что насилие это применяется к
народу сверху постоянно и
систематически. Если бы народ не
отвечал насилием на насилие, а
продолжал бы из века в век нести на себе
безропотно ярмо рабства, то наступил ли
бы когда-нибудь конец этому рабству?
Нет и нет!»
«Самосовершенствоваться
хорошо только сытому, -
писал он далее, - тому, кого не съедают
заботы о завтрашнем дне, о насущном
куске хлеба... Если у человека желудок
пуст, то никакое самосовершенствование
не пойдет ему на ум и не заменит собою
куска хлеба. Прежде чем проповедовать
народу самосовершенствование, нужно
ранее накормить его досыта и одеть,
чтобы он не зарился на чужое, мозолящее
ему глаза добро».
Другой крестьянин Я.
Фетисов написал Толстому, что «толстовство
- утопия». Л.Н. не ответил на это
письмо, но настроение у него было
мрачным. «Получаю письма от юношей,
вдребезги разбивающих все мое
миросозерцание».
Крестьянин М.
Антонов: «На эти вопросы вы не
отвечаете, может быть, потому, что Вам
истина всепокоряющего непротивленства
кажется слишком ясною и всепокоряющею.
Но, в сущности, у Вас тут все до того
неясно, недосказательно, запутанно...
Выступает Ваше… непрактичное
отношение к экономическим вопросам и
внешним условиям человеческой жизни».
Политический
ссыльный С. Мунтьянов: «Нет, Л.Н., о
любви можно говорить тогда, когда
имеешь хорошее воспитание и чувствуешь
себя сытым, но когда не имеешь
воспитания и сидишь весь век
впроголодь и на тебя кровопийцы,
властелины смотрят как на раба, то тут
не до любви».
Драматично письмо
некоего С. Курдюкова от 1910 г. Приехав в
Москву из деревни на заработки, он
никак не мог найти работу. Доведенный
до отчаяния, без копейки денег, решил
покончить с собой. Однако прочитав
статью Толстого «О самоубийстве»,
решил обратиться к нему за советом. Л.Н.
немедленно ответил, послал книги. Через
несколько дней Курдюмов написал, что не
все понял в книгах «вследствие
сильной слабости как телесной, так и
умственной от многодневного голода за
неимением средств к жизни…»
Толстой был в
смятении, он говорил: «Я думаю, что
всякий думает: проклятый старикашка,
говорит одно, а делает другое и живет
иначе: пора тебе подохнуть, будет
фарисействовать! И это совершенно
справедливо. Я часто такие письма
получаю, и это - мои друзья, кто так мне
пишет. Они правы».
Из «Исповеди» можно
узнать, что Толстой был близок к
самоубийству, ибо не видел выхода из
страшного бытия, не знал, как помочь
народу. Ложась спать, он уносил шнурок
из комнаты, чтобы не повеситься. В то же
самое время, когда писатель переживал
личную драму всей своей жизни, жена его
Софья сообщает сестре, что Левочка
очень спокоен, работает, пишет какие-то
статьи.
Толстому невыносимо
было видеть свою семью, которая, по его
меркам, жировала во время чумы: «Вчера
жрут 15 человек блины, человек 5, 6
семейных людей (слуг) бегают, едва
поспевая готовить, разносить жранье.
Мучительно стыдно, ужасно. Вчера
проехал мимо бьющих камень, точно меня
сквозь строй прогнали».
«Я не могу
продолжать жить в роскоши и праздности.
Я не могу принимать участия в
воспитании детей в условиях, которые
считаю губительными для них. Я не могу
больше владеть домом и имениями. Каждый
жизненный шаг, который я делаю, для меня
невыносимая пытка… Иногда думается:
уйти от всех».
За несколько дней до
смерти Лев Толстой ушел из дома. Это был
экзистенциальный уход настоящего
человека, который может называться
таковым, имея безграничное чувство
совести.
Совесть - это голос
Бога. Совесть - одно из выражений
нравственного самосознания личности.
Так называемая моральная личность
имеет глубокое чувство
неудовлетворенности собой, неукротимо
ее стремление к совершенствованию,
такая личность берет на себя вину за
моральную неустроенность мира. Такой
человек никогда не может быть
спокойным, ибо он признает свой долг и
ответственность за то, что происходит
вокруг.
Духовная глубина
такой личности дает нам пример того,
каковыми должны мы быть, идеал Человека.
Жизнь показывает, что без чувства
совести хотя бы у большинства людей
цивилизация, построенная нами,
обречена.
«Начинайте с себя,
- говорит Толстой. - Нет в жизни никого
и ничего сильнее человека, когда он
захочет быть свободным и сильным... Быть
собой, по-своему верить и думать -
разве это так трудно, разве это
невозможно?...
Но беда в том, что
большинство так обыкновенно
рассуждает: я не могу стать совершенным
- так не для чего и стараться. Махнул
рукой и поплыл по течению, как и все
остальные. Это прискорбная ошибка в
жизни многих. Борьба с собой и есть
радость в жизни. Каждая маленькая над
собой победа - шаг вперед. В области
добра нет ведь границ для человека. Он
волен как птица. Что же мешает ему быть
добрым?
Упади раз, два, три,
но поднимись. И еще раз упади, но все
равно поднимайся».
Наталья ЕРМОЛАЕВА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200241/?41_7_1