КИЧ КИНЧЕВА, ИЛИ КАК РУССКИЙ РОК РОДИЛ ФАШИЗМ
Рецензия на
альбом «Алисы» «Сейчас позднее, чем ты
думаешь» (2003)
Рок-н-ролл
российский и зарубежный мёртв. Он не
существует в рамках того целеполагания,
которое вменялось ему исходно. Рок как бунт,
как борьба с буржуазно-потребительским
стилем мёртв. Родоначальник-Запад это
констатировал в 1971-м, мы же в 1991-м только
начинали потреблять этот продукт в
массовом порядке, впуская клипы
отечественных рокеров на ТВ. Вскоре
оказалось и что наш отечественный рок-н-ролл
не тянет туда, куда ему по определению нужно:
советская система, пресловутая партократия
сдалась без боя, а воевать против кого-то
надо.
Русский рок
мёртв, но все еще живы его апостолы, и им не
хочется замолкать, признавать исчерпанной
свою историческую функцию - Шевчук, Кинчев,
Гребенщиков. Остальных не упоминаю, так как
они и раньше не претендовали на роль
проповедников-образцов - мирно
заколачивают свой лабухский бакс на
всевозможных пивных фестивалях-танцполах,
под них поколение «Пи-пи» двигает попой, и
слова песен не особо мешают.
Однако есть и
такие олдовые лабухи, которым хотелось бы
оставаться понятными, а не просто давать
подвигать попой да встряхнуть хайрами
своим молодеющим слушателям. Прежде
боровшиеся как раз с пуританством и
скованностью советской официальной
культуры (всяческими эпатажами, грубостью,
откровенной сексуальной развязностью),
теперь они стали пастырями: возраст.
Итак, «Алиса»
Кинчева. Группа как нельзя более ярко и даже
героически отражавшая в своих песнях
переломный период конца восьмидесятых. Рок-н-ролл
в СССР имел ровно противоположную функцию,
нежели на Западе: там он эпатировал и
критиковал буржуазию, здесь же - социализм.
И как-то логично стало ругать в песнях нашим
демреволюционерам от рок-музыки систему
именно советскую: где живем, там и пачкаем.
Все мы помним кино-бум периода «АССы», «Взломщика»
- рок-н-ролл входил в моду на бунтарской ноте.
Рок-музыканты становились моментально
кинозвездами: с Виктором Цоем даже Голливуд
успел контракт подписать. Что ж, вскоре бунт
и чаяния отвязных западников-лабухов на
редкость полно и логично воплотились. Не
стало ни «лесничих», ни самого «мертвого
леса». На шестом лесничем закончилась
сказка под названием «СССР».
Лесничество
без лесничего
«Алиса» в то
время была на пике популярности, именно под
ее крылом впервые возник в России феномен «фан-клуба»,
причем стихийного и огромного, «армия Алисы»
называвшегося. «Черно-красная» стилистика
как нельзя лучше подхватывала подростковый
гормональный бунт - и словно ветром
раскачанные деревца бушевали головушки
юнцов на концертах «Алисы». И я там был…
Когда «Шабаш» колесил по стране (еще стране)
в 1989-м, 90-м… Когда Костя «чуял гибель».
Однако с
падением Советской власти - после подножки
1991-го и контрольного выстрела 1993-го - наш
российский рок только начинал распеваться
во весь голос. Стали появляться группы-последователи.
И то логично: препятствий нет, играйте на
здоровье, неподцензурные вы наши.
И тут
оказалось, что не о чем петь. Некому
сопротивляться: «тоталитаризма» нема ведь,
«товарищи в кабинетах» стали магнатами или
функционерами, но от «демократии». И не
выходит славить (вспомним пример
Маяковского: «Моя революция», «Хорошо!») то,
что в результате реализации бунтарских
чаяний восьмидесятых стало в стране. Более
того: очевидно, что случившееся стало
исторической катастрофой для страны. А
глашатаи этого гибельного обновления
только вошли во вкус победы, в образ
всенародных творцов нового стадионного
звучания, нового стиля, имя которому -
русский рок.
Шевчук в годы
той «Последней осени», как известно, не
прятался от власти: пил с Ельциным горькую
за новую Россию, даже орден какой-то от него
заимел в первой половине 90-х. Кинчев же -
нет. Он оставался верен позиции
контркультурщика, пророка-бунтаря, но при
этом и не западника, не политика - его
всегда влекла этноэстетика, фольклор.
Однако это не спасло: мир изменился, и из
подвала воображения волей-неволей пришлось
вылезти. Дела шли плохо, мыкался Кинчев
между двумя столицами; говорят, видели его
на Арбате, на опохмел сшибающего: мол, это же
я, Кинчев! Но жизнь налаживалась. Альбом «Танцевать»,
помнится, наш герой самолично рекламировал
в качестве живого манекена в ГУМе, раздавал
автографы под модными логотипами
транснациональных корпораций, имеющих там
бутики.
Но рок-музыка
бунта таки требовала. Попев отвлеченно-аполитично,
даже в чем-то патриотично для вынужденного
комивояжера-«россиянина» о трассе Е-95,
Кинчев вернулся к теме того, что происходит
в государстве Российском. Все же тревожило
Кинчева ощущение, что непорядок царит,
западные ценности разлагают социум -
кстати, те самые, которые рокеры вчера еще
славили. И вот пошел он в новый поход на
культурных «инородцев».
Однако начал
это странно. Первый блин, «Солнцеворот»,
стал, по его словам, ответом Гражданской
Обороне - попыткой «перевернуть свастику»
в другую сторону. Кинчев счел, что фашизмом
веяло от «Солнцеворота» Г.О. Это тем более
странное умозаключение, что центральная
композиция альбома - гимн советского
интернационалистического патриотизма «Родина».
Однако Кинчеву это дело явно не понравилось.
Сильно задел поэт-гражданин Летов Кинчева:
недаром же последний так и следует по пятам
названий песен Г.О., если не выкрадывая, то
как бы перепевая их, переклеивая бирки
Летова на свои песни: исключая при этом в
них советскую героику, что характерно.
Панки, хайль!
Как и
полагается антисоветчику, Кинчев намеренно
в песнях уходил от реальности, политической
материальной реальности, в которой
очутилась страна в 90-х. И, конечно же,
советской эпохи для него как не бывало.
Кинчев углублялся в своей образной
башлачевщине в метафорические недра
досоветской культуры и языка, на уровне
поэзии держа вектор, скажем условно,
Хлебникова. Которого, кстати, не чурался и
Егор Летов, однако именно он при этом не
забыл сказать, открыто и недвусмысленно
вписав свои строчки в песню Черного Лукича
«В Ленинских горах»: «Воскресшим буржуЯм
внимает пролетарий».
Но Кинчева
несло совсем в другую сторону, прочь от
исторической и классовой рефлексии. Куда -
сейчас увидим. Осудив Летова за фашизм,
Кинчев не просто его переплюнул - он,
похоже, и «Коловрат» затмил. Если вас
интересует феномен того, как логично, ни
шага в сторону не делая, наш
демократический русский рок пришел к
фашизму - купите последний альбом «Алисы».
Кстати, эта тенденция подтверждается и «Крещением
огнем» Арии, не вспоминая уже о менее
известном Иване-Церевиче. Отпев рок-н-ролльную
романтику, поросль контрреволюции
закономерно погрузилась в мелкобуржуазный
национализм, запела о героях пятой расы, «арийском
роде»…
Песня «Небо
славян» - закономерное порождение
воображения деклассированного Кинчева.
Деклассированного, к слову, исходно - с
восьмидесятых. Этим Кинчев и кичился,
издеваясь над осуждавшим подобных ему
языком советских институтов воспитания.
Вот и докичился. Песня вдохновенная,
сильная - тем она и опасней. Это буквальное
воспевание шовинизма, вызываемого
чрезмерной почвенностью. Причем, опять ни
слова о советской эпохе: карта СССР
воспевается именно как земля славян.
Жандармское словечко «инородцы» звучит во
всем пафосе вокала Кости на этом альбоме
рядом с такими перлами, как «единоверцы», «слезы
икон» и т.д. Архаика та еще. «Белая рать»…
Прямо-таки white power и белогвардейщина в одном
флаконе. Славянофилия дремучая, какая
бывает у поэтов да попов только. Впрочем,
налицо мелкобуржуазный и мещанский спрос
на такие образы.
Мелькают и
антибуржуазные нотки (песня «Антихрист»),
но главное то, что соответствующих
революционных, классовых выводов из ноток
этих не делается, разрешения эти аккорды не
имеют. Да, плохо, когда миром правят деньги
- но что же, господин Кинчев, вы от этого
предлагаете нам податься в глубины почв, к
национализму пещерно-общинному, сбиться в
скиновские стаи-«фронты»?
Отдадим
должное Кинчеву: он пришел к такой позиции
не вдруг. Еще в девяностых он любил на
концертах между песнями повторять
интродукции вроде: «Мы же православные, нам
чужого не нужно…». Говорил это он тому
воображаемому человечку-постсоветикусу,
которого контрреволюция лишила социализма,
родины, советской идентичности. Да уж -
отсеки советское, так и останется только
дореволюционное. А там единственно
идеологичное, за что можно ухватиться, это
как раз православие, сросшееся с
мессианством. И эта воронка стремительно
сейчас затягивает «россиянство» не только
в сфере рок-музыки.
Рамштекс по-кинчевски
Комичнее
всего, что и свой любимый рок-н-ролл Кинчев
умудряется приплести к реакционным
откровениям зрелого демнационалиста.
Персонаж песни «Всадники» по имени Блюз (к
слову, музыка чернокожих «инородцев») в
трактовке Кости оказывается «опричником
неба», тем, кто опровергает «все, чем
дорожит зверинец». Вот ведь запутался наш
герой!
«Зверинец»,
дядя Костя, как раз контрреволюция,
уничтожившая нашу с вами Родину, устроила
на руинах СССР. И главная забава этого
зверинца - трахаться в туалетах, да
вытрясать мозги под музыку, хотя бы и вашу.
Не вы ли долбили во «Взломщике» по
троллейбусу на свалке железякой с криками:
«Это моя жизнь, это мой кайф!»? То был именно
зверинец, куда вы приглашали новые
поколения. Что ж вы тужите оттого, что
теперь свалкой стала вся страна?
Да ладно бы
тужили тихо, по-есенински - вы же пытаетесь
указать путь вашей «армии». А путь этот
отчетливо фашистский. Недаром в «Небе
славян» барабанный ритм подхватывает
строевой шаг. Ей-богу, «Коловрат» отдыхает!
Характерно здесь, что «Алиса» пошла на
саундовый плагиат: звуковая фаши-эстетика
неизбежно ввергла гитару Шаталина в
подражание Rammstein’у - причем,
провинциальнейшее, надо сказать.
Итак, вот итог
контрреволюционной антисоветской героики
соврока, затем ставшего русским роком.
Бунтарство анархических, деклассированных
элементов от рок-музыки в период путинской
реакции, когда в стране могут произойти
серьезные волнения, становится на сторону
националистически настроенной буржуазии.
Национализм, богоискательство,
православный реванш - вот букет, в который
распустились мечты рок-демократов о победе
над тоталитаризмом. Одну родину разрушили,
другую найти все не удается. Но надо же во
что-то верить? Назад, в позапрошлое! К
монастырям, шутам... Новый, более
безжалостный и бесчеловечный тоталитаризм
грядет в песнях Кинчева: циничный,
буржуазный, признающий право сильного за
богатым. И никакое православие тут не
поможет «отмазать» вами же, «дурнями»,
напророченную действительность.
Позор,
очевидный позор и крах героики когда-то
свободолюбивой «черно-красной» «Алисы». В
эстетике же - все та же отчаянная
образность, выдающая желание заслонить
реальность сном, иконой. Эклектика русского
рока вообще феномен сатирический: исходно
западная, афро-американская музыка,
сдобренная фольклорными эпизодами,
становится почвой для реваншизма
оправославившихся на постсоветском
безверье нацпатриотов: «Испокон веков
граничит с богом моя светлая Русь». И партию
«За Русь святую» тут вспомнишь, и
бестселлер
г-на Зюганова… Русь, куда несешься?
Древнерусская
тоска по фашизму
Когда настало
время уйти от метафор, поговорить с
современником о текущем моменте - Кинчев
оказался ленивым почвенно-буржуазным
националистом. Предпочитающим даже в
образах уходить от политической рефлексии.
А услышав шум толп, демрокеру проще
поддаться реакционному угару и осенить
крестным благословением нарождающийся (российскому
подпутинскому капитализму выгодный на
данном этапе) национализм. Ведь, дядя Костя,
«Небо славян», каким вы его воспеваете -
это и небо казахов, узбеков, коренных
национальностей тех дальних далей, которые
вас вдохновляют. Только открестились вы
вашим православным манером от братьев
советских и эпохи советской - инородцами
их окрестив. Да и атеизм, часть советской
идеологии, у вас не в чести, как известно.
А снявши
голову по волосам не плачут. Сейчас позднее,
чем ты думаешь, дядя Костя: возродить
общественный оптимизм таким архаическим
манером вряд ли удастся, под «зверинцем»
капитализма погребена не только страна и
эпоха социализма, погребено идейное
единство советского народа. Ведь серьезно
говоря, на нынешнем этапе вернуть родину,
СССР - значит совершить революцию, снова
строить социализм, идейно возрождать Союз.
А растаскать его теперь на удельно-княжеские
патриотизмы, религиозные возрождения (мусульманские,
православные и пр.) да рок-н-ролльные
блюзоткровения ориентированной на Запад
молодежи - дело нехитрое, стервятническое,
ваше. Его и довершаете - начав с
анархического бунта против системы,
воспеваете теперь систему и эстетику,
предыдущую по исторической спирали, где
были иноки, шуты и царская солдатня,
расстреливавшая ленских рабочих. И это не
возрождение Родины - это как раз признание
того, что она уменьшилась, ужалась из СССР в
Россию, какой была до революции (хотя тогда
Российская Империя была значительно больше).
И ваш «Антихрист» это вчерашний «Взломщик»,
логическая кульминация жизни этого
персонажа: мегазвезда Костя Кинчев.
Шизгадза Джек
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200403/?03_7_2