СОВЕТСКАЯ СИМВОЛИКА В ИНТЕРЬЕРЕ

Jun 10, 2003 12:49


СОВЕТСКАЯ СИМВОЛИКА В ИНТЕРЬЕРЕ

Собственно, в заголовок я вынес заголовок же статьи последнего номера журнала Elle-декор, что рекламируется по городу. "Ай лав СССР" - этот стиль опытные, со стажем, буржуи Европы предлагают нашим коллегам и обывателям. Что нельзя опровергнуть, стереть из общественного сознания, то надо переварить - с подливочкой, дозированно, миниатюрно. Короче говоря, "в интерьере". Как она выглядит - догадаться нетрудно. Но здесь нам важно зафиксировать тенденцию и определить ее истоки.

Адаптацией атрибутики советского периода под культурные запросы обывателя россиянский производитель занимается около двух лет, совсем недолго. Рост спроса на советское, стабильное и немного романтическое (коммунистическое, целеустремленное), наметился именно после прихода Путина. Даже образ "народного президента", который настаивает на том, что "негоже быть Иванами, родства не помнящими", был вовсе не выдумкой Павловского, а потребностью изможденного диким экономическим спадом постсоветского общества.

Понятно, что буржуазные ценности в целом остались совершенно чуждыми большинству населения новопровозглашенной Эрэфии. Бытие определяет сознание. И позволить себе буржуазные вкусы при капитализме может лишь то меньшинство, которое контролирует общественное сознание и держит политическую власть - собственно буржуазия. А те 70 процентов, что живут не только не лучше советского, но и много хуже того - вот эти как раз и тянутся ко всему советскому, причем сперва-то совершенно интуитивно - инстинктивно, можно даже сказать. Как ко времени, когда было хорошо и надежно - когда "скорая помощь" приезжала скоро и бесплатно, отопление не отключали, квартплата была символической, работа постоянной и т.д. Все это - СОВЕТСКИЕ ощущения, которые зримо и незримо связаны с распространенной и субъективной атрибутикой того времени. Общественное большинство склоняется туда, где за пару последних десятилетий ему было лучше - а это и есть СССР. Поэтому стиль "Ай лав СССР" - вовсе не буржуазная прихоть или род роскоши, рискованное удовольствие. Это вынужденный реверанс буржуев и их культобслуги в сторону эпохи-антипода, в сторону того времени, когда буржуазии как класса не существовало (правда, в тенденции, в зародыше она уже вырисовывалась, потому и самой ей не заказан путь к ностальгии по 70-80-м).

Пытаясь застолбить сугубо культурные (не дай господь идеологические!) рубежи ностальгии, буржуазия, тем не менее, многим рискует. Идя на попятную перед крепнущим классовым сознанием нового постиндустриального пролетариата, буржуазия как бы отбояривается: "Нате, любите ваш серп и молот, тоскуйте по прошлому, романтизируйте пошлую действительность элементами этого прошлого, но не мешайте нам властвовать и продолжать грабеж недр и эксплуатацию населения". Но от инстинктивного интереса к серпу и молоту до осознания того, что они символизируют, не так уж далеко - была бы бытийственная почва. И она-то как раз с другой, уже не культурной, а сугубо экономической стороны и создается буржуазией в перегное ее зыбкой морали. Не только умиляться, но и понимать причины стабильности и социальной защищенности в советском периоде - а именно постигать революцию учатся те, кого буржуи считают просто "ностальгирующими".

Очевидно, что позитивные проблески в общественном сознании сопровождаются густейшей профанацией и одурачиванием люмпенизированных слоев. Это и ведущие хит-парадов в майках с тем же "СССР", и другие варианты маек, где серп и молот комментируются: "коси и забивай". Ленивый и политически апатичный обыватель адаптирует под свой интеллектуальный уровень вызванную из прошлого символическую тень социализма. Есть и такое. Но важно заметить вынужденный характер такой адаптации и серьезное - помимо навязываемого торгашами стёба - отношение потребителя к советской символике. Сегодня видел студента-продавца "Столичной вечерней газеты" (чубайсовой), у которого на рукаве красовалась нашивка с серпом и молотом под знакомыми поколению буквами "Гр.Об.". Здесь, конечно, не стоит переоценивать уровень классового и культурного самосознания современного потребителя. Но все же он, особо даже не вдумываясь, чувствует некое величие, гордость, пафос советской атрибутики - как раз этого-то и нет в буржуазной современности. Через советское просвечивает революционное - вот что важно нам и чего не учитывают буржуа, продающие такие товары слепо. А включиться с руководящим, отвлекающим импульсом в феномен ностальгии буржуа опять же не отваживаются: они вполне беспомощны перед тягой потребителя и вынуждены только его обслуживать, согласно своей же торгашеской этике. Не стоит ждать от буржуев в этой сфере коварства. Но и с нашей стороны не время расслабляться и умиляться стихийному, эстетическому полевению потребителя: важно, не теряя времени, агитационно в антибуржуазном ликбезе использовать феномен ностальгии - как рыбий нерест для добычи икры - для выращивания молодого поколения борцов с капитализмом.

Понятно, что общественное большинство никак не поддерживает путинскую "демократическую" власть. С ней считаются только по принципу "меня не трогайте да есть давайте". И пока даже при самой попустительской политике российский капитализм за счет сырьевой экономики умудряется сводить концы (беднейшее большинство, классово ненавидящее буржуа) с концами (завуалированными под "стабилизацию" интересами буржуазии) все, вроде бы, нормально. Но, при малейшем проступке демвласти, который при демократической же свободе слова не укроется за вымыслом и который заставит большинство выйти на улицы, чтобы сознательно выбирать путь дальнейшего своего бытия, - народ, неплохо и "все сильнее" помнящий и ценящий советский прецедент в жизнеустройстве, выскажет свое недоверие буржуазной элите и узрит, наконец, ничтожность и пакостность буржуазного меньшинства, его эксплуатирующего и его доли в добыче недр земли выкрадывающего.

Вследствие того, что по житейскому основанию - пресловутому благосостоянию - общественному большинству не за что любить власть, власти приходится идти на сложные культуральные ухищрения. В то время, как народ силится вспомнить и понять, было ли все на самом деле так плохо в советское время, буржуй или лакей буржуя ему на ухо шепчет или кудахчет радзинские свои заклинания: "тоталитаризм", "очереди за колбасой", "диктатура", "репрессии" и пр. Набором все тех же нехитрых заклинаний, до боли напоминающих нам песни времен гласности и демократизации, сегодня США с помощью российского телеканала ДТВ-Виасат оправдывают свои колонизаторские планы. Показывают, как плохо живут в Северной Корее массы и как здорово живет их вождь. Уловки янки не изменились - они одновременно обвиняют и в буржуазности, и в диктаторстве социалистическое руководство для одного лишь: чтобы вбить клин между народом и правительством, как когда-то у нас - между народом и партией (не без молчаливого согласия последней). Это подстрекательство не лишено разумности, ведь оно бьет по самому главному, по базисному принципу классового равенства в странах социализма. Но оставим хитрости заморских буржуев и вернемся к собственным.

Мечтой буржуа была бы как раз таки советская символика в интерьере богато буржуазном, с излишествами. Свобода стиля - а почему бы не поиграть в революцию? Этакий новый интерьерный сталинизм, необарокко при полном непонимании, нерасшифровывании вплетенной в отделочную роскошь символики. Но эта ставка - суть родовая или, как вы уже сами подсказываете, классовая близорукость буржуазии. Она рассчитывает, что массы так и будут пребывать в быдлоподобном состоянии, не смущаясь собственной неосведомленностью в вопросах своей же истории. Но информационные инструменты самой же буржуазии служат ее погребению как класса - как когда-то станки и заводы служили объединению, а рабочие школы обучению крепнущего промышленного пролетариата. Сегодня для молодого поколения в школах и вузах широко доступен Интернет - громадная библиотека и непрерывный ликбез, неподцензурный источник любой информации. Молодежь радикальна, и максимализм ей присущ - поэтому она и придет прямиком на наши сайты. Трудно переоценить роль Интернета в современном процессе поиска классовой и советской идентификации молодых граждан РФ.

Также смешно рассчитывать буржуям на полную пережитость, угасание советских эмоций в "потребителе" и на созерцание им советской символики и атрибутики только как элементов прошлого. Нет ничего навсегда прошлого или будущего, время извивается спиралью, и каждый его виток сближает кольца в определенных участках, дает возможность отчетливо видеть такой же предыдущий виток. Потребовалось десятилетие, чтобы просвещенному уму отчетливо увидеть преимущества социализма, осознать, в каком чудовищном историческом провале в капиталистическое прошлое оказалась прежде крепкая и процветающая социалистическая страна. Процветающая именно за счет социалистического своего статуса - в условиях коллективизма и надиндивидуальных ценностей. Теперь это знание нужно донести до масс. А зашифровано оно в той самой символике, которую буржуи вплетают в свой интерьер. "Пережитость" советского или дистанцированное отношение к нему означали бы полное снятие классовых противоречий в нынешнем россиянском обществе, чего нет и в помине. А значит, серп и молот, казавшиеся буржуям символами прошлого, могут заново блеснуть на солнечном восходе классового самосознания общественного большинства в захваченной ими Советской стране.

Тов. Ч

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200323/?23_3_1

ПОЛИТИКА, 200323, Тов. Ч

Previous post Next post
Up