АЙ ДА ПУШКИН, АЙ ДА СУКИН СЫН

Feb 03, 2004 12:40


АЙ ДА ПУШКИН, АЙ ДА СУКИН СЫН

В школьные годы, наверное, каждому из нас приходилось читать четверостишие Пушкина, посвящённое графу Воронцову.

Полумилорд, полукупец,

Полумудрец, полуневежда.

Полуподлец, но есть надежда.

Что будет полным, наконец.

Эти строки написаны знаменитым поэтом в годы его пребывания в Одессе, в которой в то же время жил и работал генерал-губернатор Новороссии и наместник в Бессарабской области граф Воронцов Михаил Семёнович. За что же так невзлюбил 25-летний Пушкин
42-летнего Воронцова? В самом ли деле был Воронцов придворным недоучкой с подлинкой? Г.Макогоненко в своём предисловии к избранным сочинениям Пушкина в двух томах пишет: «С весны 1824 г. жизнь Пушкина там стала невыносимой из-за преследований графа Воронцова. Верный слуга Александра I, надменный и низкий человек, граф невзлюбил Пушкина и стал травить его, унижать и писать доносы в столицу». Затем Макогоненко разъясняет, за что же граф невзлюбил так поэта. Оказывается, «за ум, за талант, за независимость». Бедному Пушкину ничего не оставалось делать, как защищаться стихами: и он написал упомянутую уже эпиграмму.

Как же несправедливы иногда бывают потомки. Этому Макогоненко да заглянуть бы в энциклопедии или в справочники и узнать, кто же такой был этот граф Воронцов и в чем же на самом деле состояла суть конфликта между ним и поэтом. Но нет, недосуг, линия партии им не позволяла проявлять творчество, вот пришлось, колеблясь вместе с ней, очернить порядочного человека.

За свои критические выступления в адрес самодержавия и крепостного права молодой Пушкин тогдашним императором Александром I мог быть сослан в Сибирь, как это нередко бывало в те времена. Однако, старания влиятельных друзей спасли Пушкина от намерения царя упечь его в Сибирь или на Соловки, и в 1820 г. он был назначен на службу на юге страны - в канцелярию генерала Инзова. Начался так называемый «южный период» в жизни поэта. Он прибыл в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), но, накупавшись в Днепре, схватил там горячку, и его друзья - семейство известного героя Бородинского сражения генерала Раевского - устроили ему поездку на лечение на Кавказские Минеральные Воды. Генерал Инзов, будучи по натуре милягой парнем и весьма добрым человеком, отпустил своего чиновника на лечение. Полечившись на Кавминводах, Пушкин далее едет в Крым и остается там, но, узнав, что генерал Инзов переведён на новое место службы наместником Бессарабии, едет к нему в Кишинёв. В 1822 г. царь принял решение объединить новороссийское генерал-губернаторство и бессарабское наместничество под одним управлением с центром в Одессе. Руководить всем этим сложным хозяйством был назначен генерал граф Воронцов Михаил Семёнович. Узнав об этом, Пушкин сам изъявил желание переехать в Одессу из Кишинёва и служить под его началом. Очень ему помогли в переводе на новое место службы друзья -
П.А. Вяземский и А.И. Тургенев. Губернатору какая разница, кто будет работать в его канцелярии - что писатель, что поэт, лишь бы службу «правил так, как надо». Однако не за тем туда ехал Пушкин. Он, как мы видели, не особенно утруждал себя выполнением возложенных на него обязанностей по службе ещё при Инзове. Точно также он повёл себя и в Одессе - вёл праздную жизнь, редко появляясь на рабочем «присутственном месте». Надо сказать, работы там в то время было непочатый край. Одесса только отстраивалась - ей и лет-то было немногим больше, чем самому Пушкину. Забот там у администрации всяких было много - надо было продолжать строительство порта, жилых домов, решать проблему водоснабжения и озеленения, внешней торговли и множество других. Но ни одной из них государственный чиновник Пушкин, получавший жалование, не желал заниматься, недосуг было. И конфликт между ним и генерал-губернатором не заставил себя ждать. Воронцов, с малых лет привыкший служить стране там, где этого требовали интересы дела, не мог смириться с такой халатностью. Но главная причина конфликта крылась в другом. Губернатору стало известно о том, что Пушкин стал настойчиво домогаться его жены - Елизаветы Ксаверьевны. Перед этим из Одессы уехала красавица Амалия Ризнич, с которой у него был непродолжительный роман. Уехавшей срочно потребовалась замена. Оно и понятно, молод и холост, уже знаменит на всю Россию, никаким конкретным делом не занят, гормоны давят на мозги - вот и решил поэт потешиться с чужой женой. Поражённый необыкновенной красотой графини Воронцовой Пушкин написал и посвятил ей несколько своих стихотворений: «Храни меня, мой талисман», «Сожжённое письмо», «Всё в жертву памяти твоей» и другие. По числу портретных рисунков, исполненных рукой поэта, образ графини Воронцовой превосходит все остальные. Профиль, анфас, абрис поразительно красивой шеи, вьющаяся прядь волос, рисунок плеч - ими испещрены поля рукописи «Евгения Онегина». Надо сказать, что сам Воронцов, будучи уже зрелым мужчиной в солидной должности, поначалу благожелательно отнёсся к Пушкину. Он открыл для него двери своего дома, тот бывал там ежедневно, обедал, пользовался книгами огромной библиотеки Воронцова (полуневежды и полуподлеца!!!). Вяземский и Тургенев, узнав об этом, не могли нарадоваться тому, что Пушкин оказался возле человека просвещённого и с хорошей репутацией. Однако события нарастали стремительно, известно уже, что страсть Пушкина никогда не развивалась медленно. Она вспыхивала быстро и внезапно, захватывая и подчиняя его себе полностью. Так произошло и на этот раз. В рабочих тетрадях Пушкина один за другим появляются портреты графини Воронцовой, а также строки, которым суждено обессмертить её. История не сохранила никаких свидетельств того, как сама графиня принимала воздыхания Пушкина, однако можно предположить, что любовь известного поэта, да и молодого к тому же, безусловно льстила ей. Видимо, музыка пушкинского стиха всё же очаровала её. Привязанность поэта к ней стала достоянием общества, пошли слухи и разговоры; естественно, в такой ситуации граф как человек, дорожащий своей честью и честью своей семьи, не мог не реагировать на них. Генерал Воронцов это вам не Ося Брик, и он не пожелал терпеть в своей семье предтечу Маяковского. Однако вполне понятное негодование мужа вызвало возмущение у Пушкина. Как так, он любит Элизу, при чём тут её муж? Что за помеха? Л.М. Аринштейн в «Непричёсанной биографии Пушкина» пишет: «Пушкин просто физически не мог выносить мужчину рядом с понравившейся ему женщиной. Никакие соображения справедливости, супружеских уз и т.п. при этом значения не имели. Он шёл напролом и искал ссоры». Каково! Искал ссоры и продолжал бывать в доме Воронцова несмотря на то, что при встрече с хозяином дома они уже друг другу не кланялись. Любой поймёт, чем был недоволен граф. Но Пушкин-то чем оскорбился? Тем, что тот не уступает ему свою жену? Каков наглец и эгоист!

К слову сказать, впоследствии - спустя десять лет - сам Пушкин попадёт в такую же ситуацию со своей женой, когда за ней стал ухаживать Дантес. За одни только прозрачные намёки в адрес своей супруги он потребует его к барьеру. В каком-то смысле Пушкину было легче: он мог вызвать нарушителя семейного спокойствия на дуэль. Но генерал-губернатор Новороссийского края не мог таким образом выяснить отношения со своим подчинённым, не рискуя стать всеобщим посмешищем. Всё, что мог сделать в такой ситуации Воронцов, это похлопотать о том, чтобы Пушкина отозвали из Одессы, что и произошло в скором времени. Возможно, мы должны быть благодарны Воронцову за это, а то ведь случись между ними дуэль, мы могли бы потерять поэта и в более раннем возрасте. Однако, Пушкин уехал в своё родовое имение Михайловское, где продолжал создавать свои произведения. А граф Воронцов продолжил свою нелёгкую службу «царю и отечеству». В русско-турецкой войне 1823-29 гг. он руководил осадой и взятием крепости Варна. С 1828 г. и по 1844 г. он снова новороссийский и бессарабский генерал-губернатор. С 1844 г. и по 1854 г. Воронцов - наместник и главнокомандующий русскими войсками на Кавказе. В 1854 г., уже подолгу болея, Воронцов попросил Николая I уволить его со всех должностей, полгода лечился за границей, но потом вернулся в Россию. Умер в Одессе в 1856 г. За два месяца до смерти он был удостоен высшего воинского звания России - генерал-фельдмаршала, с вручением ему украшенного алмазами фельдмаршальского жезла. Вот так завершилась его военная карьера, начатая пятьдесят лет назад на Кавказе молодым поручиком.

Воронцова смело можно отнести к числу выдающихся государственных деятелей России второй половины XIX в. Он сыграл огромную роль в культурном и промышленном развитии Кавказа и был одним из немногих деятелей того столетия, которые стали родоначальниками и проводниками разумной политики «замирения» Кавказа. С юных лет, посвятив себя и свою жизнь военной службе, он участвовал во всех войнах и кампаниях XIX-го века. С самого начала службы он проявлял в боях личную храбрость и отвагу, по мере взросления набирался опыта управления крупными частями и соединениями. Особенно его военный талант проявился в годы Отечественной войны 1812 г. В это время 30-летний Воронцов командовал дивизией в армии Багратиона (а Пушкин учился в лицее). Особенно он отличился при обороне Смоленска и в Бородинском сражении - его дивизия обороняла Шевардинский редут и Семёновские флеши. На завершающем этапе войны он успешно командовал дивизией в заграничном походе. Зная его выдающиеся способности, император Александр II назначил молодого генерала Воронцова командующим русским оккупационным корпусом во Франции. С 1820 г. он командир корпуса в России, а затем назначается на военно-административную работу.

Сознавая его огромную роль, император Николай I сделал жест, которого удостаивались лишь немногие - он заказал немецкому художнику Ф.Крюгеру официальный парадный портрет Воронцова со всеми орденами и медалями. Впоследствии, размноженный в сотнях эстампов, этот портрет послужил основой для создания памятника Воронцову, установленному после его смерти в Тифлисе. Памятник сохранился и поныне. В этом же городе его имя носит и один из мостов через р. Куру. Второй памятник графу Воронцову установлен в Одессе. Ему, единственному из государственных деятелей, были поставлены сразу два памятника, и оба на собранные по подписке деньги. Его имя есть на стенах Георгиевского зала Московского Кремля, зала Боевой славы. Портрет Воронцова украшает знаменитую Военную галерею Зимнего дворца. И, наконец, его скульптурное изображение есть и на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде.

Не сбылись надежды поэта о том, что Воронцов станет «полным, наконец», подлецом и невеждой. Оно и к лучшему.

М. И. АЛПЕЕВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200405/?05_7_2

М. И. АЛПЕЕВ, 200405, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО

Previous post Next post
Up