СОЛИДАРНОСТЬ

Feb 03, 2004 12:42


СОЛИДАРНОСТЬ

С большим интересом читаю вашу новую книгу «Антироссийская подлость». Вами проделана колоссальная работа. Я узнал из Вашей книги много нового. Действительно, Польша была нашим союзником по социалистическому содружеству, и многое, что касалось довоенной Польши, исчезло из основной массы доступных источников. А наши «братья» по социалистическому содружеству достаточно попили нашей крови. Вспомнить хотя бы события в Венгрии 1956 г. или события в Чехословакии 1968 г. А еще были события в Польше 1981г.

Про Венгрию 1956 г. имел представления по источникам из книг, некоторых газет и т.д. С рядом участников Чехословацких событий имел личное общение. А события в Польше лета и особенно осени и зимы 1981 косвенно коснулись и меня.

После окончания института в 1980 г. я был призван в армию на 1,5 года (не было военной кафедры). После «учебки» в 1981 году попал служить в Трижды Краснознаменную Орденов Октябрьской революции, Суворова и Богдана Хмельницкого Самаро-Ульяновскую Бердичевскую Железную Дивизию в прославленный мотострелковый полк, который находился в городе Львове.

Вспоминая те годы, удивляешься, насколько была насыщена учебно-боевая подготовка в Советском Союзе и непосредственно в нашем полку. В течение каждого месяца на две недели мы выезжали на боевые стрельбы и тактику на Яворовский (ныне сданный пузатыми «хохляцкими» генералами в аренду
НАТОвцам, которые там чуть ли не военную базу организовали) полигон. Служил я в должности зам. командира взвода в звании «сержант».

Вот, например, вторая половина 1981 г.:

Август - сентябрь месяц 1981 г. - Полк в составе дивизии принимает участие в крупнейших на то время учениях «Запад-81». Своим ходом с места дислокации полк в составе дивизии вдоль всей Западной границы маршем за три дня преодолел более 1000 км до места проведения учений - Дретуньский полигон в районе г. Полоцка на границе Белоруссии и Литвы. После завершения учений полк также своим ходом возвратился на место дислокации в г. Львов, приняв участие в Военном параде под г. Минском по случаю успешного завершения учений под руководством Министра обороны СССР маршала Устинова Д.Ф.

Октябрь 1981 г. Меня назначают начальником караула и вместе с тремя рядовыми солдатами-караульными командируют охранять железнодорожный военный транспорт - состав из 14 БМП, которые тогда производились в Чехословакии, от Западной границы (ст. Чоп) до станции Тоцкая (Тоцкие лагеря).

Возвратились в полк к концу октября. Ребята обслуживали технику после учений, те, кто был не занят, занимались мелким ремонтом в казармах. Как раз был небольшой перерыв перед началом зимнего периода учебно-боевой подготовки. Я умел резать стекло и менял повреждённые в окнах казармы. Во время резки мне в глаз попал маленький осколок стекла, и я оказался в окружном военном госпитале. Стекло мне вытащили. Те солдаты, которые лежали там, говорили мне, что я пробуду там не менее месяца. Попаду в КВ (команду выздоравливающих) и буду помогать хозчасти. Но 5 ноября, а попал я в госпиталь 1-го, меня вызвал завотделением, осмотрел и сказал, что все нормально и мне надо срочно возвращаться в полк.

Захожу в полк и глазам не верю!

В полку три трехэтажные казармы для трех батальонов и в них равномерно по этажам распределены по три роты, и кроме всех распределены «спецы» - связисты, миномётчики, АГСники и т.п. Так вот, сзади казарм до уровня второго этажа сложены штабеля боеприпасов. Ребята говорят, и я потом увидел - наши БТРы забиты боеприпасами и заправлены под завязку. Матрасов нет, все спят одетыми на голых кроватях, на ночь снимая только сапоги. Шкафы с оружием в ружейной комнате открыты, сама ружейная комната закрыта только на висячий замок. Из Ленинской комнаты вынесли столы, вместо них поставили кровати - там спят офицеры роты. Офицеров отпускают домой только по увольнительным запискам - на ночь они должны быть в казармах. - Введено «казарменное положение». Неофициально почта перестала принимать от нас письма.

Что происходило? А происходило вот что. В Польше «бунтовала» Солидарность во главе с Валенсой. Польша была на грани гражданской войны. Поляки первыми в преддверии «катастройки» начали вбивать клин в Варшавский договор и социалистическое содружество.

Собирает командир роты и объявляет, что в районе г. Яворов была попытка поджечь дивизионный склад ГСМ. Задержаны двое, незаконно перешедшие государственную границу, лица польской национальности. Поэтому приказом по гарнизону устанавливаются двойные караулы. Теперь на каждом посту будет по два часовых. И это в центре г. Львова! Можно себе представить, что творилось ближе к польской границе. Дело в том, что два остальных полка дивизии располагались - один в г. Яворов в 40 км от границы, а другой непосредственно на границе с Польшей в г. Рава-Русская.

И еще проблема. БТР-70 - основная боевая машина дивизии - 14-тонная махина. Управлять ею намного сложнее, чем автомобилем. А тут осенью почти все опытные водители уволились, а молодые еще не успели приобрести навыков вождения. Началась усиленная «обкатка» молодых водителей.

Нас, основной состав роты - стрелков, начали практически через день вывозить на Яворовский полигон совершенствовать навыки стрельбы. Я натаскался так, что по некоторым мишеням попадал на ходу с пояса. Идем на полигон, а местные жители, жившие рядом с полигоном, вместо приветствия встречали словами: «Що, хлопці, на ляха зібралися?»

Напряжение нарастало с каждым днем. Поползли слухи - выступаем 17 ноября. Потом - 20 ноября, потом - 25 ноября. Командир роты за этот месяц постарел минимум года на два.

Но вот наступило 13 декабря. Министр обороны Польши Ярузельский вводит военное положение. Хотя обстановка оставалась напряженной, это известие принесло некоторое облегчение.

Я не знаю, как эти события освещались в то время «на гражданке», наверное, очень скупо, ведь это все происходило на фоне войны в Афганистане.

Может, откликнется кто-нибудь, особенно те, кто служил в это время в Северной группе войск (в Польше). Интересно было бы узнать, что в это время творилось у них?

М. АЛЕКСАНДРОВИЧ,
Луганск

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200405/?05_6_3

М. АЛЕКСАНДРОВИЧ, ИСТОРИЯ, 200405

Previous post Next post
Up