О НЕОБХОДИМОСТИ
СДЕРЖАННОСТИ
Полагаю,
что статья Ю.И. Мухина «О необходимости
бранных слов» вызвана его
размышлениями об эффективных способах
борьбы и горьком опыте недооценки нами
психологических средств в этой борьбе.
Смысл статьи Ю.И.
Мухина для меня заключается в
доказательстве двух установок: 1) быть
готовым применить в бою любые средства,
в том числе бранные; 2) интеллигенция,
холуйствующая перед хозяевами, ввела
запрет на бранные слова, урезав
культуру народа.
1-ый пункт
добавляется двумя уточнениями: 1а) не
применять бранные слова для связки и 1б)
буква и звук оскорбить не могут, т.к.
оскорбляет смысл, и потому фальшь
подмены слов неприемлема.
2-й пункт
разворачивается в 2-х направлениях: 2а)
интеллигенция «не делократична» по
особенностям своего русского рождения
и обречена быть «…хм»* нации, по
определению Ленина и 2б) интеллигенция
делит народ по используемым словам на «культурный»
и «некультурный».
Попутно даётся
смелый педагогический совет: объяснить
своим детям (Слава Богу, не чужим!)
правильное применение бранных слов.
Итог статьи: крышка
государству без употребления бранных
слов, которые помогают отличить «хороших»
людей от «плохих».
У меня свой
жизненный опыт, с него и начну.
Мой дядя Костя любил
выпить и «погулять». Иногда собирались
у моего отца - его брата. Отец был
гостеприимен, любил застолье, хорошо
пел и играл на гармошке. Однажды во
время такой вечеринке дядя Костя
услышал, что я (лет 10-12) в запале игры
назвал кого-то «сукой». И, хотя он
употреблял слова покрепче и почаще,
дядя был неприятно задет моим «выражением»
и пожаловался отцу. Отец, прошедший, как
и дядя Костя, две войны (в том числе
финскую), дал мне нахлобучку - ясно
показал, как в семье оценивают моё «богатство
языка». Замечу, что отец всю жизнь
проработал шофёром, в 42 года поступил и
закончил курсы механиков для
собственной компетенции (остался
шофёром). До конца жизни оставался
выдержанным по стилю общения и
приветливым по духу, что отмечалось
разными людьми. Даже с разрушенной
болезнью психикой ни разу в конце жизни
не выругался, хотя обходился без
религиозных обрядов. О матушке и
говорить нечего. Её религиозность
помогала ей в тяжелейшей болезни на 87-м
году жизни. Она «чёрного слова» - брани,
- как огня, боялась. Этим я хочу сказать,
что не интеллигенция накладывала табу
на бранные слова.
В 1960 году я был с
родителями на р. Медведице, притоке
Волги, в селе Медведица, на
изолированном полуострове, у колхозных
пенсионеров Ивана Васильевича и
Устиньи Ивановны. Они не были набожными,
были истинными русскими крестьянами, и
за всё время я ни разу не слышал от них
бранных слов. Светлая им память! А уж
русским языком они владели! Однажды их
соседка, молодая, «раскованная»
одинокая женщина, так описывала при
народе на пристани в ожидании
теплохода пьянство квартировавших у
неё командированных: «вся работа у них -
блюют и ссут, ссут и блюют». Народ
слушая, посмеивался, но такой
откровенный стиль не поддерживал, «не
заражался». Там же поселившийся
ленинградский писатель так
сладострастно ругался, что колхозный
пастух робел.
Пример глубины
воздействия слова приведу из жизни
родителей. В начале супружеской жизни
они жили в бараке (кстати, матушка
говорила, что в бараке была комната на 40
человек, и семейные завешивались
занавесками, не вызывая никаких
скабрезностей). Ванны не было, мыться
ходили в баню в разное время. Однажды
отец пришёл из бани и говорит: «Аннушка,
я стал одеваться, а носочек с дырочкой».
Матушка вспоминала: «Я как представила,
что вокруг него люди смотрят, меня в жар
бросило. И с тех пор ни одной дырочки ни
на одной вещи». Такая вот
результативность слова для
нормального человека.
На основании этого
опыта я и оцениваю утверждения статьи
Юрия Игнатьевича по существу пунктов и
смысла самой статьи.
Бесспорно, в бою
применяются все необходимые средства,
в том числе и спирт, и наркотики, для
облегчения страданий раненых, но надо
ли обсуждать их пользу на страницах
газеты. Специфичное всё-таки средство (хотя
после статьи Смирнова я лечился «Смирновской»,
вот только совсем бы не залечиться; а до
статьи был устойчивый негатив к водке).
Наши предки могли
применять бранные слова в силу
ограниченности средств
психологического воздействия, но
главное, мы не знаем, какие именно слова
они применяли. Раскалять себя «бранным
словом» для убийства требуется тому, у
кого нет достаточного мотива для этого
или этот мотив не у него, а у другого -
манипулятора. Сейчас фронт «брани»
проходит по другой линии, и
психологическое воздействие требует
не примитивной брани, а глубокой
проработки смысла, чем Вы, Юрий
Игнатьевич, успешно занимаетесь.
Познер воспринимался убедительнее на
фоне бранящегося соперника до тех пор,
пока выдержанный стиль бойца АВН,
бьющий логикой, не заставил Познера
сорваться и показать, что он считает
народ быдлом. После этого Познер ушёл в
отпуск. Брань, действительно, последнее
дело, когда уже нет никаких
средств для борьбы. «Ура!» в бою было
сильнее брани.
Ценное указание не
применять бранных слов для связки
поддерживаю полностью. Вот только бы
поддержали те, которые бранятся. Кстати,
для связки употребляют не бранные, а
нецензурные слова (матерщину); так речь
о них? О каких бранных словах идёт речь?
Подлец, негодяй, мироед точнее
описывают человека, чем «выблядок».
По пункту 1б. Звук и
буква не могут оскорбить того, у кого
нет воображения. Скотина точно не
оскорбится. Оскорбить - навязать «скорбь»,
т.е. тяжёлое душевное состояние - можно
того, у кого есть душа по Мухину. Причём
западный человек просто не поймёт. Он
спросит у Кузькина в Америке фото его
мамы, поскольку Хрущёв обещал им «показать
Кузькину мать!».
Более значимы в
статье рассуждения об интеллигенции.
Признаётся, что точно определить её,
интеллигенцию, не удаётся, но выделить
её признак «неделократичности» можно.
Признак применяется к тем,
деятельность которых оценивает
госаппарат, например, актёры и
журналисты. Но под этот признак
попадают большинство служащих на
государство: учителя, врачи, инженеры,
военспецы, а раньше - весь советский
народ! По этому признаку английская и
вообще западная интеллигенция «делократична».
А значит уже не «г..нилая»! И оглупляют
свой народ со знанием дела.
Полезно отметить при
этом особенности западной и
отечественной языковой культуры. На
Западе слова из «арго», т.е.
появляющиеся в маргинальной среде,
постепенно входят в языковую среду
всего общества для обострения, «взвинчивания»
восприятия, некий шарм разговора. В
практике русской культуры старались
зашифровать, намёками говорили о
животных проявлениях человека. Слово «ватерклозет»
- немецкое, «уборная», «туалет» сначала
появлялись без привязки к
обозначаемому сегодня «удобству», а
затем использовались как шифровка «удобства».
«Пойти до ветру» появилось в народной,
а не в «интеллигентской» среде.
И парадокс, как же
эта «гнилая интеллигенция» смогла без
банных слов пересилить (прежде всего
психологически) великий народ, который
знал и употреблял все бранные
слова? В том-то и дело. Что на проблему
народ отвечал простым бранным словом,
не решая вопроса по существу, ведь
политика - «грязное дело». Да, если
делать её из грязи, использовать грязь
в борьбе за власть. Её успешно
используют шавки сегодняшней власти с
полным правом называемые «г... нации». С
кем же боролась и продолжает бороться
сегодняшняя власть? С народом?
Конкретно, со всем или с какой-то её
частью? С остальной интеллигенцией! Вот
где главная опасность для «новой
власти». И еёинтеллигенцию
прикармливают, унижают, ей угрожают.
Остаётся малая часть не продавшейся
интеллигенции, представителей которой
мы видим в АВН. Проанализируйте
социальный состав АВН.
Много слов с
положительным смыслом в Советском
периоде страны опоганили сегодняшние
растлители. Словом «интеллигент» народ
отмечал достойных людей, на которых
хотел равнять своих детей. И
интеллигенция поддерживала защиту от
нецензурных слов мирного языка
народа.
Я уверен, учтём
культуру этой части советской
интеллигенции, и лучшие чувства
разбудят в ней долг перед страной.
Заодно спрашиваю: сейчас какое время -
время брани или время «рать собирать»?
Деление на «культурных»
и «некультурных» больше требовалось
самому народу, поскольку культура
языка связана с ограничениями в
социальной среде, богатая культурная
среда - богатый язык, а он всегда был
притягательным.
Дело я вижу в другом.
В том, что «гнилая часть» интеллигенции
обставляет свои пакостные дела «галантерейными»
словами, пытаясь снизить ответную
реакцию. И здесь необходимо «за ушко, да
на солнышко», представив истинную
сущность любой их пакости. Но для этого
необходимо не громыхание бранными
словами, а убедительный разбор смысла.
Что значительно труднее. И тем не менее
Ю.И. Мухину это часто блестяще удаётся (разбираемая
статья досадное исключение).
По поводу
педагогического совета. Для подготовки
к брани я направил сына в 12 лет сначала
в нахимовскую секцию, а в 15 лет в секцию
«русский рукопашный бой». Полагаю,
ругаться он сам научится. А дом должен
быть чистым местожительством семьи.
В появлении
разбираемой статьи я виню нас,
читателей. Мало думаем, ещё меньше
пишем, переложив эту работу на Мухина.
Вот и появляется такая статья. Возможно,
для раззадоривания.
Ответ на статью я
написал с испугу. Боюсь, понимаешь, что
Юрий Игнатьевич сочтёт полезным
перейти на бранный текст вместо
блещущих умом, юмором и силой убеждения
статей. Не допусти Господи! Давай, Юрий
Игнатьевич, договоримся: если тебе
невтерпёж, я буду браниться, а ты - как
Лидер и редактор «Дуэли» - будешь меня
критиковать. Пользы для дела больше.
В. МИХАЙЛОВИЧ
* …хм
- означает междометие, которое
читатель легко расшифрует.
Строго говоря,
Вячеслав Михайлович, я пишу статьи с
одним желанием, чтобы меня поняли -
поняли ту цель, которую я обосновываю.
Если мне требовались бранные слова, то
я их и до этого употреблял не стесняясь,
поскольку мне донесение цели было
важнее, нежели то, сочтут меня «культурным»
или нет. Если я употреблял их мало, то
это только потому, что они стираются от
частого употребления - перестают быть
бранными и превращаются в мусор, что
хорошо видно по не имеющей тормозов «Лимонке».
Призывы Швыдкого
легализовать мат - из этого же порядка.
Это попытка устранить из нашей
культуры бранные слова путем их
затирания и превращения в словесный
мусор. Если после слова «выблядок» идет
удар по тыкве, то это бранное слово, а
если «До свидания», то это просто
словесный мусор.
Интеллигенция
раньше устраняла опасность путем
запрета. Ну какая разница в смыслах
между словами «пенис» и х…? Не знаете?
После последнего к вашим ногам могла
упасть перчатка, которая потребует от
вас стать с пистолетом в десяти шагах
от бросившего ее. Отчего пошли запреты?
От желания «жить дружно» с подонками,
от страха становиться с ними к барьеру.
Так что эти слова
нельзя ни затирать бессмысленным
использованием, ни отказываться от них.
Они нужны для специфического дела -
для драки, для боя, для борьбы с
мерзавцами и подонками. Кто сказал, что
«наш последний и решительный» уже
позади?
И какую рать без
бранных слов можно собрать? Ту, которая
будет боя избегать? «Рать его мать»?
Вы же не против
бранных слов, Вы против нецензурных, но
Вы не задумывались о том, почему эти
обычные в свое время слова стали
нецензурными. Да именно потому, что
стали бранными и этим стали вызывать
страх. И пусть вызывают. Но не у нас. Ю.И.
Мухин
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200245/?45_4_4