ПОЧЕМУ НЕГРЫ ЧЕРНЫЕ

Oct 08, 2002 12:46


ПОЧЕМУ НЕГРЫ ЧЕРНЫЕ

Что касается теоретических установок в биологии, то я считаю,
что мичуринская установка является единственно
научной установкой. Вейсманисты и их последователи,
отрицающие наследование приобретенных свойств,
не заслуживают того, чтобы распространяться о них.
Будущее принадлежит Мичурину.
И.В. Сталин, октябрь 1947 г., из письма к Т.Д. Лысенко1

Нужно иметь в виду, что всему миру известные ложь и клевета,
возведенные на разработанную нами глубокую концепцию
мичуринского направления, будут раньше или позже вскрыты и сняты.
Т.Д. Лысенко, 1973 г.2

Наследственность, изменчивость, естественный отбор


В истории биологической дискуссии в Советском Союзе, в той или иной форме продолжающейся около 70 лет, было много неприятных моментов, о которых не стоило бы и вспоминать, если бы того не требовали интересы нашей Родины. Но, наверное, самым подлым и низким было то, как биологическую проблематику использовали в годы перестройки. Подлость и низость состояла не просто в грязной лжи, вылитой перестройщиками на мичуринскую биологию, ее создателей и покровителей. Самое подлое, что довольно точно излагалась суть спорных вопросов и по всем ним провозглашалась правота морганистов 40-х (формальных генетиков), хотя к 80-м годам даже в рамках классической молекулярной биологии принципиальная правота Лысенко по многим из этих вопросов была установлена. То, что этот чудовищный подлог перестроечной прессы прошел «на ура», - дополнительное свидетельство тогдашнего массового умопомрачения, не вполне снятого и по сей день. Поэтому, если мы хотим воспрепятствовать очередному использованию этой неприятной истории в антисоветских целях, а также частично сгладить последствия предыдущих подлостей, полезно было бы расставить точки над «i» в научном аспекте дискуссии, смело используя множество популярных обзорных материалов по молекулярной биологии, появившихся в последние годы. К числу таких материалов следует отнести статьи доктора биологических наук М.Д. Голубовского (ведущий научный сотрудник С.-П. филиала Института истории естествознания и техники РАН), прямо обсуждающих спорные вопросы:

1. Сопереживание чуда, «Химия и жизнь», № 4, 1997 г.

2. Неканонические наследственные изменения. «Природа», №№ 8-9, 2001 г.3

Как мне кажется, обе статьи - принципиально важный шаг в истории биологии. (Беда только, что вышли они в то время, когда общественность уже не так интересуется наукой).

* * *

Первым делом вспомним, в чем суть проблемы. Как известно, движущими силами эволюции являются закономерности наследственности, изменчивости и естественного отбора. Наследственность - это свойство природы передавать из поколения в поколение живых организмов их отличительные признаки, позволяющие организмам выжить, развиваться и размножаться в специфических для данного вида условиях внешней среды. Изменчивость - это свойство природы изменять передаваемые из поколения в поколение признаки, в результате чего эволюция не стоит на месте и появляются организмы с другими, чем у предков, наследственными свойствами. Наконец, естественный отбор на внутривидовом уровне способствует выживанию и размножению наиболее приспособленных к внешним условиям организмов, а на межвидовом уровне способствует сохранению и благополучию популяций, в которых биологически наследственные признаки и организация жизни сообразуются с внешней средой. Естественный отбор распространяет и сохраняет в природе те признаки, которые отвечают приспособлению организмов и видов к условиям внешней среды, и исключает те признаки, которые противоречат такому приспособлению.

Главный предмет спора биологической дискуссии - вопрос о соотношении изменчивости и естественного отбора, более узко - о природе изменчивости. Согласно неодарвинизму, позднее выродившемуся в формальную генетику, изменчивость происходит в результате случайных мутаций генов (которых, согласно воззрениям 80-х годов, у разных организмов от сотен до сотен тысяч). Изменился у какой-то особи один ген из сотни тысяч в половой клетке - вот и произошла мутация, наследственность изменилась. Изменившийся организм передает «мутировавший ген» своим потомкам. Скажем, у 10 тысяч особей миллионной популяции случайно произошли разные мутации. Из них одна-две улучшают приспособляемость к условиям внешней среды, 9 тысяч - ухудшают и 999 - ни туда, ни сюда. Поскольку та самая особь с «благоприятным геном» и ее потомки, получившие такой ген, лучше других приспособлены к внешней среде, то она и ее потомки выживают и размножаются лучше других (в ходе естественного отбора). В итоге вся популяция начинает состоять из особей с лучшими генами; остальные умирали, не успев размножиться и вырастить потомство. Таким образом, согласно неодарвинизму, в ходе эволюции изменчивость обеспечивает природу случайными ненаправленными мутациями, а естественный отбор отбирает из них мутации, которые приспосабливают организм к внешней среде. Как говорил крупнейший западный эволюционист Ф.Г. Добржанский, «эволюция происходит за счет отдельных удачных изменений, которые оказались полезными, но не вредными».

Согласно противоположной концепции - неоламаркизму - природа еще на начальных этапах эволюции выработала способы направленного приспособительного изменения наследственности. При изменении внешней среды сразу многие организмы изменяют свою наследственность так, чтобы лучше адаптировать ее к новым условиям. Поэтому благоприятное изменение возникает не у одной особи на миллион, а сразу у многих, скажем, у половины популяции. Естественный отбор довершает дело умной, направленной изменчивости там, где она не сработала.

Главным советским неоламаркистом был И.В. Сталин. В работе 1906 г. «Анархизм или социализм», проанализировав известные на тот момент данные об эволюции, он оптимистически написал, что неодарвинизм уступает место неоламаркизму. Поторопился товарищ Сталин - явно переоценил умственные способности своих современников. Только в наши дни неодарвинизм стал потихоньку сдавать позиции в официальной биологии.

Первая мутация

В настоящем параграфе я поведу читателя тем же путем,
который прошел сам - довольно неровным и извилистым путем  -
потому что иначе не могу надеяться, что он сколъ-нибудъ
заинтересуетсярезультатом путешествия.
А. Эйнштейн, 1917 г.

Окончание следует, используйте кнопку 'назад' для перехода
В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200241/?41_5_1

200241, М. КУДРЯВЦЕВ, ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ

Previous post Next post
Up