БРАТЬ ВЛАСТЬ, И СПАСАТЬ НАРОДЫ

Sep 30, 2003 12:44


БРАТЬ ВЛАСТЬ, И СПАСАТЬ НАРОДЫ

На вопросы журналиста Надежды Гарифуллиной отвечает известный художник Сергей Бочаров

В каком бы городе ни устраивалась выставка произведений Сергея Бочарова, она становилась настоящей сенсацией. Художник реалистической школы, он поражает, помимо высочайшего мастерства, еще и присущим только ему взглядом на окружающую действительность. Галерея его портретов, будь то Владимир Высоцкий, всемирная знаменитость итальянский модельер Джанни Версаче, «хитрый немец Хайнц», россиянка Лена Максимова, жена Галя или «Семейный портрет», потрясает проникновением в сокровенный мир изображаемых людей и тонким психологизмом. Художнику удается схватить суть того или иного персонажа, раскрыть его душу. Венецианские и крымские пейзажи Бочарова завораживают, покоряют лиризмом и красотой. Кисть его романтична, добра, но становится ироничной и даже злой, когда выписывает отвратительные, мерзкие образы разрушителей и предателей, всех этих «грачей», которые слетелись в хищную стаю, чтобы терзать Отечество.

Сергей Бочаров вступает в пору зрелости: в этом году ему исполняется 50 лет. Поражает, как много он успел сделать: в качестве художника-постановщика снял 18 художественных фильмов, его масштабные картины «Неравный брак», «Грачи прилетели», «Кремлевская баня», «Урок анатомии» широко известны в стране и за рубежом, он профессор живописи, обладатель высших премий «Гран-при», присужденных в Италии и Франции. Сегодня художник Бочаров - гость «Трудовой России».

- Мне кажется, у вас нет проходных работ. Каждая из них всегда была актуальным откликом на вызовы времени и оказывалась в центре общественных дискуссий. Например, известное полотно, посвященное строителям БАМа. Какова история создания этой картины?

- Во времена горбачевской «перестройки» я за свои деньги проехал по всему БАМу и написал портреты ребят, которые в 20 лет начинали строить эту уникальную железную дорогу. Теперь им было за тридцать, и они построили такую махину! Меня потрясла эта мощь, новые города, люди. Поистине это была стройка века. Я написал большую работу - на полотне размером три с половиной метра были изображены первопроходцы Байкало-Амурской магистрали.

Это было время, когда уже поливали грязью нашу страну, ее историю и героические дела. Чтобы моя работа попала на выставку, я придумал хитрый ход. На картине - поезд, а на первом плане конкретные герои БАМа, которые встречают его. Рельсы идут прямо на зрителя. Я гуашью по маслу зарисовал рельсы, которые идут на нас, то есть «обрубил» их. Получилось, поезд идет в яму, то есть, оказывается, была построена железная дорога, которая идет в пропасть, в никуда. Когда отборочная комиссия увидела, что я преподнес БАМ в «духе времени», она дружно проголосовала за то, чтобы эту картину принять на выставку. Картину повесили в зале, а ночью, когда все ушли, я стер гуашь, и рельсы уже уходили не в пропасть, а в даль. Утром, увидев это, члены комиссии начали орать, что это подлог, а я начал доказывать: «Видимо, таким было освещение, и уважаемые члены комиссии тень приняли за яму. Там совершенно сухая краска, а ведь масляная сохнет неделю». Члены комиссии трогали и щупали картину, пока не убедились, что краска действительно сухая. Но они не могли понять, как же это они так просчитались. Я все время стоял возле картины, а как только отходил, председатель выставочной комиссии Олег Лошаков снимал ее. Но я тут же водворял ее на место.

- Есть ли у вас кумиры, авторитеты в живописи, в изобразительном искусстве вообще и в политике?

- Да, в искусстве из старых мастеров у нас потрясающие художники - и Вишняков, и Суриков, и Воробьев, Алексеев, Саврасов, Шишкин... Лет двадцать назад я полюбил Айвазовского, хотя прежде не понимал этого художника. Но как только сам увидел море, был поражен, как великолепно, потрясающе он рисовал эту стихию. В нашей стране такое количество талантливых художников, что мы могли бы обогатить весь мир. Ведь во всем мире такого уровня мастеров уже не осталось, потому что давным-давно там все уничтожено, вся школа. На Западе приглашают наших преподавателей, чтобы хоть как-то восстановить реалистическую школу, истинное искусство. Я преподавал в Вене и Риме.

- Ничего себе! Раньше русские художники ездили в Италию учиться, теперь, выходит, наши художники едут туда учить?

- Да, и представьте, Федерико Феллини выпустил каталог за свой счет и написал, что раньше он учился у итальянского искусства эпохи Возрождения, а сейчас мы учимся у Бочарова. Мои тамошние студенты в течение года учились у меня «чему-нибудь и как-нибудь» и тут же шли на улицу зарабатывать деньги, считая, что этой учебы достаточно.

- А почему у нас школа все-таки сохранилась?

- Потому что Советское государство поддерживало реалистическую школу живописи. Такой у нас была идеология. И была целая программа. У нас не принимали все эти новомодные «обманы». Сам капитализм - это крупный обман. А у нас нельзя было обманывать. Раньше надо было выставляться, доказывать свою творческую состоятельность, завоевывать любовь народа. Это было сложно и трудно. А сейчас любой идиот с помощью денег может внушать обществу, будто он что-то из себя представляет.

Когда вижу, как «великосветский» бомонд стоит перед «Черным квадратом» Малевича, раскрыв рты и закатив от восторга глаза, будто перед ними некий шедевр, хотя любой школьник нарисует такой «шедевр», невольно думаю, кто же здесь дурак. Не понимаю, чем там можно восхищаться.

Всю свою жизнь занимаясь живописью, я пришел к выводу, что истинную оценку произведению искусства может дать только простой человек.

Слова «искусство принадлежит народу», которые в свое время у нас «заездили», абсолютно верны. Это истина, правда. Только народ может сказать, хорошо это или плохо. А вот искусствоведы, умники всякие и пошляки из бомонда правильно оценить никогда не смогут. Это субъективные люди. Мнение же народа - это общая оценка, ее опровергнуть невозможно. Что касается «Черного квадрата», то это, я считаю, символ издевательства художника над народом. Это плевок в лицо всего народа. И это показатель уровня развития гнилой интеллигенции. Вот это ее искусство, и пусть она вешает такие картины у себя.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние культуры?

- Оно трагично. Телеэкран и подмостки заполонили не великие достижения культуры, а реклама, все эти «сникерсы». Детей, молодежь потчуют так называемой «музыкой» - тупой, пустой, не требующей усилий души. Пусть это дань моде, увлечение детства, но параллельно должно существовать и высокое искусство - классическая, духовная музыка. Когда у моей мамы спрашивали: «Слушай, если твоему Сергею сказать - садись рисовать или иди гулять на улице, что он выберет?» Мама говорила: «Ну конечно, он выберет улицу, потому что он ребенок». То есть дети выбирают то, что проще, что не требует напряжения и умственных усилий. Так и современная «музыка» с ее прыжками-скачками. А что-то сложное нужно изучать, учиться понимать и постигать. Упасть очень легко, подниматься - гораздо сложнее.

- А почему положение культуры трагично?

- Уверен на сто процентов, что это результат политики той власти оккупационной, которая командует сейчас в России. Она направлена на то, чтобы окончательно и бесповоротно уничтожить нашу страну. Они ее уже, конечно, здорово подрубили. Путин произносит патриотические речи, а действия его - антигосударственные: говорит одно, делает совершенно другое.

- Ваше видение выхода из нынешнего кризиса?

- Единственный выход - это, конечно, смена режима самим народом - методом гражданского неповиновения.

- А парламентский путь?

- Я в него не верю. Это глупость. Я был за границей, изучил их систему. Основана она на том, что там живет 10 процентов «умных», то есть господ, и 90 процентов простого народа. И вот это большинство уже на всю жизнь официально согласилось с тем, что они идиоты, которыми можно манипулировать и дурачить. Вот в чем ужас. И это великолепно сделал хваленый парламентаризм - глупость, которую придумала хитроумная демократия. Этот путь - тупиковый. Поэтому я на выборы уже не хожу.

- В горбачевскую перестройку, но особенно в 90-е годы и в начале нового века, большая часть интеллигенции активно поддерживает антинародный режим, оплевывает 70-летний советский период, чернит его, клевещет, хотя она от Советской власти получила всё. Почему произошла такая метаморфоза с интеллигенцией, которая изначально, по определению, должна служить народу, быть с ним «во дни торжеств и бед народных»? Но посмотрите, сколько перевертышей среди писателей, актеров! Вы же стоите совсем на других позициях. Что определяет ваше мировоззрение?

- У меня есть картина, я написал ее в 1989 году, задолго до этих событий. Называется «Неравный брак». Это как бы нашу страну - СССР - выдают замуж за Буша-старшего.

- Я видела ее - она ведь выставлялась в Государственной Думе?

- Да. Так вот, там я дал портреты 240 видных политиков, представителей интеллигенции, которых вырастило советское время. Я нарисовал тех, кто потом предал страну, - 240 негодяев. А в то время они еще паслись у кормушки Советского государства. Оно их кормило-поило, они сидели у той кормушки и никого к ней не подпускали. Они травили нас, а мы их ненавидели. Все их знали. Прошло время, сменился строй, сменилась власть, а они по-прежнему сидят у кормушки. Разницы никакой. На открытиях своей выставки я говорю: «Негодяй всегда останется негодяем, перевоспитать его невозможно. И добра в нем не найдешь. Он говорит на публике, что любит страну, а сам ее ненавидит. Это страшные люди!».

- А вы были членом партии?

- Я им и остался! Меня несколько раз исключали из партии. Те, кто меня тогда исключал, сейчас великолепно уживаются с новым режимом. Райком не согласился с их решениями, защитил меня. Поставили на учет в парторганизацию райкома, и я туда ходил на собрания. А теперь все эти гаденыши, которые меня исключали, стали «демократами». Но я и тогда знал, что это была просто мразь. Никакого отношения к коммунистической партии они не имели. Эта мразь всегда примазывалась к уникальным достижениям страны, к славе народной. Она всегда наверху. Причем честные люди знают ей цену. Я, например, никогда не поверю, что Михаил Ульянов может измениться в лучшую сторону. Какой он был мразью, такой и остался.

- Но на экране-то он был другим! Настоящим героем! Председатель колхоза Егор Трубников, Маршал Жуков...

- Когда снимался фильм «Братья Карамазовы», Ульянов хотел захватить власть и стать режиссером этой картины. То же самое делал его брат по фильму - ленинградский актер Кирилл Лавров. Они хороши на экране, а в жизни совсем другие. Страна дала им возможность стать выдающимися актерами, увенчала их самыми высокими наградами. Они взошли на славе русского народа.

- А потом его предали! Видимо, неслучайно все антикоммунистические, антисоветские выступления начались с Союза кинематографистов. Вы, конечно же, помните пятый съезд кинематографистов, когда наглые, крикливые, серые посредственности и бездари свергали великих режиссеров и актеров, составлявших славу советского кино.

- Сергея Бондарчука и многих других. Я был на этом съезде. Они захватили Союз, и чем это кончилось? Разрухой. Я их называю великими разрушителями. О картине «Неравный брак» 1989 года друзья говорили мне: «Вот этого ты зря сюда поместил, вот этого - тоже зря». А я отвечал: «Если он в хорошее время был негодяем, то таким и останется». Особенно сильные диспуты были по поводу Никиты Михалкова и Дмитрия Лихачева. Некоторые умоляли меня «записать» их, называли их патриотами, но я отказался. И время показало, что я был прав.

- Недавно вы были в Германии и, по слухам, писали там портреты дочерей Путина. Это была ваша инициатива или поступило предложение?

- Конечно, было предложение. Работу я сделал и хотел портреты выставить, но у меня их забрала на границе германская таможня. Пока портреты не получу, не хочу об этом говорить.

- Сергей Петрович, почему вы отказывались от премий и званий?

- Да, было такое. За картину «Ночные ведьмы» мне присудили премию Ленинского комсомола, но я отказался принять ее. Считал и до сих пор считаю, что истинную оценку художнику может дать только народ тем, что посещает твои выставки, что ему нравится твое искусство. За картину «Строители БАМа» мне дали звание «Заслуженный художник РСФСР» - я тоже отказался. А зарубежные премии беру, потому что они никакого отношения к карьере, к кормушке не имеют. У меня уже три премии «Гран-при». Первую - за лучшую батальную сцену - получил в Париже. Вторую - в Италии, в грандиозном конкурсе на лучшую картину о Венеции. Была отмечена моя «Плачущая Венеция», этой премии у нас в России удостаивался только Айвазовский. И третью премию я недавно получил тоже в Италии как лучший маринист мира. Ценность конкурса была в том, что на каждой картине висели номерки без указания имени художника. И люди выбирали только ту картину, которая им действительно нравилась. Самое большое количество номерков набрал я. Четыре мои картины завоевали первое и второе места, на третьем был Айвазовский, правда, слабая картина из современных итальянских музеев.

- У вас были грандиозные выставки в Сибири. Вас приглашают туда или это зов души?

- 27 сентября мне исполняется 50 лет, и я хотел сделать серию выставок по Сибири. За основу выбрал Тобольск, некогда бывший столицей Сибири. Очень рад, что выставка состоялась в этом прекрасном городе, который, к сожалению, сейчас уничтожают демократы. Музей под открытым небом уничтожили, всюду разруха, как после Великой Отечественной войны. Затем повез выставку в Тюмень, потом - в маленький прекрасный городок Ишим, дальше - в Сургут, за ним - в Муравленко. Это город нефтяников, и я считаю честью показать свои патриотические картины рабочим, чтобы они осознали, что происходит, хороша ли у них зарплата и как надо действовать. После этого выставился в городе Ноябрьске, оттуда вместе с женой везем картины в Нефтеюганск. Выставка побывает еще в нескольких городах, а завершить марафон хочу в Новосибирске - центре области, где я родился.

- Сергей Петрович, расскажите о своей картине «Урок анатомии». Почему такое странное название и что за смысл вы в нее вложили?

- «Урок анатомии» - это картина, посвященная путинскому времени. На ней запечатлен момент, когда анатомируют труп. В роли трупа - экс-президент Ельцин, это чудовище, которое терзало нашу страну. Ему отрезают голову, и к ней тут же тянутся аккуратные ручки. Проводит анатомический урок доктор Путин. Он как бы принимает эстафету от ельцинских мозгов, от ненависти его камарильи к нашей стране и народу. Путин находится среди тех же людей, которые были во власти и при Ельцине. Это известные олигархи и воры, которые и сейчас остались в окружении президента и чьи интересы являются смыслом и идеей современного государства. Композиция выстроена сатанинской звездой. С помощью метафоры я показал, что дело Ельцина продолжается. Западноевропейские костюмы, в которые одеты эти люди, говорят о том, что ничего русского в них нет, все их интересы - исключительно западные, дети - на Западе, деньги - на Западе и вся их жизнь повернута туда. Поэтому надежды, даже минимальной, на них нет.

- И действительно, все они смотрят на Запад?

- Да, все. Посмотрите на членов правительства, их лица - разве эти люди живут тревогами и болями нашей страны? Все их мысли и желания связаны с Западом. А я четыре года работал за границей и считаю, что это самые пустые годы моей жизни. Совершенно бессмысленная, убитая жизнь.

- Вы уже написали свою главную картину или она еще впереди?

- В беспокойное, смутное время хорошо написать картину невозможно. Материал для «Явления народу» я собирал лет 10-15, а писал ее два года. Я торопился закончить ее, чтоб помочь народу на выборах. На хорошую же картину нужно, по меньшей мере, пять лет. Задумка уже есть, но когда я ее осуществлю - трудно сказать. Необходимо спокойствие души. А если в душе тревога, волнения, художник вряд ли что напишет. Создание прекрасного требует стабильного времени. Без войн и горя. А этого последнего в России пока хватает...

- Ваша главная мечта?

- У нас фантастически богатая страна, и обидно, что так унижены люди. У нас духовно образованнейший народ, а его бросили в такую нищету. Хочу, чтобы наш народ стал свободным от унижений, чтобы жизнь его стала спокойной и благополучной, чтобы все народы России жили без войн, а каждая семья имела бы дом или квартиру и все, что нужно человеку для полного счастья.

- Это возможно при нынешней власти?

- Нет, конечно! Вот мы сейчас вернулись из Сибири. Ее коренные народы ханты, манси имеют колоссальные земли и богатства. Их захватили колонизаторы, а законных хозяев уничтожают.

- Колонизаторы - это кто?

- Нефтяные компании олигархов. Когда-то американцы уничтожили индейцев, а эти новые колонизаторы спаивают коренное население. Да еще и хвастают, что поставляют водку и у них быстрые катера «Бураны». А те напьются и на этих «Буранах» погибают. Хищники между тем захватывают землю и корчуют лес. Это чистейшей воды колонизаторская политика. В советское время продолжительность жизни ханты, манси и других северных народов подняли до 52 лет, а сейчас она официально - всего 31 год. И это - у таких прекрасных народов с уникальной культурой!

- Значит, надо брать власть в свои руки и спасать людей?

- Только так. Иначе погибнут все народы.

«Трудовая Россия», №10, 2003 г.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200339/?39_7_1

«Трудовая Россия» №10 2003 г., КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, 200339

Previous post Next post
Up