О ПАТРИОТИЗМЕ РУССКИХ ПАТРИОТОВ

Mar 30, 2004 12:41


О ПАТРИОТИЗМЕ РУССКИХ ПАТРИОТОВ

Видит Бог, меньше всего хотел я уязвить самолюбие Александра Анатольевича Харчикова, когда писал свою статью о 7-м Всероссийском конкурсе «Песни сопротивления». Не стал бы писать и эту заметку, если бы Александр Анатольевич не затронул некоторые вопросы, обсуждение которых давно назрело. Должен сразу признаться, дабы избежать возможных недоразумений, что я являюсь поклонником Александра Харчикова, с удовольствием слушаю его песни и мои возражения барду никак не связаны с его творчеством.

Поскольку я не имею прямого отношения к организации конкурса и не хотел бы опускаться до перепалки, я не стану дискутировать по мелким вопросам. Не готов я обсуждать и практические вопросы организации конкурса, но считаю, что оргкомитет не заслужил упреков Александра Анатольевича.

Давайте поговорим о главном, тем более что сам Александр Анатольевич задал тему своей репликой: «Патриотическая работа должна идти по нарастающей, а она командой, взявшейся за проведение конкурса, проводилась слабо и нерезультативно».

В последние годы в России ширится мода на патриотизм. Патриотизм - понятие святое. Однако сомнений в его трактовке не возникает, лишь когда враг топчет родную землю. В такой ситуации, бывает, объединяются и непримиримые противники. А как быть в случае внутреннего конфликта? Гражданской войны, например? Сталин - патриот? А генерал Деникин? Кто из них и когда был более патриотичен? Сталин, который в годы Первой мировой войны, будучи одним из лидеров большевистской партии, звал к поражению царского правительства, или Деникин, который сражался за царскую Россию на фронте? Сталин, который под Царицыном стоял за власть трудящихся, или Деникин, который на английские деньги воевал за «единую и неделимую», понимая, что в случае успеха платить придется суверенитетом страны?

Патриотизм в современной России не менее противоречив, чем в годы гражданской войны, ведь, строго говоря, мы живем в воюющей стране. Руководители КПРФ и рядовые коммунисты искренне удивляются и возмущаются тому обстоятельству, что власть в лице Путина и «Единой России» перехватила их лозунги и теперь активно играет на патриотическом поле. А чему здесь, собственно, удивляться? В пропаганде российских либералов нет никакого лицемерия, нынешняя власть действительно является патриотом современной либеральной России. Страны рабов, страны господ, страны миллиардеров и нищих, страны, которая, задрав подол, бежит вослед за «цивилизованным миром». Либералы никогда и не скрывали этого обстоятельства, всегда честно говорили, какую Россию они хотят построить. Чья вина, что обыватель их не так понял? А вот современные российские коммунисты, в отличие от своих предшественников - большевиков, стесняются лишний раз уточнить, патриотами КАКОЙ России они являются. Неужели нынешней, буржуинской?

Знать, и патриотизм бывает разным. И белогвардейцы, и власовцы, и нынешние либералы - все они патриоты. Только они патриоты другой, условно говоря, антисоветской и антикоммунистической России. Хочешь-не хочешь, а вслед за классиками признаешь, что и патриотизм может быть классовым.

Патриотическая работа - вещь важная и нужная, только нам сначала надо самим определиться, уяснить, патриотами КАКОЙ России мы являемся, а уже потом нести свое понимание патриотизма людям. Вероятно, придется размежеваться с патриотами либеральной России. Как и следовало ожидать, попытка газеты «Завтра» навести мосты между белыми и красными патриотами успехом не увенчалась, так что надо определяться и с союзниками, и с самим патриотизмом. Тем более что уже теперь можно предвидеть: с укреплением власти Путина патриотизм прочно пропишется на страницах демократических газет и на телевидении. Не уверен, что нам по пути с этими ура-патриотами.

Являются ли русскими патриотами покойный И.Тальков и ныне здравствующий О.Газманов? Какие могут быть сомнения, ведь первый так проникновенно пел о тетради расстрелянного генерала, с таким придыханием произносил слово «Россия» и ронял кирпичи с Кремлевской стены на головы партократов, а второй не менее проникновенно до сих пор поет о господах офицерах и свежем ветре. Разве это не любовь к Родине и не патриотизм высшей пробы? Более того, пламенным патриотом нынешней России является и Михаил Жванецкий, его ведь никакими коврижками не заманишь на ПМЖ в Израиль или в США.

Я даже осмеливаюсь думать, что небезызвестные олигархи-миллиардеры и этнические русские А.Мордашов, М.Прохоров, В.Дубов, П.Лебедев и прочие являются большими патриотами, чем русский бард Александр Харчиков, хотя бы уже в силу того, что в случае падения нынешнего режима они потеряют куда больше, чем популярный автор-исполнитель, которому, как подлинному пролетарию, скорее всего, кроме цепей и терять-то нечего. Больших любителей русских березок и окуньков в русских речках могу успокоить: все это добро останется на своем месте при любом режиме, хотя, возможно, и в частной собственности, так что географическим патриотам всегда будет к чему припасть губой и где спеть очередную песню русского сопротивления, если, конечно, новые хозяева позволят.

А может быть дело все-таки не в березках, не в родном пепелище и не в отеческих гробах? Вроде бы все это есть, а ощущение Родины с каждым годом размывается все больше и больше. Отчего так?

В связи с этим вызывает удивление и недоумение настойчивое стремление некоторых наших товарищей переиначить название конкурса, добавив в него слово «русский»: «Ещё раз взываю ко всем НАШИМ: мы должны сменить вывеску конкурса, всё-таки он должен называться конкурсом песен РУССКОГО сопротивления! Только «Иваны, не помнящие родства», не понимают этого! Не будет духовного РУССКОГО сопротивления - не будет и России. Тот, кто этого не видит, или явный дурак, или скрытый враг в рядах патриотов!» - пишет Александр Харчиков в своем письме.

Вот так, не больше и не меньше!

Наш конкурс называется «Песни сопротивления», а чему, собственно, мы сопротивляемся? Засилию олигархов библейской национальности или реставрации капитализма? Если первому, то надо всемерно поддержать Путина: он уже начал сокращать поголовье еврейских олигархов и наращивать поголовье их русских визави. Тогда можно и поправку в название конкурса внести или вовсе переименовать его в конкурс патриотической песни. А если второму, то Путина надо гнать с поста поганой метлой, ведь при нем происходит стабилизация неокапиталистического недоноска.

Мне понятна растерянность людей, которые из-за крушения привычной среды обитания  потеряли ориентиры и опору в жизни. Но я не могу понять, когда не мальчишки сопливые, а умудренные жизнью мужики, не понаслышке знающие, что такое Советский Союз, вдруг начинают искать выход в русском национализме. Воистину, потерявший дорогу на земле ищет ее на небе.

Помним мы свое родство. Знаем, что национализм никогда - ни при царях, ни при генеральных секретарях - не имел надежной опоры в среде русского народа, надеемся, что так будет и впредь. Помним мы и то, как в страшные военные годы принимали русских в эвакуации те, кого сейчас подленько величают «черными», как делили они с нашими предками кров и пищу, как брали русских сирот в свои семьи казахи и узбеки, туркмены и таджики, киргизы и представители других народов советской Средней Азии. Тогда никому и в голову не приходило говорить о русском только сопротивлении, а «барды» тех лет не обвиняли  «Иванов, не помнящих родства», в непонимании, не честили их явными дураками или скрытыми врагами.

Что же изменилось с тех пор? Почему далеко неглупые люди охотно прибегают к подобного рода обвинениям и даже заявляют: «Не будет духовного РУССКОГО сопротивления - не будет и России»? А изменилась самая малость: той советской России, в которой большинство из нас родилось и выросло, давно уже нет! Теперь существует другая Россия, и нам еще только предстоит понять, являемся ли мы ее патриотами.

Александр Анатольевич талантливо воспевает вчерашнюю Советскую Россию, вроде бы искренне не приемлет Россию нынешнюю, но в то же время робеет перед будущей коммунистической Россией, не верит в нее. Отсюда и попытки опереться на русский национализм и православие. Во всяком случае, именно такое впечатление складывается у меня после его письма в «Дуэль» и некоторых песен, автором которых он является.

Михаил ВАЛЕНТИНОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200413/?13_7_2

Михаил ВАЛЕНТИНОВ, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, 200413

Previous post Next post
Up