ТЕРМИНАТОР-3: НЕ БОЙСЯ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ!
Американская
киноиндустрия осчастливила нас новым
шедевром - продолжением похождений робота-убийцы
и его маленького друга, потенциального
героя Джона Коннора (мама его, царствие ей
небесное, померла от лейкемии). Фильм сделан,
как водится, захватывающе, с размахом.
Спецэффекты и добавленный, по сравнению с
предыдущими сериями, юморок, добиваются
того, что и требуется от фильма - два часа
просмотра пролетают почти незаметно.
За грохотом
взрывов, выстрелами, скрежетом разбиваемых
машин и вертолётов как-то незаметно
проходит основная мысль фильма, внушаемая
зрителю его создателями. Тихо так,
исподволь, ненавязчиво зрителя подводят к
выводу, от которого, когда понимаешь о чём
идёт речь, волосы на голове встают дыбом…
Для того чтобы
определить, что создатели фильма внушают
зрителю, вспомним, что из себя представляет
механизм взаимоотношений зрителя и
кинокартины? Или, если быть до конца точным
в терминах, зрителя и героя фильма?
Основная
задача любого фильма - заставить зрителя
отождествить себя с героями (чаще - с
хорошими, реже - с отрицательными).
Сопереживая главному герою, зритель
проживает с ним всё происходящее на экране.
Он «пускает героя в себя», оценивая
изменение ситуации в фильме так, как это
свойственно главному герою (для этого герой
делается узнаваемым, «своим», «жизненным»),
глядя на происходящие в фильме события «его
глазами».
Зритель
срастается с героем в одно целое, по крайней
мере - на время фильма, становится
чрезвычайно восприимчив к эмоциям героя.
Это всем знакомо - достаточно вспомнить
омерзение, которое испытываешь, глядя на
жутких русских палачей из «Рембов» и других
похожих картин. Даже осознавая, что это
показывают нас с вами, мы не можем
отделаться от чувства неприятия таких
зверей в человеческом обличии - настолько
они отрицательны. А что говорить об
американцах?
Вот в этот
момент, когда зритель начинает жить жизнью
героя, ему можно всунуть в голову, на уровне
подсознания, всё, что угодно. Главное, чтобы
это «всё» было более-менее правдоподобно (или
хотя бы не сильно расходилось со здравым
смыслом), приносило герою (и
отождествляющему себя с ним зрителю)
определённые дивиденды. О чём идёт речь?
Вспомним
сюжеты двух предыдущих «Терминаторов». В
обоих фильмах герои, рискуя жизнью и теряя
близких, сражаются за то, чтобы
предотвратить мировую катастрофу. Дело
благое, ничего не скажешь.
Однако
психологическая тонкость в том, что и в
первом, и во втором фильмах герои побеждают
зло и предотвращают ядерную бойню (которая,
заметим, начинается, по фильму, с территории
США). Дело в том, что в момент, когда фильм
констатирует: всё, катастрофы удалось
избежать, зритель принимает как установку,
что эта самая катастрофа есть нечто
недопустимое, невозможное. Её можно и нужно
предотвратить, ради чего нужно бороться, не
щадя ни своей, ни чужих жизней. Как бы
жестоко это ни звучало - основная установка,
согласимся, гуманистична: нужно спасти
человечество.
Что же
происходит в новом фильме?
Джон Коннор
одинок - и это сразу вызывает сострадание
зрителя. А чем сильнее сострадание, тем
скорее зритель «впускает героя в себя». Так,
иной мужчина, чтобы добиться расположения
женщины, вызывает жалость к себе слезливыми
историями из «своей жизни» - почти
опустившийся бродяга. Такой никому не нужен
и неуспешен в жизни (что может быть страшнее
для американца?).
По сюжету ему
приходится, как всегда, сражаться со злом,
рисковать жизнью и показывать, какой он
хороший (хотя и жрал наркотики в начале
фильма). Создатели «играют» на «комплексе
среднего человека» - вот я ни на что путное
не годен, но ведь если что - я же герой, мне
просто ещё шанс не выпал!
Попутно он
влюбляется в подвернувшуюся под руку
одноклассницу (тоже намеченную жертву
терминаторши). К финалу фильма, когда до
предотвращения мирового ядерного
Апокалипсиса остаётся несколько минут, оба
подходят уже рука об руку.
Но в финальной
сцене выясняется, что предотвратить герои
ничего не могут. Их надежда спасти мир
изначально была обречена на неудачу. Сама
логика развития событий неумолимо говорит
героям: вы ничего не могли сделать,
предотвратить войну НЕ В ВАШИХ СИЛАХ.
После начала
ядерной катастрофы, которую герои
пережидают в уютном бомбоубежище,
выясняется: сбылось пророчество. И волею
судьбы недавний провидец Джон превращается
в топ-менеджера остатков цивилизации (американской,
разумеется; о том, что может быть ещё какая-то,
даже не говорится).
Получается:
спасти человечество не удалось, зато
глотавший наркотики бродяга благодаря
ядерной войне становится весьма и весьма
значимой персоной. Вот этот момент и нужно
разобрать внимательно, чтобы понять - какую
мысль вкладывают авторы фильма в своё
детище.
Как уже
говорилось, зритель отождествляет себя с
главным (положительным) героем настолько,
что начинает смотреть на мир «глазами героя».
И всё, что происходит с героем, зритель
примеривает на себя настолько, что даже в
повседневной жизни начинает вести себя, как
«свой» герой.
Как типичный
зритель, особенно американский (в силу
своей природной зашоренности), на которого,
собственно, и рассчитан этот фильм,
трактует в подсознании всё произошедшее с
героями? Трактовка эта, кстати, в силу
эмоционального воздействия на психику
зрителя с помощью специальных приёмов (изодранный
флаг США на фоне толпы повстанцев,
финальная «концовка», моральный стресс от
сознания начала Апокалипсиса, полные слёз и
соплей глаза героев…), является ни чем иным,
как программой, закладываемой в зрителя.
Итак - вот основные выводы, которые делает
для себя (на подсознательном уровне)
зритель:
1. Ядерную
катастрофу (и если шире - искусственную
катастрофу вообще) не предотвратить. Нечего
дёргаться - против силы не попрёшь. Авторы
фильма внушают мысль, что бороться против
войны нельзя - против зрителя, которому в
голову придёт такая дикая блажь, как «защита
мира», с одной стороны, играют слишком
могучие силы, а с другой… Да, ты всё равно
ничего не можешь! Вон, у Самого Джона
Коннора (а ты знаешь, какой он крутой, не
тебе чета!) ничего не получилось - так ты-то
куда в калашный ряд лезешь?!
2. Если уж
катастрофа случилась, потому что см. п. 1,
пересидеть её нужно в наиболее защищённом
месте - так вернее спастись и, быть может,
принести пользу своей стране. Зрителю
подкидывают моральное самооправдание -
почему он, не борясь против катастрофы, а «подстраиваясь»
под неё, совершает не подлость и трусость, а
практически оправданный поступок.
3. В ходе
начавшейся катастрофы появится
возможность продвинуться по карьерной
лестнице - вон Коннор, он же стал фактически
президентом! Тоже, между прочим, тот ещё был
неудачник - бродяга. Наркотики тырил в
ветлечебнице! А кем стал? То-то! И ты можешь!
Just do it!
Получается
интересная картина: с одной стороны - нечего
бороться против мировой катастрофы. С
другой - тебе-то, дорогой американец, всё
равно ничего не грозит (мы уже говорили, что
происходящее с главным героем «отпечатывается»
в сознании зрителя)! И с третьей - ты ж ещё и
выиграешь от этой бойни! Глядишь - и в
президенты выйдешь!
Всё бы вроде и
ничего - ну, что с американцев возьмёшь?
Да вот фильм с
такой установкой очень уж кстати выходит в
момент, когда от сознания силы и
безнаказанности у звёздно-полосатого
монстра окончательно «снесло крышу». Он,
похоже, всерьёз вознамерился добиться
мирового господства, не считаясь ни с чем. И
не перед чем не останавливаясь.
Первые залпы
мировой войны уже прогремели. Мир поставлен
перед фактом, что отныне США сами будут
решать на кого нападать и почему. Пока ещё
обошлось без применения ядерного оружия. Но
нет причин сомневаться, что США не станут
его применять в будущем. Тем более, что
прецедент ими уже создан.
Нас с вами,
уважаемые читатели, американская власть в
расчёт не примет - не стоит обольщаться. Но
вот своих обормотов (пардон - средних
американцев) ей следует нейтрализовать,
чтобы не выкинули какой-нибудь фортель в
самый неподходящий момент.
Для того,
чтобы пресечь саму мысль об антивоенных
выступлениях, идеологическая машина США
сейчас начнёт работать вовсю. И очередной
фильм о Терминаторе оказывается как нельзя
более кстати. Сейчас в мозги американского
обывателя начнут мощным насосом закачивать
отраву, от которой он, по логике идеологов,
должен пассивно поддерживать или хотя бы не
мешать власти разворачивать мясорубку по
всему миру.
Ладно, бог с
ними, с американцами. Нас должны заботить
наши проблемы. И в первую очередь - что нам
ждать от «цитадели демократии» в ближайшем
будущем.
Подумаем: если
она так старательно и умело убеждает своих
граждан не препятствовать развязыванию
новой войны - не есть ли это признак
готовящейся войны? Кто станет объектом
нападения? Не соберутся ли американцы при
помощи бомб и ракет устанавливать на нашей
земле тот порядок, который сочтут наиболее
удобным (для себя)?
И напоследок:
политики умеют красиво говорить. Слушаешь -
и ничего не понимаешь. Ясно только, что всё
будет хорошо (у кого - не уточняется)…
Но намерения
политиков отчётливо видны по их действиям.
И опасность, исходящую от врага, всегда
можно увидеть. Нужно только не лениться
глядеть внимательнее и думать как следует.
Ф. ЛОГИНОВ
Прислал Геннадий Николаевич
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200339/?39_7_2