ПОБЕЖДЕННЫЕ НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСУЮТ

Feb 18, 2003 12:50


ПОБЕЖДЕННЫЕ НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСУЮТ

В последнее время Москву активно посеща- ют западные политологи, которых очень бес- покоит, что Россия сдает свои позиции, уступая их победительнице Америке, и постепенно исчезает с мирового пространства как великая держава. Одним из таких народных дипломатов, который считает своим долгом помочь российским интеллектуалам осмыслить те или иные мировые события, стал профессор политологии Европейского стратегического центра имени Джорджа Маршалла Евгений ВЕРТЛИБ.

- Евгений, как вам удалось из питерского писателя превратиться в профессора американского полувоенного центра, который функционирует на территории ФРГ?

- Выехал я в Америку 27 лет назад по линии Толстовского фонда, который помогал писателям, имевшим сложности с советской системой. Не могу сказать, что мне там были очень рады, поскольку я шел не по еврейской, а по русской линии. Но тем не менее мне предоставили средства, которых хватало на оплату жилья, пачку сигарет в день и сосиски. Параллельно я подрабатывал грузчиком и писал докторскую диссертацию в Университете Северной Каролины. Однажды я летел в самолете в Вашингтон, и моим соседом случайно оказался один влиятельный политик, который выслушал мою исповедь. После его протекции предложения работы посыпались как из рога изобилия. Я выбрал центр имени Маршалла в немецком городе Гармиш-Партенкирхене.

- Кто там учится?

- Центр был основан в 1985 году после визита в Германию Павла Грачева. Учатся там офицеры из российского Министерства обороны, МЧС и дипломаты из МИДа, причем не только из России, но и из других бывших советских республик. Молодую элиту готовят к восприятию нового мирового порядка.

- За 17 лет перед вами прошагала чуть ли не целая советско-российская армия. Курсанты советского периода чем-то отличаются от российско-эсэнгэвских слушателей?

- Еще как. Первые посланцы поддерживали между собой товарищеские отношения. Они ходили друг к другу в гости, вместе выпивали. А сейчас все разделились по политическим интересам. Уровень знаний резко упал. Вопросы у слушателей становятся менее квалифицированными, а желание познать что-то новое - более зевотным. У большинства вообще нет вопросов. Их устраивают готовые ответы, которые им здесь дают.

- Получается, что они будут делать и говорить только то, что им вложили в вашем центре. Ведь другой информацией они не обладают.

- Все, что у нас им говорят, они воспринимают как истину в последней инстанции. В Россию они приедут с готовыми ответами, которые не вызывают у них никаких сомнений. Вашу элиту механически приобщают к американским ценностям, не знакомя ее с другими формами демократии.

- Как они там живут, чем интересуются?

- Интересует их в первую очередь свободное время и стипендия. А самое сложное для здоровых мужчин - целый год обходиться без женщин. Кое у кого возникает агрессия. Например, один полковник в пьяном виде у всех машин шины проколол. Кое-кто, правда, находит себе временных жен, которые их потом, когда они сбегают, по всей России разыскивают.

- Что-то в людях меняется после годичного обучения в западном центре?

- Во-первых, надо учесть, что приезжают к нам люди в основном прозападной ориентации и мечтающие сделать карьеру. Возможности для образования у нас блестящие. Мы ведь считаемся чем-то вроде Академии Генштаба. Из Америки можем любого эксперта выписать. Он прилетит на вертолете и ответит на все вопросы. Наших слушателей и в США вывозят, и в германскую армию водят.

- У вас наши люди изучают американскую демократию в теории, но вы испытали её действие на себе.

- У нас администрация американская, поэтому она считает, что если ты на госслужбе, то изволь хвалить свою новую родину. Меня дважды пытались уволить. А один раз арестовали под предлогом того, что я в рабочее время на казенной машинке напечатал личное письмо. На расследование моего проступка истратили 10 тысяч долларов. Сейчас от меня вроде бы отстали, но угрожают депортацией в Америку под предлогом ротации кадров. А у меня в Германии жена работает, дочка учится. Она не сможет к Америке адаптироваться.

- Короче говоря, свободолюбивым натурам в условиях их демократии делать нечего?

- Там все регламентировано. А мы, русские, слишком вольнолюбивый народ. Не все из нас умеют льстить, угождать и держать нос по ветру, без чего там сложно выживать.

- Кстати о русских на Западе. К местным условиям они легко адаптируются?

- Отношение к русским резко изменилось, причем в худшую сторону. Их, как и остальные нацменьшинства, пытаются ассимилировать. Поволжских немцев, например, заставляют на окна вешать такие же занавески, как у всех, чтобы они внешний вид Германии не портили. А у моей 16-летней дочки, которая по вероисповеданию православная, есть выбор - либо идти на католическое богослужение, либо в турецкую мечеть. Она, конечно, выбрала католичество.

- В общем, в Германии, да и на Западе вообще, нас с распростертыми объятиями явно не ждут?

- Нет, для Запада мы - лишний народ. И вообще интерес к России там заметно ослаб, потому что всем уже ясно, что она страна побежденная. А побежденные там никого не интересуют. Сострадания у них к русским нет никакого. Всем видно, что Россией управляют олигархи, что в ней строят систему олигархически замкнутого капитала, который работает только на себя и рассовывает деньги по западным банкам, поэтому деньги в ее экономику вкладывать нельзя. Плюс повсеместные взятки и все остальное. Словом, Россией сейчас заниматься просто невыгодно.

- Какой основной совет хотел бы дать России народный дипломат господин Вертлиб, профессор американского центра, расположенного в Германии?

- В холодной войне победила Америка. Поэтому она и навязывает свои ценности всему миру. Но истину надо искать, даже если весь мир превратится в американского вассала. Если страна не ищет высоких истин, то она загнивает. А я не хочу для России такой участи.

Светлана ДОЛГОПОЛОВА,
«Мегаполис-Новости», № 2, 2003 г.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200307/?07_03_3

Светлана ДОЛГОПОЛОВА, ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА, 20037

Previous post Next post
Up