В ЗАЩИТУ ГАРРИ ПОТТЕРА
Детей нужно учить так, чтобы их тошнило, рвало от учения.
Граф Уваров, министр просвещения России середины XIX века
Полтора года назад я, наивная молодая учительница, переступила порог своего класса. Мысли мои были полны любви к детям и всего того «разумного, доброго, вечного», чем я намеревалась одарить учеников.
Как давно это было!
Многие жалуются на учителей, дескать, они учат так, что учиться невозможно. Почему-то никто из учителей не вступился за своих коллег. Попробую это сделать я. Представьте себе врача, у которого в чемоданчике из лекарств только йод и клизма. Представили? А теперь объясню аналогию. После того, как я с двумя учениками отремонтировала свой класс, приведя его в божеский вид, пришло время приступить к педагогическому процессу воспитания личности каждого отдельного ученика. В первые же 5 минут выяснилось, что некоторым ученикам родители не купили учебников, а многим отдали учебники, оставшиеся от старших братьев и сестер. Что такое «старые» учебники? Это книги, содержание в которых почти такое же, что и в новых, но страницы не совпадают. Казалось бы, ничего страшного. А как прикажете записывать домашнее задание? В моем случае оно выглядело примерно так: «Новый учебник - стр. 353-356; старый учебник - стр. 405-408. Почти нов. - 354-357. Дрофа - стр. 356-360». И смотрите, не перепутайте. Но моим ученикам еще повезло: сестренка моя в 2000 г. училась без учебника немецкого языка: его мы не смогли достать даже в Москве. Поэтому учительница домашние тексты отдавала учениками ксерокопировать.
Бизнес на новых учебниках, которые по щучьему велению через 3 года становятся безнадежно «старыми», безусловно, выгоден только для тех, кто «делает» новые учебники путем смены иллюстраций. Эту бы энергию да в мирных целях!
Пойдем дальше. У учеников не хватает тетрадок, ручек. Не правда ли, ситуация несколько напоминает военные годы? Только причина другая. У родителей нет на учебники денег. Почему? Ответьте на этот вопрос сами. Знаю, что дураки «Дуэль» не читают: у них начинаются головные боли - рога отваливаются.
Одну из причин всё же назову. Это гонка за престижем. Современный подросток требует от родителей серьезных затрат. От «прикида» зависит его социальный статус в школе. Тому учит телевизор, радио, журналы, газеты. «Почему я не могу одеваться, как Бритни Спирс (Алсу)?
Эта болезнь очень серьезна. Доходит до того, что дети отказываются идти в школу в ботинках своего старшего брата, которые уже целых две недели как вышли из моды.
Современные дети очень практичны. Спросите их - надо ли учить математику, биологию, физику, информатику? «Конечно, надо!» - скажут они. Пригодится везде. А теперь спросите про литературу и русский язык. «Да кому они нужны! Написал вступительный диктант и адью!».
- А если вы будете поступать в педагогический? (дружный смех).
- Да что мы, идиоты, жить нищими!
Литература, как и искусство вообще, не имеет практического значения. Она беззащитна перед современным миром. Художественные книги дарят читателям только нравственные, моральные качества. Авторы их излагают свое понимание мира, предлагают свои варианты лучшего государства, идеальной человеческой личности. Учитывая это, попробуем разобраться, почему ученикам не нравится русская литература.
11 класс. Время поиска жизненного пути, восхищения кумирами, героями, желания следовать их примеру. Сердце рвется в небеса, душа желает подвига, а на уроках литературы…
Куприн. «Олеся». Главные герои любят друг друга, но расстаются.
«Поединок». Подпоручик Ромашов (русский воин, обладающий храбростью, умом, выделяющийся своими моральными качествами из общего окружения, погибает, преданный своей возлюбленной.
«Гранатовый браслет» также кончается смертью. То же самое в рассказах Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Легкое дыхание». Исключение только в том, что здесь достаточно трудно найти героя в полном смысле этого слова, загрязненного многочисленными литературоведческими статьями. С кого лепить жизнь свою в рассказе «Легкое дыхание»? С Олечки Мещерской, отдавшейся на диване старому папиному другу и застреленной офицером, который (это, напоминаю, казачий офицер, а не кисейная барышня) пришел в ужас, прочитав ее дневник с любовными приключениями. И эту «героиню» восхваляют за ее красоту и «легкое дыхание», ею восхищаются. И кто? Учителя! Им так приказало министерство образования.
Вслед за реалистами идут модернисты. «Шершаво-декадентские вирши в вянущих ушах». Стихи пишутся не ради смысла или призвания к каким-либо действиям, а ради сотрясения воздуха красивыми рифмами. Это мои ученики уже проходили в возрасте до одного года, когда не понимали еще речи и были способны реагировать только на интонацию. Но, боже мой, зачем им это в 16 лет? Зачем набивать этой ватой их головы? По 2-4 урока отводится Брюсову, Бальмонту, Сологубу, Белому, Северянину… Многие сейчас захотят закидать меня камнями. Учитель против классиков! А вы знаете, чье место заняли эти классики?
Н. Островский «Как закалялась сталь», Э.Л. Войнич «Овод», А. Фадеев «Молодая Гвардия», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Еще не умер этот настоящий человек, Герой с большой буквы, Алексей Маресьев, а его уже похоронила «русская» литература. Заживо погребли человека. И не отмыться теперь, не исправить непростительной подлости и неблагодарности!
Зато не успели «найти» поэму Клюева «Песнь о Великой Матери», как тут же втиснули ее в программу. А где текст? Его даже учитель иногда найти не в состоянии. А если и найдет, переводчика потребует. Что такое «порато баско», «зоблют», «налимья майка», «глаза - два гуся»?
Далее идут Оремин, Клычков, Маяковский. Первые два были репрессированы, а последний сам на себя руки наложил. А перед этим много чего интересного написал. «Я люблю смотреть, как умирают дети». Ох, как приятно детям читать! А Есенин… Знаете, что написал этот любитель и защитник животных? Жил в доме его бабушки котенок, с которым играл молодой поэт, забавлялся, смотря на его проказы с шерстяным клубком… «а еще через несколько лет из кота того сделал я шапку, и ее износил мой дед». Да, замечательный пример для подрастающего юношества.
Тут еще надо упомянуть обязанность учителя рассказать биографию писателя. Это тоже имеет значение для ученика, желающего найти свой идеал, «верный меридиан», по выражению В.С. Пикуля.
Вот грустный мартиролог наших «идеалов». Гумилев расстрелян, Фадеев застрелился. Пильняк расстрелян. Поплавский поддался на соблазн некоего француза-маньяка и принял яд, чтобы пережить «необычайные ощущения»; переживая их, он сам не заметил, как скончался.
Цветаева повесилась, Мандельштам - арестован и погиб, Вампилов утонул, Рубцов - задушен женой (?).
Футуристы даже в этом ряду отличились оригинальностью. Ничего не скажу о Маяковском, который много раз репетировал свою смерть и застрелился через 5 секунд после того, как любимая женщина вышла из комнаты. Смерть и без него косила футуристов, как будто они завоевали чем-то ее особую благосклонность. Максимович покончил с собой после неудачи своей художественной выставки, Князев застрелился от несчастной любви к танцовщице, Львова застрелилась от скуки и одиночества.
И. Игнатьев - особое дело. Этот в 19 лет был счастлив, богат и любим, готовился к свадьбе. Во время её ел, пил и веселился, а потом поцеловал невесту, вышел в соседнюю комнату и… зарезался бритвой.
Писателей-реалистов судьба, наоборот, холила и лелеяла. Горький и Куприн прожили 68 лет. Твардовский - 61 год, Шолохов - 79 лет, Пришвин - 81 год, Паустовский - 76 лет и т.д. Не только их творчество, но и их жизненный путь достойны почета и уважения. Горький, трудом и упорством выбившись в люди, до конца дней своих помогал нуждающимся. Шолохов с 15 лет воевал с белогвардейцами, написал прекрасный роман «Тихий Дон», за который Нобелевский комитет, «скрипя сердцем», вручил-таки ему премию через 25 лет. Эдуард Асадов, слепой поэт-фронтовик, канул в лету, не успев даже прижиться в учебнике русской литературы.
Его место заняли «русские» поэты: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, И.Бродский, Б.Окуджава, Б.Пастернак. Это только вершина айсберга.
Что интересно, писатели-историки исключены из программы вообще. Где вы, В.С.Пикуль, В.Г. Ян, Д.Балашов? Почему вас не включили в современную литературу, чем вы так не угодили?
Из любопытства провела анкету: что читают старшеклассники? Результаты доставили мне радость. У детей оказался хороший вкус. Лидером среди писателей оказался А. Беляев. Нравится ученикам и Булгаков, и Грин, и Пикуль. Отсюда напрашивается такое предложение - может, предоставить детям самим выбирать себе произведения? Но нет! Детям нужно преподать историю литературы, а не саму литературу. Пусть их будет от неё тошнить, зато ученики никогда не забудут, как «дромадер нюхает, морщась, рельсы».
Сжатые узкими рамками учебной литературы, ученики ринулись в фантастику. Надо сказать, что сказки, фантастику (хорошую) любят все. Даже взрослые с упоением читают Кира Булычева, А. Азимова и лучшие произведения братьев Стругацких.
Почему детям нравятся сказки?
Лично я помню только одну сказку с грустным концом. Это «Колобок». Во всех остальных добро всегда побеждает, зло наказано, главные герои - благородны, сильны и правдивы; сюжет интересен, краток, насыщен захватывающими приключениями. Стиль безукоризненный, язык ясен и понятен.
В каком мексиканском сериале вы видели это? Дальше СПИДа и рака фантазия авторов не идет. Герои могут упомянуть о своей работе, но никто их за ней не видел. Представьте Марианну у станка… Особое отношение у бразильцев к сексу. Героиня или теряет невинность в первой же серии, или носится с ней лет пять, как курица с яйцом, доводя своего возлюбленного до нервного срыва и миллионы домохозяек до неврастении. В русских сказках Иван-Вдовий сын сажает молодильные яблоки, богатыри рубят вражью силу, Василиса своим трудом заслуживает подарок даже от Бабы-Яги. А что взять с мексиканских телегероинь, кроме анализов для теста на беременность?
А теперь о «Гарри Поттере».
Сирота, уже в 11 лет привыкший к самостоятельности, терпеливый и трудолюбивый (самый любимый герой детских сказок). В школе волшебников отказывается наотрез поступать на привилегированный факультет Слизерин, потому что его «незнатные» друзья попали в Гриффиндор. Чтобы спасти подружку Гермиону, бросается навстречу троллю, которого не смогли остановить даже преподаватели. При всей своей славе Гарри не заражен «звездной болезнью». Он учится, как и все. Некоторые школьные предметы ему не нравятся, но он напрягает свою волю, чтобы их одолеть. Гарри никогда не давит на друзей своим авторитетом и ему даже слегка не по себе, когда открываются его таланты.
На фоне этого возникает закономерный вопрос к критикам Гарри Поттера: «Чем он вам не понравился?». Только не надо повторять бред про колдовские ритуалы. Честное слово, вы так об этом пишете, как будто вам удалось взлететь на швабре, протянув к ней руку и произнеся «колдовское заклинание»: «Вверх!».
Сушеные мыши, жабы и лягушки на уроках профессора Снегга, безусловно, вызывают отвращение. Но Гарри тоже относится к ним довольно прохладно и явно не относится к любимчикам преподавателя.
И еще один вопрос. Скажите, а в русских сказках нет колдовства? Иван Царевич ломает иголку жизни Кощея, крошит веретенце с заговором: «Стань березка позади, а красная девушка впереди», - купает коня в 7-ми росах, 9-ти водах, кормит жену волшебной рыбкой. Что, сжечь русские сказки, организовать крестовый поход против Бабы-Яги, колдуньи Василисы Премудрой?
Пусть ученики читают «Гарри Поттера», спорят, думают, пересказывают его друзьям. Если кто-то боится «поттеромании», напрасно. Все витрины забиты телепузиками, но у детей старше 3-х лет они никаких чувств, кроме тошноты, не вызывают.
Пусть детвора играет в хоббитов, волшебников. Мне как учителю намного приятнее слышать легко переводимый «эксперто патронус!»*, чем придурошный вопль: «Пи-ка-чу-у!».
И, наконец, совет в утешение «поттерофобам»: если вас так возмущает популярность книги англичанки, напишите свою детскую книгу, которая затмит «Гарри Поттера», и все ваши проблемы решатся сами собой.
Анекдот. Каков будет ответ в школе на вопрос: «Чем закончилась Великая Отечественная война?».
1950 г.: «Мы выиграли войну!»
1960 г.: «Мы выиграли войну. Нам помогали многие народы: англичане, американцы…».
1970 г.: «Мы выиграли войну с помощью англичан, американцев…».
1980 г.: «Как бы мы выиграли эту войну без англичан, американцев?».
1990 г.: «А мы ли выиграли эту войну?».
2000 г.: «Какая война?».
Честное слово, мне одиннадцатиклассник сказал, что Великая Отечественная война была где-то в XIX веке, когда Наполеон напал на Россию.
Ну не телепузик?
Н.М. РЫЖКОВА
* «Эксперто патронус» в переводе с латыни означает нечто вроде «лучший покровитель (защитник)». Этим заклинанием Гарри побеждает жутких дементоров.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200303/?03_05_01